Надежда Троян: у войны женское лицо

Война заставила хрупкую женщину превратиться в солдата. Вчерашняя медсестра стала разведчицей. И ей довелось поучаствовать в одной из самых важных спецопераций в оккупированной Белоруссии – в ликвидации генерала-комиссара Вильгельма Кубе. За успешно выполненную задачу Надежде было присвоено звание Героя Советского Союза.

Надежда Викторовна Троян родилась 24 октября 1921 года в старинном городе Дрисса (сейчас – Верхнедвинск), который за свою долгую историю успел бывать в составе Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В то время он находился в составе Витебской губернии. Жизнь Надежды шла спокойно и размеренно. Окончив школу, девушка стала студенткой Московского медицинского института. Правда, вскоре перевелась в учебное заведение, находящееся в Минске. 
Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь Надежды. Противник оккупировал Минск, и ей пришлось подстраиваться под изменившиеся условия, чтобы выжить. И из-за этого она взялась за работу в немецкой военной части. Девушке приходилось мыть казармы, помогать поварам на кухне. Но вскоре этот кошмар закончился. В 1942 году Надежда вместе с родителями уехала их Минска и поселилась в городке Смолевичи Минской же области. Здесь она нашла работу на торфяном заводе. Троян трудилась счетоводом. Вскоре выяснилось, что некоторые сотрудники предприятия входят в подпольную антифашистскую организацию. И Надежда к ней примкнула. 
Хрупкая, красивая девушка производила обманчивое впечатление. Немцы и представить себе не могли, что она является настоящей разведчицей. За короткий отрезок времени Надежда успела побывать и медсестрой, и связной, и партизанкой. Она сотрудничала с отрядами «Буря», «Сталинская пятерка», «Бригада дяди Коли». Вместе с партизанами она неоднократно принимала участие в нападения на вражеские обозы и подрывала мосты. Доводилось ей и в открытую сражаться с противником. В разведывательной деятельности у Троян был козырь – она прекрасно владела немецким языком. И противники часто попадались в ловушку, воспринимая девушку как этническую немку. 

*** 

Но все же, в историю Надежда оставила не как уничтожительница обозов и мостов. В ее, скажем так, карьере разведчицы было дело, которое заставило впасть в ярость Гитлера. А именно: Троян была одной из советских диверсанток, которые сумели ликвидировать генерал-комиссара Генерального округа Белоруссия Вильгельма Кубе. 
Этот человек известен, как ярый нацист. Он несет ответственность за гибель сотен тысяч евреев, русских и белорусов. Раздавая приказы на уничтожения людей, Кубе говорил: «Надо, чтобы только упоминание одного моего имени приводило в трепет русского и белоруса, чтобы у них леденел мозг, когда они услышат имя Вильгельма Кубе». 
Для всех советских подпольщиков он являлся врагом №1. Несколько раз партизаны пытались ликвидировать немца, но их попытки проваливались. Например, двадцать второго июня 1943 диверсанты взорвали бомбу в минском театре. Погибло около семидесяти фашистов, но Кубе среди них не оказалось. Выяснилось, что он, словно чувствуя ловушку, покинул здание за несколько минут до взрыва. В сентябре того же года партизаны подорвали офицерскую столовую. И вновь мимо. Провалом завершилась и засада на дороге, по которой Вильгельм постоянно перемещался. Феноменальное везение Кубе выводило партизан из себя. Но они не собирались отступать от намеченной цели. Генерал-комиссара требовалось устранить. 
Вскоре диверсанты нашли новую возможность для решения своей задачи. В доме Кубе работала Елена Мазаник. Она была единственным человеком, имевшим доступ в его спальню. Ее-то и решили использовать партизаны. Но сделать это было очень сложно. Дело в том, что не только особняк Кубе, расположенный на Театральной улице, был оцеплен, но и весь квартал находился под охраной. Никто «случайный» не мог там оказаться. Партизаны сделали для Троян новые документы, фиктивно выдали ее замуж и поселили в Минске. И это помогло. Надежда сумела выйти на обслугу дома №21.
Надежда Троян лично познакомилась с Еленой и начала ее «обрабатывать». Естественно, Мазаник сначала испугалась, ведь диверсанты предлагали ей сложное и опасное дело, которое запросто могло провалиться. А расплачиваться за неудачу Елене пришлось бы собственной жизнью. Но все же Троян справилась. Она смогла убедить Елену в необходимости убийства Кубе. План был такой: Мазаник должна была подложить специальную бомбу в постель Вильгельма. Надо сказать, что рассматривалась еще возможность отравления генерал-комиссара мышьяком. Но это отвергла сама Елена. Она сообщила, что первым в доме всегда ест ребенок, поэтому операция легко могла сорваться. И тогда было решено остановиться на взрывчатке. 
Вообще, Мазаник пытались склонить к сотрудничеству сразу несколько диверсантов. Помимо Троян, с ней встречался Николай Хохлов и Мария Осипова. Именно разговоры с Троян и Осиповой убедили Елену согласиться на диверсию. 

*** 

20 сентября 1943 года операция вышла на решающий этап. Мазаник получила от Осиповой английскую магнитную мину, оснащенную часовым механизмом и яд. Яд был необходим для самоубийства, на случай, если операция провалится. 
В тот день Елена, как обычно, пришла в дом Кубе. Охранники ее хорошо знали и доверяли ей, поэтому девушку на входе не обыскивали. Правда, их внимание все-таки привлек платок, в который была завернута английская мина. Елена сообщила, что это подарок для Аниты – жены Вильгельма. И этот ответ охранников вполне устроил. Мазаник вошла в дом. Переодевшись в униформу, Елена приступила к выполнению своих обязанностей. После чего встретилась с Анитой и попросила отпустить пораньше из-за сильной зубной боли. Поскольку жена Кубе хорошо относилась к прислуге, то согласилась. 
Ориентировочно в десять часов дня Вильгельм покинул дом, следом ушли в школу и его старшие дети. Затем в магазин вместе с младшим ребенком отправилась и сама Анита. Таким образом, в особняке осталась лишь охрана, служанка Янина и Мазаник. Елена проникла в спальню Кубе и подложила под матрац его кровати мину. После чего сразу же ушла. 
Тем временем разведчики доставили сестру Елены Валентину и ее семью к партизанам (это было главное условие Мазаник, которая опасалась за жизнь своих родственников). Вскоре туда же были доставлены Елена и Надежда Троян. 
В 00:40 в особняке Кубе прогремел взрыв. План сработал идеально – погиб лишь генерал-комиссар, а его беременная жена и дети не пострадали. 
Гибель Кубе, конечно, взбесила фашистов. И мгновенно последовал ответный удар – немцы расстреляли несколько сотен человек, находящихся в минской тюрьме. Нацистская верхушка очень болезненно восприняла смерть Вильгельма. Посмертно его даже наградили Рыцарским крестом за военные заслуги. В Германии был объявлен траур. А похоронили генерал-комиссара на берлинском кладбище Ланквиц. 
Все три девушки, которые приняли участие в операции по ликвидации Кубе, стали Героями Советского Союза. Надежде Троян на тот момент было двадцать два года, Елене Мазаник – двадцать девять, а Марии Осиповой – тридцать пять. 

*** 

Пока шла война Надежда Троян оставалась с партизанами и продолжила свою диверсионную деятельность. Ей повезло, она сумела дожить до Победы. А затем вернулась к мирной жизни. В 1947 году Надежда Викторовна окончила медицинский институт. И уверенно зашагала по карьерной лестнице. Бывшая разведчица руководила НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, являлась доцентом кафедры хирургии, а после стала проректором первого Московского медицинского института имени Сеченова. Кроме этого, Троян являлась членом президиума Советского комитета ветеранов войны, Комитета защиты мира и других организаций. Также Надежда Викторовна написала несколько пособий, посвященных лечению больных во время войны. 
В 1959 году в советских кинотеатрах стартовала картина «Часы остановили в полночь». В ней рассказывалось об операции по ликвидации Вильгельма Кубе. И в первый год ее посмотрело несколько десятков миллионов советских граждан. 
Умерла Надежда Викторовна в 2011 году. Похоронили ее на Троекуровском кладбище.

5
1
Средняя оценка: 2.88356
Проголосовало: 292