Убийство Павла Первого: если дворянам хочется, царя убивать можно
Убийство Павла Первого: если дворянам хочется, царя убивать можно
220 лет назад в Михайловском замке в Петербурге был жестоко убит заговорщиками император Павел I. В отличии от последнего самодержца из династии Романовых Павла Петровича убили представители дворянской аристократии.
Вплоть до крушения Российской империи гибель царя Павла официально признавалась не цареубийством, но естественной смертью вследствие апоплексического удара. В российском высшем обществе даже бытовал сарказм: «апоплексический удар табакеркой». Этот удар, нанесенный одним из заговорщиков, окончательно оборвал жизнь царя, уже почти задушенного другим участником заговора.
Императора убили подвыпившие гвардейцы после получасовых уговоров на повышенных тонах подписать отречение, от чего Павел категорически отказался. Если следовать традициям монархии, то можно сказать, что он принял мученическую смерть за нежелание отказаться от своего служения Помазанника Божьего. Однако решено было признать его гибель «смертью от апоплексии». При этом все сколько-нибудь осведомленные люди и в России, и за рубежом знали правду о внезапной смерти царя. С версией «апоплексического удара» согласилась и Церковь.
Отрывок из х/ф «Операция "Трест"» (1967 г.)
Здесь впору вспомнить, что из 60 с лишним императоров православной Византийской империи лишь треть умерло своей смертью. Остальные две трети василевсов, кроме тех, кто погиб на войне, пали жертвами заговоров, после чего патриархи венчали на царство следующего императора. Одного из них, Михаила Травлоса, бежавшего из-под стражи и зарубившего своего предшественника императора Льва Армянина прямо в церкви во время Рождественской службы 820 года, короновали даже в цепях. Посчитали, что «кандалы короне не помеха». В Византии было в порядке вещей, что родоначальниками новых императорских династий становились и простые воины, и конюхи (Македонская династия IX-Х веков) и погонщики мулов (Исаврийская династия VIII века).
На Руси было иначе. Достойными носить шапку Мономаха считались в народе лишь представители княжеской, затем царской династии Рюриковичей. Но то в народе. А боярские и дворянские верхи имели на этот счет свое мнение. Особенно ярко это проявилось в XVIII веке, который стал в Российской империи эпохой дворцовых переворотов. Жертвами были и убитый наследник Анны Иоанновны, малолетний император Иван Антонович, и император Петр III, убитый фаворитами его жены, которая заняла русский трон как Екатерина II. На самом рубеже XIX столетия участь быть убитым заговорщиками постигла и сына Петра III – Павла Петровича.
После убийства императора Павла о нём было распространено много мифов и в дореволюционной, и в советской литературе. Дескать, Павел был жестоким самодуром, ссылавшим в Сибирь целыми полками, втравливал страну в авантюры, вводил в армии прусскую шагистику и др.
На самом деле дела убитого императора были не столь мрачны.
В армии в павловские времена действительно много внимания уделялось строевой подготовке, но не только ей. Ещё в бытность Павла великим князем его гатчинское потешное войско тренировалось в отражении высадок вражеских десантов, осваивало и другие способы ведения боевых действий.
Павел I впервые ограничил срок службы рядовых солдат 25 годами: до этого служба крестьянских сынов в российской армии была вечной. При Павле I нижним чинам было разрешено жаловаться на своих офицеров за необоснованные притеснения. Лишь при Павле шинели стали элементом военной формы в России.
Этому царю вменяли в вину «удушения самоуправления» – он прекратил действие дворянских собраний, появившихся при Екатерине II. Однако так называемое самоуправление упрочивало безраздельную власть помещиков-крепостников над крепостными крестьянами.
Павел запретил привлекать крестьян к барщине больше трёх дней в неделю, продавать крестьян без земли, разделять при этом семьи. А ведь не часто говорят о том, что император Павел I ограничил крепостное рабство.
Что же касается «самодурства», то чаще всего оно заключалось в требовании к тому или иному придворному уехать в свое поместье и не появляться при дворе. А сосланных в Сибирь при этом «самодуре» после тщательной работы с документами удалось насчитать меньше десятка! Это притом, что заговоров против императора за четыре с небольшим года его царствования было три, и только последний стал успешным. Подробностей о двух предыдущих попытках переворота историки не нашли – все документы были уничтожены по распоряжению самого Павла! Не хотел этот «жестокий самодур» выносить сор из избы…
В духе противопоставления «самодурства» Павла и политики его матери Екатерины II можно, конечно, пытаться вменить в вину Павлу Петровичу, что он «рассорился с Англией», приняв титул Великого магистра Мальтийского Ордена. Так ведь после побед русских флотоводцев на Средиземноморье лучшей базы, чем Мальта, для закрепления влияния Российской империи не было. И мальтийские рыцари сами просили Петербург принять их в свою юрисдикцию.
Променять прочные позиции на Мальте на «дружбу» с Англией Павел I не захотел. А потому главный импульс к дворцовому мятежу исходил от английского посла в Петербурге и его любовницы Ольгу Жеребцовой, сестры братьев-заговорщиков Зубовых.
Да, свидетельствам современников, указывавших на «всенародное ликование» в столице в день убийства Павла I, можно верить. Только столичная знать – это еще не вся Россия. Один из главарей заговора, сообщивший солдатам Семеновского полка, которые несли караул в Михайловском замке, о том, что «царь мертв», поспешил тут же ретироваться – реакция служивых заставила цареубийцу опасаться за личную безопасность…
Внешнее положение России при взошедшем на престол сыне Павла, императоре Александре (он знал о заговоре против отца и молчаливо одобрил его) не улучшилось. Оно и не могло улучшиться, если учесть, что при Александре I главой внешнеполитического ведомства Российской империи стал Адам Чарторыйский – польский князь, русофоб, склонявший к уступкам Западу. В 1831 году Чарторыйский стал одним из руководителей польского мятежа, затем участвовал в Крымской войне 1854-55 годов на стороне антироссийской коалиции.
А грех цареубийства Павла Петровича покрыли молчанием…
Художник: В.Л. Боровиковский.