Убийство Лжедмитрия и усугубление Смуты на Руси

27 мая 1606 года в Москве в результате боярского заговора и народного бунта был убит самозванец, объявивший себя сыном Ивана Грозного. На престоле он не был и года, а смерть его привела к обострению борьбы за власть в России между боярскими группировками и разрастанию кризиса в государстве.

С самого начала положение Лжедмитрия было шатким. Пущенный слух о чудом спасшемся от убийц, подосланных Годуновым, сыне царя Ивана IV Васильевича из династии Рюриковичей наложился на брожение в народе и боярские интриги. Многие князья и бояре на Руси числили себя из рода Рюриковичей и роптали из-за того, что шапка Мономаха досталась выходцам из татарской знати Годуновым.

Устранить от власти многоопытного Бориса, шурина царя Федора Иоанновича, было непросто, но когда начались голод, волнения крестьян, разгул «лихих людей» и появился «царевич Димитрий», бояре поняли, что, свергнув Годунова руками Лжедмитрия, потом можно будет избавиться и от самозванца.

В этом смысле судьба Лжедмитрия была предрешена. Да и сам он совершил столько ошибок, что они только ускорили его конец. В июне 1605 года он помиловал Василия Шуйского, своего будущего убийцу, за несколько дней до этого приговоренного Боярской думой к смертной казни. Фёдора Романова (будущего патриарха Филарета), постриженного в монахи, самозванец возвёл в сан митрополита Ростовского. 

Лжедмитрий умудрился поссориться и со своей «матерью» – последней женой Ивана Грозного Марией Нагой, поначалу признавшей в Гришке Отрепьеве «сына». И вдовствующая царица без особого сожаления поменяла свое прежнее свидетельство, назвав самозванца самозванцем. 

Смущал Лжедмитрий и простой народ: одевался в иноземную одежду, не посещал баню, нарушал православные посты, взял в охрану иностранным наемников. Тянул Лжедмитрий с выполнением обещаний польскому королю и папе римскому. Среди них были передача Польше Смоленщины и Черниговщины, допуск на Русь католических миссионеров, разрешение на строительство костелов. Самозванец лишь выполнил обязательство женитьбы на Марине, дочери сандомирского воеводы Юрия Мнишка. А Марина была католичкой, во время венчания она отказалась принять православное причастие, хотя имела на это разрешение Ватикана… 

Несмотря на всё это, глава заговорщиков Василий Шуйский не сразу выступил с открытым забралом. 17 мая 1606 года, через несколько дней после свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, князь Василий приказал, чтобы московские колокола ударили в набат, призывая москвичей… бить поляков и защитить государя, на которого они посягают. Сам Шуйский во главе воинского отряда и толп горожан отправился в Кремль.

Защищал Лжедмитрия лишь его приближенный, боярин Федор Басманов. Самозванец попытался заручиться поддержкой стрельцов, пообещав сделать их дворянами и наградить отобранным у заговорщиков имуществом, но стрельцы поставили условием поддержки Лжедмитрия подтверждение того, что тот действительно является спасшимся сыном Ивана Грозного. Послали гонца к вдовствующей царице Марии Нагой, и гонец, вскоре вернувшись, крикнул, что она считает царя беглым монахом Гришкой Отрепьевым. Стрельцы предпочли словам гонца поверить.

Меткий выстрел Григория Валуева прервал жизнь авантюриста, называвшего себя царём Дмитрием Иоанновичем. Труп самозванца сожгли, смешали с порохом и выстрелили им из пушки по направлению к западу. Но беды Руси на этом не закончились. Смута продолжала бушевать. 

Вскоре появился Лжедмитрий Второй («тушинский вор»), личность которого была ещё более загадочной, чем личность первого Лжедмитрия.

Что касается Василия Шуйского, побывавшего на русском престоле в 1606-1610 годах, то он, призывая во время московского бунта 27 мая 1606 года бить ляхов, после расправы над Лжедмитрием окружил надежной охраной послов польского короля, уверяя их в том, что против короля Сигизмунда он ничего не имеет. После низложения Шуйский доживал в плену у поляков…

Еще больше пресмыкались перед поляками представители Семибоярщины – московского правительства, управлявшего русским государством в 1610-1612 годах. 

Вооруженное выступление москвичей против поляков и самозванца в мае 1606 года было лишь одним из эпизодов борьбы русского народа против иноземных угнетателей и их ставленников из числа местных изменников. Поставить точку в Смуте начала XVII века предстояло ополчению Минина и Пожарского, но до их победы, до разгрома польских интервентов и освобождения от них Кремля оставались еще долгие шесть с лишним лет…

5
1
Средняя оценка: 2.9065
Проголосовало: 246