Платное образование при Сталине: экономическая необходимость или налог на лень?
Платное образование при Сталине: экономическая необходимость или налог на лень?
6 июня 1956 года решением Совета Министров СССР было отменено взимание платы за обучения в старших классах школы, техникумах и ВУЗах, введенное в стране в 1940 году. Главной целью меры, принятой в 40-м году, были не столько дополнительные сборы, сколько развитие стимула к хорошей учебе у учащейся молодёжи.
О Постановлении Совнаркома № 638 от 26 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий» иногда говорят: смотрите, вопреки мифу о бесплатности советского образования оно почти целых 16 лет было для старшеклассников и студентов платным! И спасибо Хрущеву, который это изменил.
В тексте Постановления № 638 говорилось:
«1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а)в школах Москвы и Ленинграда , а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах
средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических
училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год».
Ничего непосильного в этих суммах не было. Средняя месячная зарплата рабочего в 1940 году составляла 300-350 рублей в год – как раз «годовая плата за обучение в ВУЗе». Кавычки тут необходимы – стоимость обучения студента была намного выше, чем 25-33 рубля в месяц, а о 12 рублях 50 копейках в месяц за возможность учиться в старших классах школы и говорить нечего.
Отчасти это дискриминировало сельских школьников, чьи родители-колхозники получали за работу трудодни, а не деньги». Но, во-первых, это было не во всех колхозах, а во-вторых, автору статьи в молодости пришлось общаться с пожилыми учителями, заканчивавшими сельские средние школы в начале 1950-х. По их словам, оплату за обучение требовали, но если плата задерживалась, никто никого из «храма знаний» не выгонял.
А во время войны от такой оплаты были освобождены дети командиров Красной армии, начиная с сержантов, и коренное население ряда союзных и автономных республик. Были и другие исключения…
Плата за образование после 1940 года не индексировалась, несмотря на вызванную войной инфляцию рубля. В то же время уже с 1 августа 1943 года зарплата учителей была повышена до 500 рублей в месяц; рабочие получали еще больше. И так не очень большие деньги за учебу становились все более символическими.
В Постановлении №638 говорилось: «Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся…»
Среди причин признания такой необходимости надо назвать желание перенаправить поток абитуриентов с высших учебных заведений и техникумов к получению рабочих профессий; страна стояла на пороге войны нужда в рабочих руках была острая. Кроме того, в военных училищах, в летных школах сохранялось полностью бесплатное обучение – и дополнительный поток поступавших туда был нужен стране.
Думается, однако, главная причина на первый взгляд малообъяснимого при социализме введения частично платного образования была в другом.
В советской школе детям рассказывали поучительную притчу о том, как отец решил вразумить непутевого сына, наказав ему заработать самостоятельно хоть один рубль, а в противном случае лишить его наследства. Сердобольная мать дала ленивому чаду рубль тайком от мужа, сын отдал его отцу, а тот бросил монету в огонь: дескать, не верю, что ты сам это заработал. Юноша возражал довольно вяло, и так повторялось несколько раз. Наконец, парень огромными усилиями заработал искомую сумму. И когда отец, как и раньше, кинул горсть монет в печку, возмущенный сын бросился разгребать жар голыми руками, пытаясь спасти заработанное собственным трудом. И только тогда глава семьи ему поверил…
Руководители Советской страны, сами вышедшие из бедных слоев, хорошо сознавали важность труда и трудового воспитания. Как и то, что полученное даром не ценится. В СССР было покончено с безграмотностью, было введено обязательное 7-летнее образование, но эта обязательность имела обратную сторону – необходимость тянуть за уши до окончания школы тех, кто учиться не хотел. А взимание платы за обучение меняло положение дел. Конечно, хорошо обеспеченных родителей такие деньги могли не беспокоить, но большинство начинало уделять этому куда больше внимания.
Еще более важный «стимул для лентяев» начал действовать после 1940 года в отношении студентов. Им выплачивалась довольно немалая стипендия (100-200, а то и больше рублей в зависимости от специальности), но, чтобы ее получать требовалось заработать на вступительных экзаменах не менее двух третей оценок «отлично», остальные не ниже «хорошо». Для старших курсов требование сохранялось в отношении оценок весенней сессии.
Для тех, кто в науках, мягко говоря, не успевал, учеба превращалась в сплошной «штраф», что часто приводило лентяя к досрочному уходу из ВУЗа на производство, без диплома.
После правительственного постановления от 6 июня 1956 года дополнительные стимулы к хорошей учебе были во многом нивелированы. Так что последствия и введения платного обучения в 1940 году, и его отмены спустя 15 с лишним лет неоднозначны – как и их объективная оценка годы спустя.
Художник: В. Коновалов.