Тяжелая судьба Арнольда Мери

Арнольд Константинович стал первым эстонцем, получившим звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Невзгоды, выпавшие на долю фронтовика, не сломили его, он стойко держал удары судьбы. Сначала у Мери отобрали все награды, а после развала СССР и вовсе обвинили в геноциде. 

Семейство Мери находилось на краю бедности. В независимой Эстонии, после гибели Российской империи, экономика трещала по швам. Работы практически не было, а за ту, которая все-таки находилась, платили очень мало. В 1919 году у Константина Оттовича и Ольги Федоровны (она происходила из обрусевших немцев и до замужества носила фамилию Дарендорф) родился сын, которого назвали Арнольд. С прибавлением в семействе финансовое положение стало еще хуже. Устав бороться с беспросветной нищетой, Мери в 1926 году решили перебраться в Югославию, надеясь там найти работу. И им это удалось. Константин Оттович стал трудится поваром, а Ольга Федоровна нанялась в служанки. В чужой стране Арнольд приняли православие, получив имя Адриан. Мальчишка сначала окончил русскую начальную школу, а после – Белградскую первую русско-сербскую гимназию. 

Жизнь постепенно наладилась. И семейство приняло решение вернуться на историческую родину. Произошло это в 1938 году. Арнольд сумел найти работу помощника слесаря на машиностроительном заводе. Но долго не проработал, поскольку его призвали в армию. А в 1940 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь Арнольда Константиновича – Эстония стала частью Советского Союза. В отличие от многих сверстников, Мери это событие воспринял с воодушевлением. Во-первых, большевистские идеи были близки ему по духу. Во-вторых, парень понял, что новая власть открывает перед ним множество дверей. И этим было необходимо воспользоваться. 

Арнольд начал карьеру по партийной линии. Парня, как активиста, приписали к первому городскому комитету комсомола. А затем его поставили во главе солдатского бюро. И Мери отвечал за появление новых комсомольских ячеек в армии. Уже осенью 1940 года эстонскую армию, в которой служил Арнольд, превратили в 22-й территориальный Эстонский стрелковый корпус Рабоче-крестьянской Красной армии. Мери же направили в корпусный 415-й отдельный батальон связи, возложив на него обязанности заместителя политрука учебной роты. 
Но началась Велика Отечественная война. И 22-й территориальный Эстонский стрелковый корпус оказался на передовой. Настоящее боевое крещение бойцам пришлось принять уже в июле 1941 года. Немецко-фашистские войска уверенно форсировали реку Шелонь и приблизились к городу Дно, что в Псковской области. Перед эстонцами поставили убийственную задачу – остановить противника. 

Бойцы угодили в мясорубку. На стороне противника было не только численное превосходство, но и лучшая укомплектованность оружием. Естественно, шансов на победу у эстонцев практически не было. К тому же, вскоре корпус оказался в окружении. Моральный дух бойцов был практически сломлен, никто уже не верил в то, что живым вырвется из нацистского кольца. Но все же, удача была на стороне эстонцев. С кровопролитными боями и огромными потерями они сумели вырваться из окружения и начали отступать. В конце концов, солдаты буквально уперлись реку Шелонь. Форсировали ее и начали подготовиться к обороне. Измученные, уставшие солдаты принялись рыть окопы, надеясь в глубине души, что командование их не бросит на растерзание нацистскому зверю, а пришлет подкрепление. Но… поступил обескураживающий приказ – начать атаку! Попрощавшись с жизнями, эстонцы пошли в бой. Естественно, остановить немцев у них не получилось. Все робкие попытки атаки были отбиты. А затем нацисты перешли в контрнаступление. Эстонцы отступили, форсировали Шелонь и заняли окопы. Вскоре появились немцы. Они катком прошлись по советским бойцам и направились к стратегически важному шоссе Порхов-Дно. 

Красноармейцы понимали, что у них не получится остановить врага. Их ждет смерть или плен. И они не выдержали. Отчаяние и паника были так сильны, что солдаты начали покидать окопы. Они хотели просто сбежать и хоть на какое-то время отсрочить плачевный финал. Внезапно перед обезумевшей толпой встал Арнольд Мери. Такой же измученный и раненый, но не отчаявшийся. Понимая, что сейчас все зависит только от его ораторского умения, парень заговорил. Его речь была недолгой, но максимально эмоциональной и эффективной. Воодушевленные словами Мери бойцы бросились навстречу противнику. Начался бой. Сам Арнольд Константинович получил несколько ранений, но продолжил сражаться. То ли немцы слишком уверовали в победу и не ожидали контратаки, то ли еще что, но эстонцы победили. Планы Третьего рейха были сорваны, боевая задача – выполнена. После победы никто не мог поверить в произошедшее. Чудо, которое стало возможным благодаря храбрости и находчивости всего одного солдата. 
Подвиг, совершенный Арнольдом Константиновичем, конечно, не остался незамеченным. Советское командование не стало откладывать награждение на «потом». И уже в августе Мери получил медаль «Золотая Звезда» и стал Героем Советского Союза. Кстати, Арнольд Константинович был первым эстонцем, удостоившимся столь высокой награды. 
Мери довелось пройти всю войну, заняв должность начальника политотдела 8-го Эстонского корпуса по комсомольской работе. Он принимал участие во многих сражениях, довелось ему и освобождать родной Таллин. В 1945 году Арнольд Константинович вернулся домой. Он жил в Таллине и уверенно продвигался по партийной линии, заняв должность первого секретаря ЦК ЛКСМ Эстонской ССР. Но трудности в жизни фронтовика не закончились. 

*** 

Партийная работа подразумевала и те дела, за которые браться, скажем так, было не корректно. Но разве можно было пойти против партии и самого товарища Сталина? Вот и Мери пришлось влезть в дело, от которого он потом пытался отмыться всю свою жизнь. В 1949 году правительство решило депортировать население острова Хийумаа в Сибирь. Организацию повесили на Мери. Естественно, в Эстонии это событие вызвало огромный общественный резонанс. Много обвинений полетело в сторону Арнольда Константиновича. И в 1951 году Герой Советского Союза решился пойти против системы – он запустил машину по пересмотру дел депортированных жителей острова. Такой поступок власть не оценила. Не помогло ни фронтовое прошлое, ни звание Героя. В 1951 году Мери лишили всех наград и званий, а заодно и исключили из ВКП(б).
Но, закаленный трудной жизнью, Арнольд Константинович не сломался. Он не спился, не покончил с собой, не стал предателем. Он, стиснув зубы, выдержал удар судьбы и начал готовиться к контрудару. Мери переселили в Горно-Алтайск, расположенный на юге Западной Сибири. Он, прежде чем попасть в педагогический институт, успел поработать в плодовоовощном питомнике, на мебельной фабрике. И все это время ветеран пытался добиться реабилитации. 

Упорство было вознаграждено уже после смерти Иосифа Сталина. В 1956 году Арнольду Константиновичу вернули все звания и награды, а также восстановили в партийных рядах. Он мог сменить место жительства, но остался в Горно-Алтайске, где продолжил преподавать политэкономию капитализма. И в Таллин Мери вернулся лишь в 1967 году. И в скором времени стал первым заместителем министра просвещения Эстонской ССР. С 1979 по 1989 годы Арнольд Константинович занимал должность председателя президиума Эстонского общества дружбы и культурных связей с иностранными государствами. А после ушел на заслуженный отдых. 
Развал Советского Союза принес в жизнь фронтовика лишь новые проблемы. Власть независимой Эстонии припомнила ему депортацию жителей острова Хийумаа. И его обвинили в «геноциде эстонского народа». Про попытки пересмотра дел и лишения званий с наградами, естественно, никто не упоминал. После долгих разбирательств дело замяли. 
В 2007 году Арнольд Константинович возглавил Антифашистский комитет Эстонии. И после этого на него уже официально завели уголовное дело по обвинению в геноциде. Прокуратура требовала для Мери пожизненного заключения, зная, что у старика онкология. Не осталась в стороне и Россия. Министерство иностранных дел назвало судебный процесс над Героем «постыдным судилищем». До конца расследования Арнольд Константинович не дожил. Его не стало в 2009 году. Уголовное дело, естественно, закрыли. Похоронили ветерана на кладбище Лийва в Таллине. 

5
1
Средняя оценка: 2.71318
Проголосовало: 258