Как казацкая верхушка довела Украину до раздела
Как казацкая верхушка довела Украину до раздела
16 мая 1686 года в Москве был подписан «Вечный мир» между Московским царством и Речью Посполитой. Его главным итогом стал раздел территории Малороссии.
«Вечный мир» по дипломатической терминологии той эпохи означал бессрочное соглашение. Андрусовское перемирие 1667 года между Москвой и Варшавой было установлено на 13,5 лет, потом было продлено на тот же срок, а до его истечения мир решили сделать «вечным».
Некоторые временные пункты Андрусовского перемирия русским дипломатам удалось закрепить как постоянные: например, контроль Москвы над Киевом, который ранее поляки соглашались оставить за московитами всего на 2,5 года.
***
После очередной «перемены» казацкой верхушки, метавшейся в поисках хозяина, когда гетман Правобережья Дорошенко признал себя вассалом Османской Порты, турки начали продвигаться на польские земли. Падение в 1672 году Каменца-Подольского сделало Подолию на последующие добрые сто лет турецкой провинцией и плацдармом для наступления османов и на Польшу, и на Россию. Турки нацелились и на Австро-Венгерскую империю, чуть было не взяв в 1683 году её столицу Вену.
Ввиду угрозы турецкого продвижения польским шляхтичам пришлось распрощаться со своими мечтами о Северщине, Смоленске, Левобережье Украины и помириться с «московскими варварами».
В 1681 году между русскими и османами был заключен Бахчисарайский мирный договор, закончивший 5-летнюю войну с турками за Левобережье Днепра. Однако серьёзно полагаться на обещания Стамбула и его крымских вассалов, совершавших грабительские набеги на русские земли, Москва не могла. В этих условиях «Вечный мир» с Речью Посполитой стал для русских дипломатической победой – Варшава признала присоединение к Московскому царству малороссийских земель. Этот договор сохранял своё значение вплоть до исчезновения Речи Посполитой с политической карты Европы в конце XVIII века.
Украинская историография при оценках «Вечного мира» 1686 года часто оперирует штампами вроде того, что «исконные враги Украины договорились между собой и поделили ее земли». Однако мысли казацкой верхушки во главе с Богданом Хмельницким о построении «великой украинской державы» противоречили такому же желанию поляков создать Речь Посполитую «от моря до моря» с включением в нее малороссийскими областями.
К 1654 году успешное поначалу казацкое восстание выдохлось. Хмельницкий и его товарищи запросились под руку русского царя. При этом Гетманщина сохраняла довольно широкую автономию.
Затем гетман Выговский начал искать путей возврата в сферу влияния Варшавы, что нашло выражение в Гадячских соглашениях. Казацкая старшина свергла Выговского, и он метнулся в другую сторону, став снова искать контактов с Москвой, за что был расстрелян польским полковником Маховским.
Так или иначе назвать казаков Правобережья надежными союзниками России не получается при всем желании. Постоянные переходы из лагеря в лагерь, нежелание подчиняться кому-либо, кроме своих атаманов, жизнь за счет грабежа – все это с каждым годом охлаждало желание царского правительства присоединить территории с такими подданными. Один только легендарный кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Сирко, прославленный в украинском эпосе, присягал Москве, а потом снова предавал Москву 7 раз!
Если на Левом берегу Днепра московскому правительству худо-бедно удалось поставить под контроль большую часть казачества, то Правобережье продолжало контролироваться враждующими вооруженными шайками «лыцарей», служивших двум, а то и трем гетманам одновременно. Сжигались посевы, разрушались города и села, уводились в полон мирные жители... За три десятилетия Руины, численность населения Правобережья сократилась в 10 раз! Даже человеческие потери в Тридцатилетней войне 1618-1648 гг. в Европе были меньше.
Усугубляло Руину постоянное привлечение враждующими гетманами и полковниками «союзников» – османов, поляков. Между тем «своими» считали единоверных малороссов лишь в Москве. Так кто виноват в том, что за 30 лет почти полной самостийности прежде богатый Правобережный край превратился в полупустыню, которую поляки, возможно, и не без радости отдали в 1686 году Москве за сумму в 146 тысячам рублей, выплаченных в качестве компенсации Варшаве за отказ от претензий на Киев.
Только вот зачем Московской державе нужно было принимать в свое подданство разорённую территорию?
Сегодня бандеровские правители Украины доводят свою неньку до состояния новой Руины, приглашают США и НАТО прийти и помочь «в борьбе против российской агрессии»… Неужели мало примеров XVII века, когда после «приглашений на помощь» татар, поляков, турок Украина, становясь полем боя, превращалась в пустыню?
Или сегодня куда чаще «вечного мира» человечеству приходится сталкиваться с вечным безумием? Когда смотришь на самоубийственную политику украинских верхов, то думаешь именно так.