День памяти. Потсдамская конференция 17 июля—2 августа 1945: точка отсчёта новой эпохи

Война в Европе окончена, но мир ещё не определился...

Ровно 80 лет назад, в Потсдаме, пригороде разрушенного Берлина, встретились лидеры СССР, США и Великобритании, чтобы решить судьбу послевоенного мира. Решения Потсдама определили границы, политику и конфликты на десятилетия вперёд.

17 июля 1945 г. началась Потсдамская конференция, последняя из трёх встреч лидеров антигитлеровской коалиции после Тегерана-1943 и Ялты-1945, став кульминацией военного сотрудничества и началом идеологического противостояния. По решению Сталина проходила во дворце Цецилиенхоф (Потсдам, Германия). Иосиф Сталин прибыл в Потсдам в зените могущества: Красная Армия контролировала Восточную Европу, а СССР готовился к войне с Японией. Главком демонстрировал достойную умеренность, но — жёстко отстаивал интересы в Европе, особенно в Польше; по репарациям...
Основная же интрига Потсдама была в том, что советская разведка прекрасно знала о ядерной программе США «Манхэттенский проект», но Сталин сделал вид, что новость о бомбе, сообщённая Трумэном 24 июля, его не то что не удивила, но как бы отнёсся к сообщению вовсе равнодушно: то ли не приняв всерьёз, то ли не поня́в. Его реакция на труменовское «новое оружие необыкновенной разрушительной силы» обернулась впоследствии одной из самых невозмутимых и расчётливых дипломатических игр в истории XX века, по мнению аналитиков.

В свою очередь, Трумэн — пока не очень опытный политик, но крайне решительный, — сменивший Рузвельта всего за 3 месяца до конференции, вёл себя жёстче. Попытался, как бы издалека, козырнуть только-только произошедшим успешным испытанием атомной бомбы «Штучка» из серии «Тринити» 16 июля 1945-го, — но Сталин даже глазом не моргнул — не поддался на давление. И на просьбу Сталина передать Польше немецкие земли до мирных переговоров Трумену пришлось уступить. 

 
Взрыв американской «Штучки» через 0,016 с после детонации, размер плазменного шара около 200 м. Через несколько сек. после детонации

Черчилль участвовал в конференции лишь до 25 июля, пока не проиграл выборы лейбористам. Эттли, новый премьер, был менее харизматичен — и, к удивлению публики,  больше склонялся к компромиссам. Черчилль, узнав о дипломатическом тогда проигрыше между «компромиссом и будущей холодной войной», сказал: «Народ может вынести всё, кроме поражения!».
По Германии же главные решения заключались в том, что надобно грамотно разделить, — но не расчленить страну. Оставить там 4 зоны оккупации: СССР, США, Великобритания, Франция, — саму территорию оставив формально единой. В том числе и в обмен на продовольствие (10 %) СССР получал 25 % промышленного оборудования из западных зон. Само собой, демилитаризация, денацификация: запрет на производство оружия, роспуск вермахта; суды над военными преступниками — Нюрнбергский процесс уже готовился... Формально Германия была разделена в 1949 году, но раскол начался ещё в 1945-м из-за противоречий между СССР и Западом. Окончательное, как сейчас говорят, «экзистенциальное» размежевание закрепил в дальнейшем берлинский кризис 1948—1949 гг. и создание двух государств с противоположными политическими системами.
И по Польше сталинский успех в Потсдаме был налицо... Западная граница Польши перенесена на запад, к рекам Одер и Нейсе: Одра—Ныса-Лужицка по-польски. В виде компенсации Польша получала бывшие немецкие земли Силезию, Померанию, часть Восточной Пруссии (Вармию и Мазуры), а также Гданьск (Данциг) и Щецин (Штеттин). СССР сохранил за собой Восточную Пруссию с Кёнигсбергом, переименованным в Калининград. Восточные территории Польши (Кресы) тоже оставались в составе СССР: Западная Украина и Западная Белоруссия, присоединённые в 1939 г. Запад признал прокоммунистическое Временное правительство в Польше, хотя требовал включения лондонских эмигрантов. Однако Сталин саботировал это решение, добавив лишь несколько символических фигур навроде бывшего премьера в изгнании Станислава Миколайчика, известного оппозиционера, но — (относительно) безопасного для Союза.

Услышав неоднозначные намёки Трумена об атомной бомбе, Сталин сохранил лицо, не поддавшись на козырный ход, тем не менее в момент ускорив подготовку к войне с Японией, начавшуюся 8 августа. В итоге СССР вступил в войну точно в срок, но США, сбросив бомбы на Хиросиму (6 августа) и Нагасаки (9 августа), лишили Москву стратегического преимущества. Споры, в том числе неофициальные, касались в Потсдаме и репараций: кому что вывозить из Германии. И, дескать, по мнению США — Союз вывозил из Германии намного больше договорённого. Также вовсю шло соревнование по вербовке ценных специалистов: ракетные технологии, ядерные исследования. Одновременно Сталин требовал пересмотра Конвенции Монтрё по Босфору и Дарданеллам, но получил отказ — что прозвучало чётким звоночком будущего кризиса 1946 г.: от первых открытых проявлений холодной войны до Фултонской речи Черчилля 5 марта 1946 г.
Собственно, историческое значение «Потсдама» в том, что конференция официально провозгласила пролог дальнейшей конфронтации. Это и фактический раскол Европы, разделённой на зоны влияния. Это и ядерный фактор: США попытались шантажировать СССР, но добились обратного — ускорения советской атомной программы. В минус сработали и нерешённые в Потсдаме вопросы: окончательная судьба Германии, репарации, «шатающаяся» Восточная Европа — всё это стало причиной будущих тотальных разборов и разгромов: локальных схваток. Потсдам не был «победой» или «поражением» — это был последний дипломатический бой перед новой войной, уничижительно холодной. Долгой...

Итоги Потсдама, кратко:

Германия:

  • Демилитаризация, денацификация, демократизация.
  • Разделение на 4 зоны оккупации: СССР, США, Великобритания, Франция.
  • Репарации СССР из своей зоны и части западных зон.

Польша:

  • Сдвиг границ на запад: Одер—Нейсе.
  • Потеря восточных земель в пользу СССР.
  • Признание прокоммунистического правительства.

Репарации: СССР получал 25 % промышленного оборудования из западных зон,это было наибольшим объёмом репараций. К 1953 г. репарации с ГДР и ФРГ были фактически прекращены из-за Холодной войны.

Япония: Ультиматум о безоговорочной капитуляции, иначе — полное уничтожение.

Суд над нацистами: подготовка Нюрнбергского процесса.

Начало холодной войны: рост противоречий между СССР и Западом. Конференция закрепила раскол Европы на сферы влияния.

На фото обложки: сидят (слева направо): Эттли, Трумэн, Сталин, сзади — адмирал флота Уильям Леги, министр иностранных дел Эрнест Бевин, госсекретарь Джеймс Бирнс и министр иностранных дел СССР Молотов.

5
1
Средняя оценка: 4.5
Проголосовало: 2