Эскимосы
Эскимосы
Эскимосы – удивительный народ. Их всего 170 тыс., но живут они сразу в четырёх государствах – России, Канаде, США и Дании. Больше всего их в США (ок. 56 тыс.), меньше всего – в России (ок. 1,8 тыс.).
Несмотря на малочисленность российских эскимосов, Россия им обязана присоединением о. Врангеля – клочка арктической территории площадью более 7 тыс. кв.км., расположенного между Восточно-Сибирским и Чукотским морем. Сегодня на острове находится одноимённый заповедник, объявленный объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 г. Сто лет назад Россия могла лишиться этой территории в пользу США или Канады.
Русские узнали об острове от чукчей ещё в XIX в. Достичь его хотел мореплаватель Фердинанд Петрович Врангель, но не довелось. Позднее здесь появились американские китобои, хищнически истребляя моржей и китов. Бывали здесь и канадцы. Царское правительство, занятое европейскими делами, не смогло организовать достойный дипломатический отпор западным экспансионистам. Сделать это удалось в 1926 г., когда на острове высадилась полярная экспедиция Георгия Алексеевича Ушакова. Ушаков со товарищи провели на острове целых три года. После его отъезда здесь остались его эскимосы-проводники. Наличие постоянного советского населения окончательно решило вопрос принадлежности о. Врангеля Советскому Союзу.
Потомственный сибирский казак Георгий Ушаков, планируя экспедицию на остров, обратился к чукотским эскимосам за помощью, и те ему не отказали. Его отряд состоял из 60 человек, и только девять были русскими. Остальные – эскимосы. Причём если русские отправлялись на остров на три года и знали, что вернутся потом на материк, эскимосам предлагалось остаться там и после завершения экспедиции. Температура на острове в самый жаркий месяц редко поднималась выше +5 С, и можно представить, на какое суровое испытание решились советские эскимосы, согласившись присоединиться к экспедиции.
Эскимосы глазами и ушами экспедиции Ушакова. Русские отвечали, в основном, за техническую организацию и сбор научных данных. Добыча пропитания, постройка жилищ, годных для арктического климата, ориентация в бескрайних снежных просторах, обеспечение экспедиции ездовыми собаками – всё это зависело от эскимосов.
О тяготах экспедиции и постигших её опасностях Ушаков рассказал позже в книге «Остров метелей». Русско-эскимосское научное братство привело к тому, что поселение на о. Врангеля быстро превратилось в маленький, но оживлённый посёлок. Здесь устраивались спортивные состязания, отмечались государственные и народные эскимосские праздники и т.д.
Любимыми забавами эскимосов были бег и борьба. Эскимосы умели довольно ловко бегать по глубокому снегу, а дистанция во время состязаний достигала 10-15 км.! Эскимосам часто приходилось бежать рядом с нартами, погоняя уставших собак, и такое расстояние они не считали каким-то особенным. Во время бега пользовались длинным шестом, опираясь на него или складывая на него руки, положив шест на плечи за шею.
Бег для эскимосов – не самостоятельный вид спорта, а разминка перед борьбой! Пробежав 10-15 км., мужчины и мальчики приступали к схваткам. Главное правило – бороться до тех пор, пока кто-то из соперников не откажется от схватки. Таким образом, бег и борьба превращались в спортивный марафон, длившийся целый день. Выносливости эскимосов можно только позавидовать.
После борьбы начинались танцы. Эскимосские и чукотские танцы – это не хореография, это гимнастика. Акцент делается на силовые элементы, а сценарий танца – ситуации повседневной жизни арктических охотников. «Охота на моржей», «Отдыхающий заяц» и т.д. Кто много танцует, тот сильный», – говорили эскимосы. Ушаков отмечал красивый рельеф мышц у заядлых танцоров.
Как все язычники, эскимосы верили в духов природы. Злой дух Туг'ныг'ак мешает людям во всём, выманивая подарки – чай, табак, мясо. Чай и табак – очень дорогие для эскимосов вещи, потому что их приходилось выменивать у чукчей, а те, в свою очередь, выменивали их у русских. Считалось, что его любимое блюдо – кывик. Это толстая оленья кишка, нафаршированная кусочками оленьего жира. Туг'ныг'ак может похитить у человека тень, и тогда человек болеет. Чтобы вернуть тень, надо дать духу самое вкусное, что у тебя есть.
Эскимосская кухня весьма своеобразна, что обусловлено климатическими условиями. Оленье мясо и жир, рыба, медвежатина, моржовое, нерпичье и китовое мясо и жир, и всевозможные их вариации – вот и всё, что едят эскимосы. В Арктике не растут специи, нет фруктов и молока, муки и овощей. Некоторые блюда из сырой рыбы достаточно вкусны, но многие блюда для жителя материка не подходят. Например, слегка протухший моржовый жир. Считается, что он заменяет эскимосам те витамины, которые они не могут получить из-за отсутствия фруктов.
Эскимосы никогда не имели дела с крупными цифрами, и цифра больше тридцати считалась у них огромной. Самое большое число у них – четыреста. Как правило, этой цифрой обозначалась численность крупных моржовых стай. Многие с трудом могли посчитать собак в своей упряжке, хотя в другом, как отмечает Ушаков, эскимосы проявляли отличную сообразительность и смекалку.
Быт эскимоса был прост и опасен. К концу жизни эскимос ничего не наживал, передавал детям только одежду из шкур, охотничьи инструменты, ярангу, нарты, байдарку и шкуры животных. Мебель эскимосского жилища состояла из китовых костей и позвонков, служивших стульями, табуретками, тумбочками. Одежду и обувь шили из шкур нерпы, медведя, песца, моржа, оленя. Оленеводством эскимосы не занимались, предпочитая промышлять морского зверя. Продукцию оленеводства они получали от чукчей.
Эскимос всегда жил походной жизнью, учился обходиться малым, питаться постоянно практически одним и тем же – рыбой, крабами, мясом, жиром и производными от них. Замерзая во время охоты, эскимос грелся во внутренностях животного – распарывал брюхо моржу или медведю, и туда залазил. Когда кругом метель и пятидесятиградусный мороз, выбор не велик.
Норвежский полярник Фритьоф Нансен называл эскимосский гарпун самым остроумным метательным снарядом, изобретению которого может позавидовать любой европеец. Нередко эскимосы гибли во время морской охоты либо от шторма в ледяной воде, либо от клыков разъярённых моржей. Эскимосы знали, что не стоит атаковать моржовую стаю, в которой больше десяти особей. При явном количественном перевесе моржи разъярялись и плотными рядами шли прямо на охотника. И горе ему, если он вовремя не отплывёт.
У эскимосов, как и у чукчей, существовал поразительно мудрый способ разрешения конфликтов. Спорящие стороны не дерутся и не воюют друг с другом. Вместо этого устраиваются борцовские поединки. Начинают бороться мальчишки, за ними – мужчины, в том числе те, кто спорщики. Кто проиграл в схватке, тот считается неправым. Проигравшему грозят насмешки и издёвки сородичей, но не более. Видимо, народная мудрость сама регулирует этот вопрос с учётом малочисленности эскимосов. Если бы они выясняли отношения с помощью оружия, которое у них всегда под рукой, от эскимосского народа ничего бы не осталось. Ушаков указывает, что эскимосы никогда не обращались в советский суд, предпочитая решать проблемы вышеописанным способом.
Интересны брачные обычаи эскимосов. Жених обязан отработать на тестя несколько лет в благодарность за то, что тот отдаёт ему свою дочь. Сколько именно – зависит от договорённости сторон. Как правило, два-три года. После этого, что бы ни происходило в доме молодожёнов, родители невесты не вмешиваются и делают вид, что ничего не замечают. Излишняя навязчивость родителей жены не приветствуется и считается дурным тоном. После рождения ребёнка матери нельзя есть печень – иначе дитя вырастет слабым и рыхлым.
Современные эскимосы ведут уже иной образ жизни. Они промышляют морского зверя, но используют в охоте и быту блага цивилизации. Отрадно, что их численность в России увеличивается. В начале ХХ в. их насчитывалось ок. 1,3 тыс., сегодня ок. 1,8 тыс.
Остров Врангеля, доставшийся России благодаря помощи эскимосов, долгое время был местом добычи пушнины и морского зверя. Американцы попытались подойти к нему в 1927 г., когда там находилась экспедиция Ушакова. В 1990-х Вашингтон опять заговорил о недостаточности доказательств принадлежности острова Москве, но затем оставил эту тему. В условиях обострения борьбы за контроль над Арктикой американцы могут к этому вопросу вернуться.