Леэн Кульман: бесстрашная эстонская разведчица

Эстонская девушка не дрогнула перед лицом врага. Она попросилась на фронт и стала разведчицей в тылу противника. Но фашисты раскрыли ее весной 1943 года. На допросах Леэн ничего не рассказала, за что и поплатилась жизнью. 

В семействе Кульманов пополнение произошло тридцать первого января 1920 года. Родилась девочка, которую назвали Леэн. Она стала шестым ребенком в семье, проживавшей в Тарту. Кульманы бедствовала. Отец Андрес работал сапожником, но его скудного заработка едва хватало на жизнь. Мать занималась домашними делами и воспитанием своих чад. Но, несмотря на все трудности, дети получили образование. Не стала исключением и Леэн. В сентябре 1927 года она стала ученицей первой Тартуской городской школы. Через четыре года девочка перешла в пятую школу, которую и окончила в 1933 году. Леэн мечтала стать учителем и хотела поступить в педагогическое училище в Таллине. Но этому не суждено было осуществиться в назначенный срок. Неожиданно умер отец, семья оказалась на пороге нищеты. 

Но, не было бы счастья, да несчастье помогло. От туберкулеза умерла лучшая подруга Леэн – Майга Берзинь. И ее родители забрали Кульман к себе. Так началась ее новая жизнь. Она вспомнила о своей мечте и сумела поступить в Таллиннский педагогический институт. А когда Эстония стала частью Советского Союза, девушка не раздумывая вступила в комсомол. 

В начале 1941 года Леэн получила высшее образование и весной устроилась на работу в четвертую таллиннскую среднюю школу. Но проработать по специальности долго не получилось. Началась Великая Отечественная война. Когда Леэн узнала, что на Советский Союз напала Германия, она отправилась в военкомат, где попросила отправить ее на фронт. Но девушке отказали. А уже в августе она была эвакуирована в колхоз «Ленинский путь», находящийся в Челябинской области. 

Но это было не то, чего так сильно хотела Кульман. Она не желала отсиживаться в тылу, когда враг огненным смерчем несся по ее Родине. И уже в конце 1941 года она добилась своего – ее взяли в медсанбат только образованной седьмой эстонской стрелковой дивизии. Но это был лишь трамплин. Леэн не собиралась оставаться в медико-санитарном батальоне. Она знала, что ей по силам другая роль, роль разведчицы. Девушка заявила о своем желании начальству и ее отправили в Ленинград для обучения в разведшколе. Здесь она получила новое имя, став Линдой Туллиман. Эстонка изучала принципы работы с радиопередатчиками, слежки и училась совершать прыжки с парашютом. Все это было необходимо для будущей работы в немецком тылу. 

Штаб Краснознаменного Балтийского флота был впечатлен юной эстонкой. В ее характеристике говорилось, что Леэн отличалась политической грамотностью и культурой. Девушка активно интересовалась всем, что происходило на полях сражений и искренне восхищалась храбрыми красноармейцами, которые не щадили себя в битве с врагом. И она сама рвалась громить оккупантов. В разведшколе у Кульман появилась подруга – Евгения Кацевая, которая являлась ее инструктором. Девушки быстро подружились, между собой переговаривались на немецком, поскольку Леэн плохо говорила на русском. Зато она учила эстонскому Евгению. Но вскоре пришла пора Кульман пройти боевое крещение…

*** 

Четырнадцатого сентября 1942 года Леэн была заброшена во вражеский тыл. Она находилась на борту самолета, который вылетел в район ее родного города Тарту. А когда крылатая машина находилась в паре километров от города Валга, Кульман получила приказ: десантироваться. Леэн совершила прыжок с парашютом с высоты триста метров. Все прошло хорошо, и она приземлилась в нужном месте. Уже утром следующего дня Кульман связалась с руководством и сообщила, что приступает к выполнению задания. Она добралась до Тарту, где поселилась у своей сестры. Но в доме практически не бывала, поскольку все время тратила на наблюдение за действиями противника. 

Вскоре Леэн сообщила, что шоссе Алатскиви – Идласе находится без охраны. Гитлеровцы явно не ждали, что советские войска смогут до него добраться. Главная же задача Кульман заключалась в том, что она следила за немецкой военной флотилией, обосновавшейся на Чудском озере. Собрав необходимые данные, девушка возвращалась в Тарту, где приступала к сбору новой информации. За короткое время девушка смогла легализоваться и передать в штаб Балтийского флота множество ценных радиограмм. 

В декабре Леэн отправилась в портовый город Пярну, где занялась слежением за действиями оккупантов. И в конце месяца она доложила, что вода в порту замерзла, соответственно, кораблей там на данный момент нет. Также разведчице удалось выяснить, что в устье реки Пярну немцы возвели большой военный склад, а дальше, находится еще один склад, только продовольственный. Кульман выяснила, что оккупанты не требуют пропуск при передвижении по узкоколейной железной дороге, а вот по ширококолейной передвигаться без необходимых документов уже не получится. Благодаря сообщениям разведчицы, советская подлодка смогла ликвидировать вражеский транспорт близ порта Пярну. Также командование узнало, что немцы тщательно охраняют побережье на участке Муствеэ – Васькнарва. 

Первого января 1943 года Леэн вновь отправила несколько сообщений начальству. А на следующий день девушку арестовали…

*** 

Оккупанты задержали советскую разведчицу на хуторе Ояэрэ, который находился рядом с поселком Луутвнику Выруйского района. Оказалось, что они успели запеленговать рацию девушки в момент в передачи сообщений. Но Леэн об этом, конечно же, не подозревала. Она вернулась на хутор, где гостила у сестры и ее семьи. Буквально через несколько минут в дом ворвались нацисты. Поскольку девушка была уверена в безопасности, то не спрятала рацию в тайник, а просто засунула ее под матрац. И эта была роковая ошибка. При обыске дома немцы быстро нашли рацию. И это стало причиной ареста. Заодно оккупанты отправили за решетку и родственников Леэн – сестру и ее мужа. Всех их доставили в город Выру. Чуть позже Леэн перевезли в Псков, отдав в руки полицаев как советскую разведчицу. Затем были арестованы другие сестры Кульман, а также мать, проживавшие в Тарту. 

Допросы с пристрастием проводили эстонцы из военизированной организации «Омакайтсе» («Свобода»). В их обязанности входило уничтожение евреев и сторонников советской власти, а также проведение облав на партизан. К ним в руки и попала Леэн. Эстонка-предательница, которая вместо Третьего рейха выбрала Советский Союз. 

Допросы продолжались на протяжении двух месяцев. Советскую разведчицу избивали и пытали. Ей предлагали то все рассказать, угрожая расстрелом, то перейти на сторону Третьего рейха и стать двойным агентом. Но Кульман отказывалась. По одной из версий, полицаи так сильно хотели добиться от Леэн дачи показаний, что начали шантажировать ее казнью родственников. Но и это не подействовало. Леэн не сломалась. Она осталась сильной до конца. Шестого марта 1943 года эстонцы «Омакайтсе» сначала расстреляли арестованных родственников Кульман, а затем и ее. На момент смерти Леэн было всего двадцать три года. 

Награда нашла своего героя лишь через двадцать лет. В начале мая 1965 года храброй девушке-разведчице, которая отдала свою жизнь за Родину, было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. 

5
1
Средняя оценка: 2.91304
Проголосовало: 299