Чудовищная правда и политические спекуляции на крови жертв Корюковской трагедии 1943 г.
Чудовищная правда и политические спекуляции на крови жертв Корюковской трагедии 1943 г.
В последние годы на Западе постоянно ужесточаются нападки на историю Великой Отечественной войны. Профессиональные фальсификаторы периодически выполняют политический заказ реваншистских сил, направленных на искажение роли советского народа в победе над фашизмом. Особенно цинично звучали подобные высказывания в преддверии 75-летия Победы. При этом, чем абсурднее были их измышления, тем быстрее они находили свою нишу в общественном сознании и приобретали выгодное звучание.
Так, к примеру, Европарламентом была принята резолюция, которая фактически ставит на одну доску гитлеровскую Германию и Советский Союз, намекая или впрямую говоря, что СССР также несет ответственность за Вторую мировую войну. Примером этой стратегии, на региональном уровне, может служить трагедия 1943 года, в райцентре Корюковка, что на Черниговщине. Здесь оккупанты совершили кровавое зверство в отношении местного населения в порядке мести советскими партизанами за уничтожение их гарнизона. В материалах Нюрнбергского трибунала эта акция была названа самым масштабным уничтожением населения на оккупированных территориях за весь период войны.
Из исторических источников известно, что 1, 2 и 9 марта нацисты истребили около 7000 жителей Корюковки, невзирая на возраст и пол своих жертв, а также дотла сожгли город. 78 лет назад рано утром карательный отряд оккупантов появился в райцентре и начал прочёсывать жилища. Людей группами по 50-100 человек загоняли в наиболее крупные строения и расстреливали всех подряд. Уничтожив всех жителей, каратели предали огню трупы жертв, а также подожгли 1390 дворов. Сожжения трупов и жилищ продолжались и на другой день. А 9 марта гитлеровцы вновь появились в райцентре для зачистки, расстреляв жителей, которым каким-то образом удалось спастись в день бойни. Так свершилась чудовищная кровавая операция, потрясающая воображение здравомыслящих людей. Вот как описывал произошедшее местный житель Евгений Рымарь:
Моя маленька донька лежала в мене на грудях, коли в нас почали стріляти в ресторані. Заганяли тут як худобу на бойню... Фашист поцілив мені в око... і я більше нічого не пам’ятаю. Трьох моїх діточок було вбито. Навіть поховати їх не довелося... спалили їх кляті кати", Карателі прочісу-вали село, хапали людей і живцем кидали в палаючі хати. Віра Сильченко, яка сховалася в копиці сіна, бачила, як нелюди кинули у вогонь її матір, сестру й невістку. Одночасно великі групи людей косили з кулеметів на подвір’ї церкви, на колгоспному дворі, у свинарнику. До кінця дня 2 березня Корюківка майже повністю згоріла. Вцілілі корюківці сховалися або втекли в ліс; частина з них через кілька днів повернулися, здебільшого люди похилого віку. Але 9 березня карателі знову з’я-вилися. Старих вигнали з хат, завели в сарай, облили гасом і спалили. Людей заштовхали на за-воді в піч для обпалювання цегли й підпалили.
1 марта текущего года в Корюковке было объявлено днем траура, а 2-ое и 9-ое числа – днями памяти жертв массовой гибели жителей города, трагедии, произошедшей по замыслу оккупационных войск. Традиционные мероприятия памяти жертв – митинг-реквием и поминальная лития состоялись с участием руководства области и местной власти, а также Полномочного посла Германии в Украине Анны Фельдгаузен. В своём выступлении она осудила нацистские злодеяния и от имени своего народа высказала прощение перед Украиной. К памятнику жертвам были возложены цветы и поставлены зажжённые лампадки. Поминальная лития состоялась на могиле перезахоронения урочища «Гай».
Саму операцию оккупанты назвали карательной, поскольку проводилась она в отместку за действия черниговских партизан, костяк которых зародился здесь ещё осенью 1941 года. Уже в первые недели оккупации здесь, в Корюковке, в отряд вступили более 500 местных жителей. Впоследствии он перерос в партизанское соединение во главе с секретарем подпольного обкома компартии Алексеем Федоровым. Местные жители района всячески помогали скрывающимся в лесах землякам, пока они не передислоцировались в брянские леса, где воевали в тылу врага до февраля 1943 года.
В конце февраля они возвратились в родные края и разместились по сёлам в 20-40 километрах от Корюковки в ожидании боевого оружия. Здесь им стало известно, что в корюковской тюрьме находятся около сотни заложников, которых оккупанты готовят к отправке в Германию. Узнав об этом, исполнявший обязанности командира, вместо Алексея Федорова, находившегося в штабе партизанского движения, Николай Попудренко, отдал приказ о немедленном освобождении заложников. Так уже 27 февраля партизаны, после возвращения в родные края, совершили первую, но дерзкую боевую операцию. Руководил ею командир отряда Феодосий Ступак, сыновья которого также пребывали в заложниках.
В ходе реализации задания был уничтожен гарнизон венгерских карателей, освобождены 97 заложников тюрьмы, взорван воинский эшелон, взорваны склады с горючим и ремонтные мастерские, выведены из строя железнодорожная станция, деревянный мост длиной 8 метров, захвачены 2 станковых пулемёта, 119 винтовок, 2500 патронов и продукты. Вторая группа отряда уничтожила личный состав жандармерии, взяв 2 ручных пулемёта и 12 винтовок. После успешной операции партизаны возвратились на свою базу в район Каменных Хуторов, что в 40 километрах от Корюковки.
Потерпев поражение, оккупанты, одержимые жаждой мести, пришли в ярость. На райцентр были брошены регулярные части немецких войск, карательный батальон СД, черниговская жандармерия и бронетехника. И всё это против беззащитных стариков, женщин и детей, не имеющих прямого отношения к освобождению узников тюрьмы. Это были родители, жены и дети жителей, призванных в Красную Армию или ушедших в партизаны.
«Ассиметричный ответ» гитлеровцев стал реакцией на боевые действия партизан. 1 марта они начали акцию возмездия, но не против партизан, а уже против жителей Корюковки. Целью карательной акции было уничтожение населённого пункта в отместку за нападение партизан, демонстрация силы немецких властей и устрашение жителей региона. Так свершилась чудовищная кровавая операция, потрясающая воображение здравомыслящих людей.
Таковы факты того времени, оказавшиеся сегодня предметом подтасовок, искажений и домыслов с участием историков и знатоков местного разлива, озабоченными темами декоммунизации и десоветизации, с целью изничтожения из памяти соотечественников всяких представлений о реальных событиях того трагического времени. Остановимся на некоторых моментах событий, ставших предметом фальсификацией. Эти домыслы исходят из уст «знатоков», которые, уподобляясь деревенской курице, даже в здоровом яблоке ищут только червяей. Ищут, а потому находят и демонстрируют на всю мощь «таланта».
По мнению знатоков Корюковской трагедии из Украинского института национальной памяти (УИНП), советская власть сообщала о ней приглушённо по той причине, что главной трагедией ВОВ считалась белорусская Хатынь, где от рук карателей на три недели позже Корюковки погибло 149 мирных жителей. По этой причине украинцы мало что знают о событиях в Корюковке. Эти же знатоки придерживаются версии о нежелании советского руководства раздражать подробностями корюковской бойни лидера венгерской компартии Яноша Кадара, по той причине, что в Корюковке и других сёлах черниговского Полесья главными исполнителями карательных операций были именно венгры, а не этнические немцы.
Из этой версии можно делать вывод, что к подобным акциям могли быть причастны кто угодно, но только не предки сегодняшних немцев, на благосклонность которых так называемые реформаторы сегодня рассчитывают. В ситуации с уничтожением райцентра главным направлением фальсификации является роль партизан во главе с Николаем Попудренко, якобы пассивно наблюдавших за уничтожением жителей Корюковки. Версия о том, что партизаны не были в достаточной мере обеспечены боеприпасами для затяжного боя, с вооруженным до зубов противником не выдерживает критики. Местные же «знатоки» голословно утверждают, что партизаны имели всё необходимое для противостояния врагу.
Логика же событий такова, что каратели, получив урок 27 февраля при разгроме партизанами гарнизона в Корюковке и зная ориентировочно об их численности, конечно же подготовились силами и вооружением для мести партизанам. Поэтому реально противостоять карателям в открытом бою они не имели возможности, тем более что операция началась внезапно, когда отряды находились в 20-40 километрах от райцентра. Соотношение сил по вооружённости было явно не в пользу партизан, ожидавших оружие со стороны Брянска.
Местные же фальсификаторы, манипулируя цифрами и обстоятельствами, утверждают, что когда каратели бесчинствовали в Корюковке, партизаны, находившиеся всего в 15 километрах от райцентра, в количестве от 3 до 5 тысяч бойцов никакой помощи жителям не оказали. При этом карателей было якобы не более 500 человек, т.е. по одному на 13 человек мирного населения. Партизаны значительно превосходили карателей численностью, но в схватку с ними не вступали. Эти «знатоки» считают, что бойцы могли спасти хотя бы часть жителей Корюковки, однако, этого не сделали. На деле же оснащенность оружием была явно не в пользу партизан, а потому противостоять вражеской силе без риска полного уничтожения они заведомо не могли. К тому же утром 1 марта их отряды, находясь в 20-40 километрах от райцентра, не могли своевременно знать о начале карательной операции гитлеровцев для того, чтобы что-то предпринять. О причинах «бездействия» авторы этой версии не распространяются, а следовало бы.
По утверждению знатоков из УИНП, мотивом уничтожения немецко-венгерского гарнизона 27 февраля было освобождение семьи командира отряда Феодосия Ступака из местной тюрьмы. О том, что здесь же пребывало ещё около сотни других патриотов, обречённых на смерть, не говорится ни слова. Ни слова о том, что во время этой операции были уничтожены боевые силы противника, вражеский карательный гарнизон, воинский эшелон, взято боевое оружие с боеприпасами не сказано ни слова. Возникает вопрос, а зачем это делалась, если основная задача была выполнена. Как видим, дерзкие замыслы партизан выходили далеко за рамки личных интересов Ступака, как утверждают деятели из УИНП.
Зато сегодня продолжаются пляски на костях жертв массового голода 1932-33 годов, именуемого голодомором, героев черниговских Крут 1918 года, попытки уравнять советский социализм и гитлеровский фашизм, опошление героических эпизодов и имён участников Великой Отечественной войны. Все они преследуют одну главную цель – добраться до исторических корней, связывающих Украину с Россией, окончательно разделить их на враждующие народы единого славянского этноса. И если в рамках этой стратегии разрушить единый народно-хозяйственный комплекс им, в общем-то, удалось, то с исторической памятью оказалось намного сложнее, о чём свидетельствуют мероприятия 9 мая.
И вот сегодня, по истечении 78 лет со дня зверств в Корюковке, эта трагедия в очередной раз оказалась объектом внимания и фальсификаций со стороны «историков» и политических экспертов, а также сознательного умолчания о творимых гитлеровцами зверствах. И находятся «знатоки», пытающиеся выдать случившееся в Корюковке за рядовое событие в противоборстве двух тоталитарных систем, ставя на один уровень озверевшего агрессора и советских патриотов, защищавших свою Родину.