Философская систематизация ценностей

Этюд стратификации ценностей

Nihil scibilum est per ipso suo

Представляемая читателю данная философская статья есть проба определения сущностных характеристик ценностных категорий, как имманентного инструментария каждой из четырёх основополагающих философских систем, определяющих Нравственный крест (с собственными антиномия каждого из четырёх векторов этого креста), познавательно детерминирующих сознание каждой человеческой личности. Некоторые тезисы я проиллюстрирую своими стихотворениями (подражая древнегреческим философам, писавших гекзаметром свои мысли), остальные наглядными иллюстрациями смысловых систем. 

НРАВСТВЕННЫЙ КРЕСТ 
Из глубины веков…
В глубинах мирозданья, 
Осознан в нимбе слов
Крест — символ вечного познанья.

Что видят люди в нём?
Терпение, прощение?
Сиянье солнца днём?
Души терзаемой смятение?..

Крест нравственный над нами водружён
И в сердце каждого его частичка бьётся…
Поймёшь ты с ним — красив кто, кто умён,
Куда идти... Слеза ли не прольётся.

Вот этот крест, он личность воплотил,
Душе открыл все тайны мира. 
Четыре вектора собою отразил —
Тебя воспел, как нравственная лира.

Мораль и этика, эстетика и смерть —
Луча четыре — жизнь нам освящают.
Дают опору, словно твердь.
Осмысленно вперёд нас провожают.

Ты не сойдешь с него — иначе гибель…
Где нет любви — там нет уже креста…
И жизнь тогда, всего лишь дальний флигель,
От дома, где живёт счастливая мечта. 

И не откроешь ты другим все прелести природы,
Благоуханье дня… — ведь зло ты не познал!
Какой ты человек? Ты из другой породы. 
Ты не был на кресте — другим не сострадал.
(2015)

ЦЕННОСТИ — важнейший мировоззренческий аспект бытия человечка, как личности, определяющие его идеалы, волю и инструментарий для их обретения одновременно в материальном, социальном или духовном выражении. Ценности, как система, фундаментальный и основной детерминант и определитель каждого конкретного общества, на которых любое общество формируется изначально, и без которого сами сохраняемые, развиваемые и передаваемые поколениям ценности не возможны. Ценности определяют векторы формирования культуры данного общества, её материализацию. 
КУЛЬТУРА — материализованная или реализованная в дискретном социуме система духовных социальных ценностей, опирающаяся на философские — нравственные мировоззрения конкретных социумов изначально зиждущаяся на их религиозных доктринах, назидаемая членам данного социума и транслируемая во вне на членов других социумов. Вне человеческой культурной среды, новорождённый ребёнок вообще не сможет стать человеком — нравственной личностью, а значит — человеком разумным. 
Культуры по определению не могут смешиваться, но на их основе могут возникать другие культуры, гармонично синтезировавшие ценности основополагающих культур, создавая социальный симбиоз на основе различных культур. 
Культуры не прогрессируют, как прогрессирует научно—техническое развитие, осваивая гуманно всё более широкие и новые энергетические объекты, созидательно конструктивно подлаживая их для нужд общества и человека. (Некоторые культуры препятствуют научно техническому развитию свих социумов и — эти социумы цивилизационно деградируют.)
Культуры системно совершенствуются в своём гуманном развитии, выводя из своего нравственного ареала антигуманные, противоречащие законам природы «псевдоценности», которые возможно некогда и служили средством консолидации конкретного общества при примитивных условиях его бытия, но потом оказались не только не нужными, но и вредными, тормозящими развитие данного социума. 
Общества (социумы) — суть единения людей, организованных определённым образом на основе духовных ценностей сосуществования и деятельного конструктивного гуманитарного—человеколюбивого гармонического развития, — во имя совершенства в обществе справедливых культурных межличностных и социальных отношений с развитием научно-технического прогресса цивилизации.

ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?
Дважды два — известно всем — четыре,
Но никто не знает, что есть красота?..
Относительно всё в страшном мире,
Где нет чисел, правды и ума.

Как же красоту числом измерить?
Где найти линейку для неё?
Нет такой!.. и можно только верить,
В осязание и зрение своё.

Вера там, где нет познанья,
Где нельзя исчислить ничего:
Доводов не нужно для сознанья —
Чудеса являют суть всего.

Чудо в том, что красоту мы видим,
Слышим, упиваемся мы ей…
В неизменном материальном мире
Голову склоняем перед ней.

Красота — шалунья озорная,
Изменяясь в форме и словах,
В разных ипостасях нас смущая,
Манит постигать её в делах!

Не имея временной константы,
У народов разных — разный лад…
Красота имеет прейскуранты —
Из табу различных стройный ряд.

Вера для людей табу возводит,
Нравственные рамки создаёт:
Что нам можно и чего не стоит
Делать, чтоб идти смелей вперёд.

Нравственность — она одна под Богом,
Тем, который свой народ ведёт.
Кто Ученье дал, оформил словом,
И сказал, что в будущем грядёт.

С верой будущее видят люди,
Красоту стяжая, уповая на слова Его,
Точною наукой мир рассудят,
И постигнут Истину всего.

Только так мы красоте внимаем:
Через веру — нравственный свой крест,
С Ним любые горы мы сдвигаем,
С Ним мы слышим звучный благовест.
(2016)

Сегодня развитие материальной цивилизации — гуманной энерговооружённости людей обеспечило не только само физическое выживание человечества, но его численный рост. Мир подошёл к той черте своего развития, когда так или иначе оформленные материальные сущности, перестают быть самоцелью жизни конкретных людей, и всё сильнее растет понимание значения тех ценностей, которые именуются человеческими — духовными культурными ценностями, — нематериальными. Особенно это проявилось в два последних года, когда на земле началась эпидемия короновируса и миллионы людей, жизненный путь которых казался полностью гарантированным в дальнейшем времени, умерли или переболели этой коварной болезнью (как и я сам). Мир материальных ценностей, доминировавший доселе в развитых странах, оказался поверженным бактериям, выпущенными на волю на людей во всех странах мира. Стало очевидным, что гегемония материальных ценностей в социумах не даёт ни гарантий благополучной жизни, ни здоровью, ни дальнейшему развитию людей.
Цивилизация стоит сейчас в точке бифуркации, когда надо выбрать новую дорогу для умного гармоничного развития общества, где материальным ценностям будет отведено, лишь то место, которое им положено занимать в общей системе ценностей, детерминирующих любое общество и человечество в целом в сегодняшнем мире.

ХАОСА НЕТ! 
Хаос — слово страшное, дурное…
К нам пришло из глубины веков.
Забирал ненужное, а также и благое — 
У людей, лишь уповавших на богов. 

Боги для людей тогда творили,
Всё, что им хотелось людям дать.
Меж собой те боги всё судили,
Что, зачем и для чего им взять…

А неважное — ни им, ни людям, —
В хаос низвергали с высоты…
И понятно просвещённым будет —
Хаос ведь синоним пустоты.

Но как можно с ним соотноситься?
Хаос не системен нам ни в чём!
Ведь не может камень слиться 
С талой питьевой водой — ключом.

Слово «хаос» часто применяем,
Мимоходом, эдак — походя, 
И никак в тот миг не понимаем —
Хаос беспорядку — не родня.

Беспорядок в нашей жизни часто,
Выявляет нестабильность бытия. 
Он всем людям «объявляет» гласно:
В бывшей форме, та система — умерла.

Но рассыпалась она на составные…
Точно по законам вечного добра —
Элементы все оформили, сложили…
В том система материальная была.

Вся разрушилась она от столкновенья,
С прочною системой, — изошла дотл
а…
Умные законы вечного творения 
Сохранили матрицу системы навсегда. 

И быть может, где—то во вселенной,
Математика вселенская опять,
Сложит элементы те, простые,
Чтобы эту же систему воссоздать. 

По законам строятся единым,
Материальные системы бытия…
Хаосу вот в этом умном мире, 
Места нет, его найти нельзя…

Хаос невозможно нам увидеть,
Невозможно как—то оценить…
Невозможно вас вот так обидеть,
Тем, что не имеет места быть. 

Вне системен хаос — нам на счастье.
Если вы сказали — вот он здесь!
Успокойте в голове ненастье,
Погасите вы эмоций спесь.

И тогда поймёте — в умном мире,
Ничего не исчезает, и — не входит вновь…
Вечные системы, на волшебной лире,
Воспевают вечную священную любовь… 

Вы услышьте музыку вселенной
Гимном разуму всегда звучит она —
Мысли той, великой, незабвенной,
Что людей и космос — умно собрала.
(2016)

История философской мысли человечества уже в греческой древности, начиная с Платона, разделила весь мир на материальный и духовный. Правда, ещё на век раньше до великого Платона (427—347 д.н.э.), не менее великий Пифагор (570—490 д.н.э.), изучавший философию древнего Египта, указал на метафизические смыслы окружающего нас мира, заявив: «Всё есть число!», — тем самым определил основополагающим и абсолютным детерминантом всего сущего метафизическую философию математики. Вселенский разум НООС был объявлен Богом, а математически выпаженная гармония — систематизирующей сутью вселенского бытия. 
По-своему развивали метафизическую философию видные учёные прошлого: Аристотель, Плотин, Декарт, Спиноза, Кеплер, Лейбниц, Ньютон, Фурье, Лобачевский, Максвелл, Пуанкаре и многие другие, — математическим способом открывшие закономерности существования материального мира.
Во второй половине XIX века великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев блестяще подтвердил в своей таблице Периодических химических элементов тезис Пифагора о детерминирующем факторе числа в материальном мире, выстроив химические элементы на математических (метафизических) принципах с учётом периодичности. Открытие этой закономерности привело к взрывному развитию научно—технической мысли направленной на обретение человечеством поистине неисчерпаемых энергетических возможностей. 
Вся история человечества убедительно доказывает — только знающему, умному и мудрому человеку математически умный Бог оставил право выбора направления своего культурного совершенства и цивилизационного развития, на основе воли нравственной человеческой личности. Гуманная, человеколюбивая, милосердная нравственность волевой человеческой личности двигала вперёд общий созидательный прогресс цивилизации.

ПОХВАЛА ФИЛОСОФИИ 
Errare humanum est, sed hominus corrigt suis erroribus

Когда-то, пару тысяч лет назад,
Философы той Греции мудрейшей,
Писали мысли яркие все в ряд,
Гекзаметром степенным и вернейшим.

Весь мир свой поделили цифрой точной —
Так Пифагор умнейший им велел.
И диалектикой упрямой, мощной,
Миропознания очерчен был предел.

Определили рамки: Космос — Логос,
Материя и Дух — суть истина всего.
Платон затем возвысил голос:
Чрез тени познаём Материи лицо…*

Пытался нищий Диоген их примирит — не вышло.
Ум Аристотеля хотел связать,
Плюс, минус логикой всевышней,
Вселенский разум метафизикой внимать…

Прошли века. Всё было в это время.
За истину (не веру) люди гибли на кострах…
Ушло в небытие схоластиков унылых племя,
Ушел и тот, печальных дилетантов страх.

Железные машины нам энергию придали,
Мы горы подвигаем, и моря в пустынях создаём…
Но мир наш многомерный мы не осознали,
С опаской в будущее кротко мы идём.

Не знаем — что есть «социальная система»?
Что человек в ней? Кто и как творит?..
Вот злато, деньги (не из чисел теорема,
Творящая добро) — в них человек горит!

Ведь ценность человека в духе,
Гуманной нравственности, строящей добро.
Материя и метафизика — разрухе,
Не позволяют вытворять бессмысленное зло.

Всё там, в системе трансцендентной,
Той, что не стала социальной прозой дня.
Мысль наполняется абстракцией трёхмерной…
Всех нас красивой формой за собой маня.

И вот в таком — четырёхмерном мире,
Обязаны мы все, включив свои мозги,
Сняв информацию, взгляд пораскинув шире,
Найти к заветным знаниям Небесные ключи.

Нам математика тому порукой,
А геометрия — материи стезя…
Здесь нравственность не станет мукой,
Подскажет, как нам жить нельзя.

Построим мир мы по мелодии симфоний,
Сам Демиург — Вселенский Разум нам воспел…
Распишем те симфонии на множество гармоний,
Чтоб мир наш процветал и не познал предел.
(2020)

Вместе с изначальными материалистическими и метафизическими философскими учениями, развивались и религиозные философские школы, на основе которых строились духовные нравственные ценности, регламентирующие поведение людей и социумов. Все религии определяют и констатируют основополагающие понятия, что есть «добро» и «зло», утверждают «воздаяние» — жизненное и посмертное. Эта сакральная философия развивалась отцами той или иной церкви или религиозной институции, как основополагающая часть мировоззрения данного сообщества адептов. Без веры в абсолютную истинность религиозных воззрений вообще невозможно формирование никакого общества людей — таково свойство человеческой, сознательной психики, в отличие от животных стад, где всё регулируют неосознанные инстинкты и приобретённые рефлексы. Так было всегда, так будет и впредь, ибо такова умная сущность человеческой личности. 
Три основных Авраамических религий, а также Буддизм, Конфуцианство, Синтоизм и т.д. — все они построены прежде всего на моральных ценностях, за которыми следуют и другие ценности для верующих адептов этих религий, системно увязываемые с основополагающими.
Истину являют только абсолютные метафизические универсальные принципы бытия вселенского сущего, объективно системно детерминирующие всё! Но это не ценности: абсолютные неизменные метафизические принципы — словесно оформленные каноны, не могут быть ценностями по своей сути, ибо неизменны. 

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА
Спросил Пилат у Бога-человека:
Что Истина? — для нас, людей…
И отвернувшись, не узнав ответа,
Ушёл в историю поверженных теней…

Оставил нам евангелист мудрейший —
Решать задачку давнюю Земли,
Которую решал и человек древнейший,
И что поныне так решить и не смогли.

Что Истина? В чём суть таинственного слова?
Что есть Она сама? — Нетленная во всём!
Сознание влечёт Собою снова, снова…
Искать Великий смысл во всём кругом. 

Здесь принцип этики ответ нам правит верный:
Где прерванная связь уравновешенных сторон — 
Ответ здесь может быть лишь только мерный…
Бессилен перед ним и — сам Харон.

Вся переменность — математикой зовётся.
Она в основе мерного всего…
Материя в системы стройно не сольётся,
Без геометрии и алгебры Его. 

Вселенский разум — Истина от Бога!
По математике творится сущее добро!
Здесь два плюс два — не просто слово,
Четыре — в Истину окно.

Вы спросите: А почему — четыре?
Не Троица? — суть Истины всего.
Ответ мой прост: Без человека в мире,
Не может быть творимо вечное добро!
(2020)

Составной частью религиозных философских учений являлась всегда и везде — эсхатологическая философия, определяющая сам смысл существования живого человека на земле, и «воздаяние» после смерти. В современной обстановке, это философское направление получает самостоятельные трактовки исходя из реалий цивилизации. Поэтому необходимо пристальней рассмотреть это философское направление с точки зрения имманентных ценностей, поскольку эту философию можно определить, как философию трансцендентного мира. 

ЭСХАТОЛОГИЯ 
Быть, иль не быть? — вопрос великий!
Шекспир его нам всем назвал.
И мир людей — широкий, многоликий
Тем самым всех осмыслить он призвал.

Любой из нас, разумно рассуждает,
Что есть добро, а что есть зло…
Рационально, средь других, решает —
Чтоб счастье побыстрей пришло…

Или в эмоциях, в дерзаньях благородных,
Мы осязаем радостное чувство красоты…
В делах упорных умных — плодотворных,
Цивилизацией становятся — реальные мечты. 

Но для чего мне жить? Зачем мне быть?
Зачем дерзать упрямо? — ведь бренно всё…

Культура всем велела нам сознание хранить! 
Есть творчество — и вечность перед ним, ничто!

Смерть тело в прах безжалостно разрушит
Рассыплются в песок все камни пирамид 
Исчезнет Солнце… — лишь душа нарушит
Безмолвье страшное среди пустых хламид…

В великой бездне, вознесётся ярким словом, 
В нём Истина извечного и всемогущего Творца,
Что жизнь не убивает — возрождает снова, снова…
В деяниях осмысленных — системно, без конца.

Другие формы и другие ипостаси обретают…
Все части некогда единого, былого естества. 
Сознанье в новые слова рационально одевают,
Чтоб умно бесконечно были жизни времена.

Поэтому сознанью быть! Быть разуму и воле,
Творить всем людям план всевышнего Творца…
Знать Истину! — вот благо человечной доли.
По Истине вершить гуманные, великие дела!
(2016) 

Таким образом мы определили четыре философских системы, опираясь на метафизические принципы качественной математики. (Они изложены в моём философском труде «ТРИАЛЕКТИКА — новая философская система» и в философском манифесте гуманизма «ПРИНЦИП УМА».) Эти четыре философских системы стратифицируются в пространстве октагона. Каждая из них имеет свои логически выстроенные теоретические школы со своим исследовательским инструментарием. Тем самым расширяют метод осмысления человеком действительности с бинарного: диалектического познания сущего (красиво — безобразно, плюс — минус, хорошо — плохо, быть — не быть), до четырёхмерного.

Синтетический, системно на принципах октагона объединённый весь ареал названных четырёх систематизированных философских направлений рассмотрения и осознания человеческого бытия: в самом себе, в социуме, в окружающей действительности, в смысловом значении самого этого человеческого бытия, — расширяет возможности человеческого сознания к постижению Истины самого вселенского бытия людей. Это, по моему убеждению, и есть главная задача, определяющая сам смысл бытия человеческого ума!

МУДРЕЦЫ 
Есть мир другой, не видимый —
Без плясок, музыки, огня…
Тот мир людей — он очень умный.
Людей — не видящих себя.

Эмоции — всю страсть страданий,
Иль счастье — духа яркий взлёт…
Для них причина — осознание познания…
Иль крах идей — неправильный расчет.

Они читают в цифрах правду,
Тем, опрокидывая дряхлые столпы.
Лукавых слов показывая кривду,
Тем помогают обрести реальные мечты.

Они упорны в поисках святого:
Неколебимого в себе, в других…
Того, что означает только слово —
Незыблемое — и в просторах неземных…

То слово Истиной зовётся,
Его не выразить ни знаком, ни числом…
Системой к нам в сознание прольётся,
Преображая всё реальное кругом.

Суть Истины в гармонии великой,
Способной единить огонь и лёд.
Но не застыло, а в системе многоликой,
Где неустанно действие вперёд .

Застой — гармонии убийство.
В нём разложение, влияние чужих…
Безликих — беспредельное холуйство,
Предвестник злобных дней лихих.

Все мудрецы лишь тем и важны,
Что могут отличать добро от зла,
И каждому помогут, не однажды,
Не оступиться, не пропасть зазря.

Их не смущает быт наш многоликий.
Им виден дьявол — в мелочах…
Им виден и понятен мир великий,
Где человек — ваятель, умный, — не слабак.

Он понимает Разум, тот — Вселенский,
Читает в математике веления Его.
Он строит крепкий мир христианский,
Являясь сутью и сознанием всего.
(2018)

Что такое ценности. В чём ценности выражаются

Сами ценности — это те психологические субъективные сущности, которые детерминируют сознание человеческой личности, определяя вектор действия человека в окружающей среде, а также и рациональный абстрактный, или реальный инструментарий для достижения искомой ценности. Сегодня ценности подразделены философами на две категории осмысления: материального (геометрического) свойства, выраженные в конкретных гармоничных эстетических свойствах форм предметов, или нематериального — духовного (религиозного). Однако такая дихотомия, абсолютно недостаточна, ибо т.н. «духовные» — нематериальные ценности имеют более сложное смысловое содержание… 
Немного истории. Человечество развивалась по пути обретения, посредствам материальных ценностей, именно духовных — нематериальных ценностных сущностей. Это было обусловлено изначально несовершенной базой материальной экзистенции людей. По мере развития этой базы, на Западе Европы, возникли на основе католического христианства философские школы, обосновавшие надсоциальный эгоцентризм личности правителя, выраженный в его реальной властной воли. Доктринально эта власть и воля были детерминированы Божественной волей, а потому были «верными» и «непротиворечивыми». Заимствованный у деспотичного Азиатского Востока эгоцентризм правителя—государя, опиравшийся на грубую материальную силу, стал безусловным атрибутом выстраивания его государственной власти. (Государь — от понятия: «господин дарующий суд — именем Бога»). Эта власть становилась мерой социальной справедливости и устойчивости управляемого им государства. Все остальные народы должны были или подчиниться такой власти или их так или иначе ассимилировали волевым решением материально — энергетически мощного государя. 
На Востоке Европы, в России также одновременно шли аналогичные процессы государственного образования, однако с поправкой на то, что суровый климат страны не давал столько прибавочного продукта, чтобы игнорировать обобщённый, коллективный, прежде всего сельскохозяйственный, труд населения различных регионов страны. Наоборот, общинность и гармоничный социальный коллективизм, в различных его формах проявления, стали ценностью, которая высоко ценилась в различных слоях населения. Коллективные социальные аспирации осмысленные более опытными, более знающими представителями данных социумов, позволяли конструктивно решать возникавшие проблемы внутреннего и внешнего свойства. 
Бог для православного сознания высшая умность, социальная мудрость и сила. Бог отец духовно окармливает своих последователей знанием Истины, а земной сын Его поддерживает православных в беде… Именно поэтому русская цивилизация оказалась гораздо конструктивней и более эластичней в своём прогрессивном развитии, чем западная — впавшая в прелесть материальных корыстей, накопления мамоны и наживы за счёт другого. 
Абстрагирование, по существу, от приоритета материальных ценностей для человека и социумов, в настоящее время энергетически развившихся на достаточную величину, чтобы цивилизованная социальная система сама обеспечивала материальное бытие людей, — является тем преимуществом, которые сегодня выводит русскую цивилизацию на вершину научно—технического прогресса человечества.
Бесспорно, эгоцентричный — эгоистичный, меркантильный менталитет влиятельных представителей западной цивилизации (увы, не учёных, а — власть предержащих «денежных мешков», которые сегодня не на свободных конкурирующих рынках, а санкциями и монополиями получают сверхприбыли) настораживает своим социальным поведением, в том числе и в отношениях между государствами Запада и Востока. В этой связи только физическая сила русской цивилизации, не раз в истории доказавшая свою материальную и духовную православную человеколюбивую мощь, воздействует на мечущееся в поисках эгоистичных ответов сознание различных влиятельных правителей в «затухающих США», а за ними — всего Запада. Подлость и запугивание, разврат и уход от устоев, гарантирующих высокое духовное человеческое достоинство, — это те атрибуты социального воздействия, которыми американская культура надеется сохранить своё, уже иллюзорное благосостояние. Без понимания метафизических законов бытия и соблюдения исторически выверенных гуманных духовных ценностей, — не меркантильных, — США разложатся. 

СОВРЕМЕННЫЙ АНТИЧНЫЙ СЮР 
Как мал тот человек,
что вышел в свет опасный и огромный,
где перед ним не только горы и моря,
но толпы ярых и голодных,
Желающих за счёт его, лишь сохранить себя.

Зачем им нужен этот дивный малый,
смотрящий в мир с надеждой и любя?
Он знает, как подвинуть горы, осушить моря,
и дать земле живительную влагу,
чтоб выросли на ней обильные хлеба
и жажда, голод снизошли куда—то…
Чтоб сытые не рвали друг у друга то,
что не хватало им всегда.

Но, не успел он сделать даже шага,
набросились на жертву твари,
и урча,
порвали человека в клочья —
омылась кровью бренная земля…

Ведомые инстинктом, ждали новой жертвы.
В них клокотала алчная нужда.

Где выход из ужасной драмы,
где жертвы — сами жертвы,
и напрочь не желают правду знать —
лишь зубы оголяют навзничь, и рычат — хрипя…

Кто их научит думать, понимать и мыслить?..
Кто их заставит знания копить и — возлюбить других?..

Сегодня в мире правит злато,
и похоть чрева возбуждает организм…
И дети плачут, восклицая — мама!

Но мамы нет!

Вокруг них жалкие ублюдки,
желающие тЕльца маленькие съесть…
Размазать по губам кровавые кусочки
и пьяными от пресыщенья,
забыться в сладкой грёзе упоенья — заснуть…

Проснувшись снова есть…
Детей, девиц, друг друга.
Валятся в гное удушающем дерьма,
чтобы затем, став им, быть тем,
кто породит таких же тварей — без ума…

Но верю я, что так не может быть и дальше.
Не вольно мир мешать с дерьмом!
И человек, благоразумный, любящий и страстный,
Построит светлый, тёплый, сытный дом.

В нём знания и сила сотворят гармонию с судьбой —
Изгнав уродливого зверя из себя.
Здесь счастье обретут, открывшись чистою душой,
Пойдут вперёд, всех очищая — вечность обретя…
(2020)

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ (пространственные — геометрические), бесспорно, являются основополагающими для физической экзистенции любого организма, являющегося плодом физического мира с его химическими элементами и незыблемыми математическими закономерностями, детерминирующими взаимодействие химических элементов. Пространственная форма детерминирует энергию в материю, с которой человеческое сознание может уже оперировать. 
Не материальные, математические и по сути не духовные ценности, незыблемые абсолютные принципы — каноны метафизической истинной философии, выраженные математическими знаками качественных чисел и математическими действиями, детерминируют всё вселенское сущее, в том числе материю, человека, социальные системы — их знания и возможность действовать — энерговооружённость. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ определяет сущности, которые не имеют по существу конкретного формального пространственного (геометрического) выражения, потому констатация конкретных факторов здесь происходит совершенно иным способом, а именно, только как действенных, и эта действенность имеет только количественное выражение. 
Иными словами, они определяются чисто математическими сущностями—инструментарием: количеством, качеством: знаковость, детерминирующая действенность: +, —, и нейтральность . , пропорциональность / , равенство и системной суммарностью определённого количества системно объединяющих количественность действенных факторов, выраженных условно оформленными, понятными символами. Только через формализованные количественные выражения цифры, человеческое сознание способно воспринимать метафизический мир математики придавая ему тем самым и ценностные выражения. По сути дела, скажем, в социальном смысле являются этическими ценностями — табу. 
Только посредствам математики, можно находить истинные системные закономерности экзистенции материального (оформленной формально — систематизированной энергии) и других, названных здесь сущностей: духовных и эсхатологических, — осознаваемых человеческим сознанием. Именно математическая детерминация материального мира позволяет различные его проявления определять человеческим сознанием, как: гармонические, не гармонические, диссонансные, ли просто как существующие отдельные факты и т.д.

ДОБРО И ЗЛО 
Добро и Зло — две сущности Морали!
Людей уводят вдаль, или велят — стоять!
Сознанье мыслить побуждают,
Проблемы явные решать…

Что есть Добро? — что человеку нужно!
Что позволяет жизнь творить.
Что помогает строить дружно,
Не разрушая, — умными нам быть. 

Добро системно, как и Зло — дурное.
В том смысл простого бытия —
Добро познать мы можем, как благое,
Лишь испытав… и муки тягостные Зла.

Системно связаны — и плюс, и минус.
Являют суть единую, но не едины в ней.
Меж ними ум скалой упрямой вскинут,
Тем, проявляя гамму разноцветную теней...

Без разума — ума, мы Зла не осознаем,
Добро не ощутим всей полнотой души.
Не сможем погасить, без опыта печали,
Добром — судьбы безжалостные дни. 

Не равны сущности Добра и Зла в природе,
Иначе мир бы умер и застыл!
И не пугаемся мы все плохой погоде, — 
Есть место солнцу, чтобы мир ожил…

Философ высчитал в той кельи чёрной,
Заброшен был туда безжалостной судьбой,
Что есть зазор, как в слове том — «Нагорном»,
Между Добром и Злом — сияющий звездой…

Всего лишь шесть метафизических значений
Не позволяют Богом слиться Злу с Добром…
Дан человеку дух великий — гений,
Творить меж ними счастье, помня о Родном… 

Гармония — в движении возможна,
Есть для движения вселенский тот зазор…
Ведь плюс и минус — противоположны,

Меж ними умный, творческий задор… (2016) 

ДУХОВНАЯ ФИЛОСОФИЯ система мировосприятия человеком окружающего мира, определяющая моральные ценности, детерминирует его сознание константными установочными категориями и определениями, по существу абстрактного свойства, а потому в сути своей переменными и относительными, которые накоплены в окружающем данного человека социуме, переданы ему в процессе его личностного становления в данном социуме, частью которого он поэтому и является. Это моральные духовные критерия оценки мира. Моральное сознание позволяют данному человеку уже загодя, согласно имеющимся знаниям, конкретно понимать, что есть «добро» или «зло», со всеми промежуточными оттенками этих диаметрально противоположных определения внешних факторов. По существу, понимание этих оценочных критериев и табуированное исполнение их обеспечивает защиту жизни данной личности и её социума. 
Самым непростым является восприятие и осознание трансцендентной — эсхатологической философской системы бытия человека, суть которого в понимании данной личностью смысла своего живого существования на земле среди людей, где очень часто приходиться преодолевать такие трудности, которые чреваты огромной болью, духовными, социальными и материальными лишениями, когда радость человеческого счастья казалось навсегда покинула данного человека.
Эсхатологическая — ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ философия система бытия людей определяет априорные идеи, служащие обретению счастья человеком, конкретным социумом, человечеством. На основе этой философской системы формируются особенные эсхатологические ценности. Они касаются не только потусторонней, после смерти, экзистенции бессмертной души или тела как принципиальной системы (как в буддизме и т.д.), но и реальных жизненных аспектов и аспирация человека и общества, выраженных в абстрактных рациональных идеях будущей счастливой жизни и конкретной волей относительно инструментария для её реализации. 
Человек сам решает «быть» и как «быть», или «не быть» ему среди людей, на которых он надеется в помощи обретения счастья, ибо счастье человеческое может быть обретено только среди других людей, не за счёт их, но в доброй взаимопомощи, социальном равенстве — справедливости и красоте. Именно к счастью стремятся все без исключения люди. Таковы сакральные религиозные установки в основным современных религиях и социальных теорий и визий прогресса человечества. 

СЧАСТЬЕ 
Счастье не есть наслаждение.

Счастье в том, чтобы любить
И ощущать любовь взаимно.
И в том чтобы творить 
И быть понятным объективно.
Чтоб благодарность получать
Людей учтивых и разумных,
И чтобы за людей страдать,
Умно любя всех тех — неумных.

Безнравственный человек не может быть счастлив! (2020)

Определение ценностей в каждой из четырёх философских систем — стратификация

Четыре философские системы осмысления воспринимаемого мира; материальная, метафизическая, духовная и трансцендентная, — имеют свои собственные (имманентные) определения ценностей, со своими понятиями и так или иначе оформленной или не оформленной символикой. Впрочем, имманентная понятийная атрибутика каждой из философских систем вполне перекликается, существует корреляция и определённые закономерности соотношений между ними, посредствам всех этих формализованных определений. Невозможно обретение осознания определяемой сущности только посредствам инструментария исключительно одной из названных философских систем: самоё через себя не познаваемо! «Сognoscit: unde cognoscit eam secundum omnem modum quo cognoscibilis est» — сказал Фома Аквинский, потом Сергей Есенин — «Лицом к лицу лица не увидать». Именно многомерность естества сущностей позволяет во всей полноте осмысливать объективную и субъективную реальность бытия человека, социумов, природы и космоса. потому что мир познаваем только посредствам системно синтетически применённого смыслового инструментария четырёх философских систем.
Материальная философская система мировосприятия характеризуется следующими ценностными категориями: форма, материя, потенция, обретение (проникновение). 
Метафизическая философская система мировосприятия характеризуется следующими ценностными категориями: действо, равенство, пропорция, гармония.
Духовная философская система мировосприятия характеризуется следующими ценностными категориями: истина, вера, жертвенность, благо. 
Эсхатологическая философская система мировосприятия характеризуется следующими ценностными категориями: жизнь, счастье, воля, преодоление.

ВОЗДАЯНИЕ 
Справедливость — есть воздаяние,
За дела людские — каждому за всё, —
Кто вершил, используя сознание, 
Нравственно передавая знание своё.

Что является мерилом воздаяния?
Нравственный твой крест — судьба,
С ним вершишь оценку достояния,
Без него вокруг — пустая кутерьма. 

Не имеют без него значение — 
Люди, жизнь твоя и вещь… 
Всё пустое. Есть одно сомнение —
Можно ли вот это просто — съесть?

Без креста, и воздаяние не нужно —
Лишь бы кто не съел тебя…
Не покушал бы тобою вкусно,
А остатки… Все сгноит земля!

Воздаяние — важнейший стимул,
Человеку, что вершит добро.
Лишь тогда, творимое тобою примут,
Когда людям ты несёшь тепло.

Воздаяние измерять для тебя мерилом,
Нравственным крестом, для всех.
И тогда, быть может, страшной силой
Не распнут тебя — для собственных утех.

Станешь ты героем поколеньям —
Безвозмездным был твой тяжкий труд…
Будет справедливым вдохновенье,
Мысль твою эпохи не сотрут.

Истину открыл ты честным людям!
Кто её посмеет не блюсти —
Воздаянием всем лживым будет:
В тупики идущие их тёмные пути.
(2016) 

Каждое из ценностных определений в названных четырёх философских системам имеет различные словесные определения, в зависимости от того, в какой конкретной среде данная ценность рассматривается и осмысливается. Натуральные материальные ценности близки и понятны человеку, а вот с нематериальными — духовными не всё так просто, как нам объясняют религиозные учения. 
Абстрагированные от конкретным форм, не материализованные в конкретные предметы ценности, например, соотношение, действие, время, порядок, система, идеи, мечты и т.д., — не менее важны нашему сознанию. Различные объединения людей по тем или иным интересам, формировались вокруг объявленных идей, поскольку заданные для реализации идеи представляли для всех членов данного социума важную ценность. 

УМ МЕТАФИЗИКА ФИЗИКА 
Ум метафизика физика —
Тайна великая есть! 
Как, что бесформенно — движется,
Время—пространство, где здесь?
Принципы миром всем правят.
Числами мы их зовём — 
Вся математика ставит,
Умный вселенский наш дом…

Скажут умелые люди,
Ты сам подумай, пойми —
Как без материи будет
Двигаться мысль по пути?..
Здесь изначальна материя,

Та, что энергией есть.
Мысль — это только мистерия,
Буйной фантазии спесь.

Ой ли, учёные предки,
Вы ведь не знаете как,
Даже планета из клетки,
Выйти не может никак. 
В космосе путь свой вращая,
Эллипсом смирно плывёт…
Сильных умом, не смущает,
«Числит» орбиты расчет…

Как же вот так всё выходит?
Мир весь в системах орбит…
В нём, как всегда происходит, 
То, что лишь разум велит.
Нет, он не блажь, не зазнайство,
Есть математика в нём,
Логика правит хозяйство,

Строит вселенский наш дом.

Мир метафизики вечен,
Нет в нём ни форм, ни врёмен…
Вот почему он не тесен —
Ум — Он первичен во всём!
Он разрушает преграды,
Тех, что стоят на пути,
Сильных и мудрых отрядов,
Страждущих правду найти.

К Истине путь их стремится,
Принципы жаждут познать —
Как так возможно, что числа,
Всё помогают узнать?..
Мир математики вечен,
Правит в нём чисел закон!
Не разрушим и не тесен
Ум, весь вселенский — всё ОН!
(2016)

Мы не должны рассматривать нематериальные ценности только в одной плоскости самих этих идей, как таковых. Уже древние философы стратифицировали рассматривали сами идеи как идеи материального, так духовного (Платон), и нематериального метафизического (Пифагор) и сакрального — религиозного мира (Основатели религиозных учений). 
Сегодня в различных философских справочниках называются следующие материальные ценности: свобода, безопасность, достаток, смысл жизни, честность, аккуратность, справедливость — все перемешано, и материальные, и духовные ценности. Это пример того, что современное воззрение на проблематику ценностей абсолютно не совершенно и во многом не сопутствует правильному осмыслению реалий современного бытия людей.
Попробуем обширный перечень фундаментальны ценностей, как это следует из современных публикаций, стратифицировать относительно названных философских систем: 

Ещё более коротко, а потому принципиально лаконично, обозначим те ценности, с которыми человек имеет отношение:

Названные Фундаментальные ценности служат основой, системно определяющей ценности для каждой ценностной категории в названных четырёх философских системах, определяющих бытие человека и социумов во всех их свойствах. 
Подчеркну, только в социуме появляется такая ценность как «свобода», — один из основных ценностных императивов, мотивирующих существование человека среди счастливых людей, т.е. нравственно гуманно чистых и ответственных. Однако, по существу, свобода сама по себе невозможна в абсолютном выражении, человек не свободен от действия объективных законов природы, детерминирующих само его существование в том числе и в социуме. Волевой человек свободен лишь выбирать среди тех или иных понятных ему ценностей. Но, чтобы выбирать надо ЗНАТЬ, что выбирать. Знание непоколебимых Истин есть величайшая ценность для человека. Воля к действию и знание актуального инструментария для их реализации, как в материальном, функциональном, общественном и нравственном значении являются апофеозом экзистенции человека, общества, всего человечества.
Современное представление о ценностях весьма сумбурно и не систематизировано с философской точки зрения, что позволяет спекулировать ими отдельным влиятельным личностям или властями пропаганды (теми, кто оплачивает её, заказывая нужные темы и их прагматичное нравственное обоснование в собственных корыстных—меркантильных, читай — материальны, целях). Это уводит людей от понимания происходящих процессов, ибо обозначает ложные цели к ложным ценностям. Поэтому процесс прогресса цивилизации замедляется, а культурное гуманное совершенство деградируя, не позволяет достигать социальной гармонии среди различных творческих групп и этнокультурных слоёв населения стран, да и народов в мире.

О СВОБОДЕ 
Знания свободу действий назначают,
Если воля есть в тебе их все вершить,
Умно — гармонично предопределяют,
Красоту вселенскую по истине творить.

Красота — подвижница культуры,
В ней залог людского бытия.
Здесь свобода воли создаёт структуры,
Что стоят на страже мысли, благости, труда. 

Нет знаний — и свободы нет нисколько!
Нельзя забрать того, чего и нет вообще… 
Там пусто — чернота везде, и горько
Свободно рыскать в том безумии везде.

Свободно волен ты убрать пустое…
Среди людей осмыслить верность бытия. 
Познать и закрепить всё знание благое,
Чтоб применить его, к гармонии идя. 

И Нравственным крестом вперёд ведомый —
Свободно выбираешь, волевой свой путь.
Построишь образ, тот, — красивый и знакомый, — 
Он даст тебе крупицу счастья радостно вдохнуть.
(2016)

Синтетический, системно объединённый весь ареал названных четырёх философских систем, служащих основой для формирования посредствам нравственных определений инструментария для рассмотрения и осознания человеческого бытия как в самом себе, так и в социуме, и в окружающей действительности, а также в смысловом значении самого этого человеческого бытия, расширяет возможности человеческого сознания к постижению Истины самого вселенского бытия людей. Это и есть главная задача, определяющая сам смысл бытия человеческого ума на Земле!

ИСТИНА И ПРАВДА
Святая Истина всегда одна.
Она с небес. Она от Бога!
А правда — на Земле она.
Её найдёшь у каждого порога.

Ей отдают в сенатах голоса.
Оттуда, облечённая Законом,
Как та царица в золоте венца,
Становится твердыней трона.

И, кажется, без правды жить нельзя,
Хотя её преступно ложь терзает...
Блистательна, упорна и стройна...
Увы, как часто кривда побеждает!

Ты правду долго не ищи,
Лишь обернись — уже бери,
Она доступна — здесь она...

Вот Истина — кому видна?

Постичь её не всякий может.
Кто знает, что задумал ОН?.
Чрез Веру и лишенья, всё же,
Путь к ней наукой освещён.

Не купишь Истину, не скажешь:
"Пошла отсюда, — не мешай!"
Иначе сам в могилу ляжешь.
И не надейся там на рай.

Однако, есть те подлые умельцы,
Что, правду Истиной назвав,
Вскрывают власти потайные дверцы,
Мир человеческий поправ.

О, Боже! Разве совесть гложет
Тех, кто земную власть прибрав,
Людей калечит... Ложь так может.
Но Истины им не доступен нрав.
(2010) 

5
1
Средняя оценка: 2.72189
Проголосовало: 169