Манси
Манси
Манси – малочисленный коренной народ Ханты-Мансийского автономного округа. Их всего 12,5 тыс., из них более 60% не владеют родным языком, полностью перейдя на русский. Несмотря на скромную численность носителей мансийского языка, в нём насчитывается пять диалектов. Мансийский язык, как и все финно-угорские языки, довольно труден. В Европе генетическими родственниками манси, как и всех финно-угорских народов России, являются финны, венгры и эстонцы.
Мансийский народ сложился в результате слияния с уральскими и финно-угорскими племенами. Изначально манси жили на Урале (2-3 тыс. лет до н.э.), но со временем откочевали в Сибирь. Русские вплоть до 1920-х годов называли манси вогулами, а их соседей хантов – остяками. Затем официально перешли на самоназвание этих народов.
Манси достаточно мудро разрешили проблему браков. Учитывая свою малочисленность, они разделились на два крупных клана – Пор и Мось. Первый состоял преимущественно из уральцев, второй – из угров. Браки заключались только между представителями разных кланов. Представитель Пор мог(ла) заключить брак только с представителем клана Мось. Естественно, до тех пор, пока манси стали христианами в XVIII в., такое бракосочетание совершалось по языческому обряду.
Разделение манси на Пор и Мось зафиксировано в народных сказках. В одной из них Пор-нэ предлагает подруге Мось-нэ убить часть людей, чтобы уменьшить их количество на земле. Мось-нэ не соглашается, предлагая взамен создать столько еды, чтобы хватало всем. В другой сказке порь-нэ и Мось-нэ ищут себе мужей. Единственная особь мужского пола, находящаяся недалеко – это некий Вшивый – Плешивый, который живёт у реки. Ни Порь-нэ, ни Мось-нэ он не нужен. В итоге доброй Мось-нэ достаётся ларь, откуда появляется стройный богатырь, а Порь-нэ – ларь со зверем, который убивает Порь-нэ за её злой характер.
Мансийский фольклор богат и красочен, ему посвящены многие работы этнографов и фольклористов – «Фольклорные тексты обских угров о людях Пор и Мось как историко-этнографический источник» А. Н. Башкировой (2002), «Загадки мансийские (вогульские) Т. Д. Слинкина (2002), «Мифы, предания, сказки хантов и манси» (1990), «Литература народов Севера» Е. С. Роговера и др..
В книге Е. С. Роговера приводится творческая биография советского мансийского поэта Ювана Шесталова, автора цикла стихов «Полярный Прометей» и «Слово Гиперборея» (1984). Роговер цитирует выразительные афоризмы поэта, его умение сопоставить «стойкость, надёжность и красоту оленя с аналогичными качествами личности»: «Олень в упряжке познаётся, а человек – в пути, в пургу...».
Суровый край, где живут манси, для Шесталова – лучшее место на свете. В одном из стихотворений его герой, добравшись до родной земли, восклицает: «Я – у себя! Я – на снегу!». Но творческие горизонты Шесталова выходят далеко за пределы милого края. Он восклицает: «Граница тундры – не судьбы граница!». О контактах манси с пришлецами из других земель (русскими) поэт говорит так: «Я к ним иду, приветствуя за свет, за тёплый огонёк в глазах весёлых. Я буду жить среди людей, добытчиков огня и новых сказок!».
Загадки – визитная карточка мансийского фольклора. «Некий мужчина из дому выходит, поработает по хозяйству и в дом заходит, на боковую ложится». Отгадка – нож. «Фольклор манси информационно-содержателен, поэтичен и прекрасно отражает мудрость и талантливость народа, создавшего эти сокровища устной речи. Они явились надёжной базой для возникновения на их основе мансийской художественной литературы», – сообщает Роговер.
Мансийские загадки обычно длиннее русских, больше похожи на краткое описание. Вполне естественно, что они послужили заделом для литературы манси. У манси есть свои богатырские сказки – «Ивыр», «Сказка о рождении Мир-Суснэ-Хума, Эква-Пыргися», «Богатырь Двух Горных Хребтов» и др. Мансийские сказки изучали венгерские исследователи Б. Мункачи и А. Регули. Интерес венгров к манси вызван тем, что мансийский язык для венгерского уха звучит как искажённый венгерский, а венгерский для манси – как искажённый мансийский. Ведь венгры и манси – родственники, до эмиграции в Европы древние венгры жили в Зауралье, где и древние манси.
Манси были умелыми воинами. У них было сословие дружинников и воевод, они знали тактику лесного боя. Мансийского бога войны звали Хонт-Торум. Пропитание манси добывали собирательством, рыболовством, охотой и оленеводством. Считается, что оленеводству манси научились от ненцев. В старину любимым праздником манси был Медвежий праздник после удачной охоты на хозяина тайги. На праздник приглашались соплеменники из ближайших селений, устраивались пляски, поклонения богам, отправлялись охотничьи обряды. При этом медведь для манси олицетворял верховную справедливость. На медведей охотились только при крайней необходимости (голод, агрессивное поведение самих медведей).
Для деревенских манси охота и собирательство по сей день остаются серьёзным экономическим подспорьем. Но в целом, манси довольно урбанизированный народ. 45% манси проживают в городах, быстро утрачивают родной язык среди многонационального населения округа.
Манси подарили России талантливого боксёра-профессионала, чемпиона мира по версии WBO 2013-2014 Руслана Проводникова (прозвище на ринге Сибирский Рокки), учёного-угроведа Ромбандееву Евдокию, мастера-музыканта Сайнахова Григория и целый ряд писателей, раскрывших миру красоту мансийской культуры.
Манси осталось мало, но в начале века их было ещё меньше, всего 7 тыс. Это значит, что народ живёт, увеличивает свою численность и не собирается уходить в небытие со сцены истории. Дай-то Бог.