Лучше поздно, чем никогда: к истории создания подводного флота в России

19 марта 1906 года указом императора Николая II началось создание подводных сил Балтийского флота. Событие запоздало на добрых 40 лет, и это запоздание сыграло роль в поражении России в русско-японской войне.

Вообще, первые опыты по созданию подводных судов датируются концом XVI века; почти три столетия эти аппараты перемещались благодаря мускульной тяге членов своих экипажей. Чаще всего они представляя собой своего рода подводные велосипеды с расположенными внутри корпуса педалями и цепной передачей на гребные винты.

Прорыв произошел в 60-х годах XIX столетия, и связан он с именем талантливого русского инженера и изобретателя И. Ф. Александровского. Ему пришла в голову идея создания подводного аппарата с пневматической двигательной установкой, источником энергии которой был сжатый до 60-100 атмосфер воздух в чугунных резервуарах.

Несмотря на одобрение идеи Морским ученым комитетом, искать средства для разработки проекта новатору пришлось самому. В июне 1866 года состоялись испытания первой в мире боевой подводной лодки с механическим движителем. Его водоизмещение составляло 357 тонн – в полтора раза больше советской подлодки типа «М» («Малютка»). Запас хода лодки Александровского доходил до 42 миль (при скорости 3,5 узла – около 6 км/час), глубина погружения – до 24 метров, длительность погружения – почти до суток (команда из двух десятков человек могла в это время работать при свечах, отдыхать, даже курить). Важным преимуществом лодки была носовая часть из латуни, позволявшая использовать компас для ориентации под водой и наведения на цель. 

Единственным недостатком подлодки было отсутствие на вооружении торпед; вместо них предполагалась подводить к вражеским судам всплывающие мины с последующим их подрывом. Кстати, первый в мире образец торпеды был испытан тем же Александровским в 1865 году, на год раньше англичанина Уайтхеда, которого считают родоначальником этого вида оружия. 

Увы, начинание Александровского заволынили. Морское ведомство лишь позволило Ивану Федоровичу вести исследования за свой счет с обещанием оплаты расходов в случае успеха. В итоге к началу 70-х годов приоритет был потерян, Россия начала покупать «мины Уайтхеда», а попытки Александровского создать более совершенные подводные корабли с паровым и электрическим двигателем остались на бумаге.

Власти увлеклись тогда проектом инженера Джевецкого по созданию мини-подлодок, все тех же подводных велосипедов. По распоряжению императора Александра II в 1880 году таких судов было построено около полусотни. Объектами атак таких подлодок могли служить исключительно неподвижные суда, стоящие на якорях. Между тем, лодкам Джевецкого было предписано охранять военно-морские базы от возможных атак кораблей противника, которые, маневрируя, не стали бы ждать, пока к ним подберутся русские мини-субмарины. Скорость движения таких малюток была меньше, чем у пешехода – около 5 км/час, и поддерживать ее выбивавшиеся из сил экипажи могли не больше двух часов. 

Через пять лет почти все подлодки Джевецкого были списаны, хотя значение «потаенных судов», как тогда называли подводные корабли, уже было понятно, а способов борьбы с ними ещё не существовало: первые глубинные бомбы появились лишь в 1914 году. 

С созданием подводного флота царское правительство не спешило. В начале ХХ века в России было начато строительство одной подводной лодки с бензиновым двигателем для надводного хода и электромотором на аккумуляторах для подводного. На верфях Англии, Франции, Германии, США подлодки выпускались в то время уже сериями; лодки немецкой и американской постройки составили позже ядро первых российских подводных сил.

Первая российская подлодка на двигателе внутреннего сгорания «Дельфин» (миноносец 150) вошла в состав Балтийского флота осенью 1903 года. Однако высоким чинам из Адмиралтейства потребовался год, чтобы принять решение перебросить ее на Дальний Восток для участия в боевых действиях против Японии. И решение запоздало – Порт-Артур вскоре после начала войны в феврале 1904 года был блокирован с моря, а потом и с суши. В распоряжении его защитников было лишь несколько лодок Джевецкого, экипажи которых, крутя педалями, выбиваясь из сил, но догнать корабли эскадры адмирала Того не могли… 

В конце концов бездарно проигранная война с японцами заставила высокие чины в Петербурге пристальнее взглянуть на отставание России в сфере подводного флота. В 1906 году начался выпуск подводных лодок на российских заводах, но до революции число сошедших со стапелей судов можно было пересчитать по пальцам. 

Ярким контрастом к этой картине стала советская эпоха. В Великую Отечественную войну СССР вступил с самым мощным подводным флотом в мире численностью в 211 судов! У США их было 99, у Британии – 69, у Германии – 57. 

Советским подводникам принадлежит большая часть добытых нашими моряками трофеев. Для крупных надводных кораблей на Черном море не было достойных целей (конвенция Монтрё запрещала боевым кораблям нечерноморских стран проходить через Проливы), Балтийский флот с началом войны оказались запертым минными полями в Финском заливе, а надводный Северный флот был представлен небольшими эсминцами. Так что топили вражеские военные корабли и транспорты преимущественно краснозвездные подводные лодки. 90 из них так и не вернулись из боевых походов… 

После войны подводные силы стали важнейшей частью советского Военно-Морского флота и убедительным ответом американцам на их преимущество в линкорах и авианосцах. Особенно это проявилось с появлением атомных подводных лодок. 

Часто повторяют крылатую фразу Александра III о том, что у России есть только два верных союзника – её армия и флот. Хочется добавить: в том числе флот подводный.

 

Художник: А.А. Тронь.

5
1
Средняя оценка: 2.78341
Проголосовало: 217