Трактористка Шура
Трактористка Шура
Шуре Бикеевой из небольшого мордовского села Старая Теризморга в июне 1941 года как раз исполнилось 19 лет. И она, как и все ее сверстницы, мечтала о крепком добротном доме, работящем муже-мордвине и здоровых детях. Подруги завидовали ей доброй завистью: черноглазая статная красавица Шура была передовой дояркой в колхозе «17 лет Октября». Веселая и на язычок остренькая девушка не только себя в обиду не давала, но и за подруг могла заступиться.
Семья жила бедно. Из всех благ цивилизации в маленьком домике с соломенной крышей было только радио. По нему жители деревни и услышали страшное объявление о том, что 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Мордовская АССР наряду с другими «глубинками» страны не была оккупирована немецкими захватчиками – она поставляла стране защитников и продовольствие, обмундирование, технику, без чего невозможно было бы ведение военных действий. Все боеспособные мужчины из родного села Старая Теризморга ушли воевать, а женщины и девушки вынуждены были вместо них пахать, сеять, собирать урожай, чтобы кормить и фронт, и тыл терзаемой врагом страны.
Александра Бикеева Ф. В. Сычков «Подруги»
Не раздумывая, Шура записалась на курсы трактористок и поехала учиться на тракториста-комбайнера в Москву. Схватывающую на лету бойкую мордовочку сразу приметил опытный глаз преподавателя (в современных реалиях мы бы сказали инструктора), и он стал настойчиво ухаживать за своей ученицей, а по окончании обучения даже сделал ей предложение. Но новоиспеченная трактористка от него отказалась и вернулась в родное село.
Стоит ли детально описывать, с какими непосильными трудностями сталкивались девушки, заменившие мужчин на тракторах? Была дана разнарядка, что вся техника должна работать на колхозных полях круглосуточно, бесперебойно и с большей производительностью, поэтому трактористки трудились в две смены по 12 часов. Они не доедали, не высыпались, не успевали восстановить силы после тяжелой смены, но все равно пахали и днем и ночью.
Ф. В. Сычков «Трактористки-мордовки» Ф. В. Сычков «Девушки Мордовской АССР изучают военное дело»
Шура на своем колесном тракторе вспахивала за смену шесть гектаров вместо четырех обязательных по норме, так что из передовой доярки она быстро перешла в передовые трактористки. Полевые работы занимали все время, и на другое (на любовь, например) его не оставалось совсем. Да и в кого влюбляться, когда через дом похоронки приносили – кто погиб, кто без вести пропал, а если кто-то живой возвращался, то был ни на что не годным калекой.
А Шура все мечтала о работящем муже, чтобы любое дело, за которое он бы ни взялся, буквально горело в его руках. Так и проработала Александра Бикеева трактористкой в колхозе «17 лет Октября» до самой Победы. Хотела вернуться на ферму, но когда увидела, что сделала с уцелевшими мужчинами война, Шура решила остаться. И неизвестно, сколько бы она еще вспахивала колхозные поля, если бы не один судьбоносный случай.
В 1948 году в Старую Теризморгу приехала молодая учительница Татьяна Сергеевна Становкина с двумя младшими братьями 17 и 15 лет. Их отца убили на фронте, старший брат тоже погиб, а мать умерла от болезни. Татьяна, самая взрослая из детей, по окончании педагогического училища получила распределение в сельскую школу. В селе она сняла угол у местной жительницы и забрала братьев с собой. Новая учительница сразу же заприметила работящую и серьезную девушку Шуру, которая с трактором справлялась получше любого мужчины, и стала рассматривать ее в качестве жены для старшенького из сирот, Ваньки. А ведь невеста была старше его на целых 9 лет!
Шура сначала не поддавалась на уговоры Татьяны Сергеевны, но потом все-таки сдалась. Долго они сидели тем вечером в комнатушке, освещаемой керосиновой лампой, и плакали обе: учительница от радости и счастья, что ей удалось пристроить одного из сирот, а Шура – от жалости к этому несмышленышу и от страха за будущее с ним. Но женская жалость все-таки победила, и она Ваньку приняла, став ему и женой, и сестрой, и матерью в одном обличье.
А юный муж оказался на редкость трудолюбивым, рукастым и по характеру покладистым. Как и Шура, пошел работать в колхоз. Председатель не нахвалится, рад был радешенек еще одним мужским рукам. Да еще каким! Ванька никакой работы не боялся и по хозяйству легко управлялся. Денег на водку и папиросы не тратил – не имел привычки баловаться этим, все в дом, все в семью. Мал золотник да дорог – хоть эта поговорка и русская, но она как будто была придумана специально про мордовского паренька Ваньку.
После замужества Шура на трактор больше не садилась, а доила на ферме коров. И снова позавидовали ей односельчанки: мало того, что сама красивая и здоровая, так еще и с мужем ей повезло! Шестерых детей вырастили и вывели они с Иваном в люди. Вот такой везучей, по мнению односельчанок, оказалась Александра Бикеева, моя бабушка. Хотя везение здесь, по большому счету, ни при чем.
Трудолюбие, покладистый характер, природная доброта – вот залог ее женского и простого человеческого счастья, которому так завидовали подруги. Хотелось еще добавить – и патриотизм, но мне кажется, она и слова-то такого не знала. Просто всех жалела, всем хотела помочь, поэтому и в трактористки пошла, и пахала как проклятая, не ожидая никакой благодарности и никаких наград – надо было кормить село и фронт. Поэтому и за сироту пошла, не зная, как сложится ее жизнь (не хлебнет ли она с ним горя сполна), и особенно-то не надеясь на любовь.
«Сначала просто жалко было сиротку, – признавалась спустя многие годы бабушка, – но потом постепенно и уважение пришло». А любовь? А о любви ни слова. Не принято было о ней тогда в мордовском селе говорить, стеснялись мордовки свои чувства выражать. Считали любовь чем-то вроде причуд русских: «Это они так дурачатся, в книжках пишут про нее и говорят друг другу всякое». Но это не значит, что ее у них не было. Уважали друг друга, не давали в обиду, жалели – значит любили. И Родину любили. Сами не доедали, не досыпали, но, не жалея сил ради Победы, работали на полях и на фермах и в фонд обороны несли последнее, выращенное на своем огороде. Лишь бы прогнать врага.
Художник: Ф. Сычков.