Русский след Голливуда
Русский след Голливуда
Некоторые американские фильмы более достойны российской государственной премии, нежели типовая антироссийская халтура нашего доморощенного эрзац-Голливуда.
Восприятие окружающей действительности на уровне расхожей банальности – опасная и вредная для творческой мозговой деятельности «диета». Она мешает, а точнее делает практически невозможным ваше собственное неповторимо индивидуальное, а значит потенциально ценное и только потому нетленное отношение к миру.
Именно в таком незамутнённом общепринятой догмой восприятии автор этих строк всегда видел основной смысл и своего понимания жизни в целом и журналистской профессии в частности.
Именно с этих позиций хочу подойти в данном случае к рассмотрению такой якобы общеизвестной и давно пережёванной в малосъедобную кашицу мнимой «банальности», каким видится многим американский блокбастер про конец света – фильм Роланда Эммериха «2012». И делаю это только лишь потому, что, на мой взгляд, некоторые самые интересные для российского зрителя сюжетные линии этой картины до сих пор должным образом не расшифрованы. Именно потому, что похоронены под гигантским слоем всевозможной дешёвки типа «экспертных суждений» о точности компьютерной графики, геологическом правдоподобии планетарной катастрофы и прочей тому подобной «высоколобой» хрени.
Так вот, мне ни разу и нигде не приходилось читать о том, что это сугубо голливудское произведение практически на всём его протяжении пронизывает то, что лично я затрудняюсь назвать как-то иначе, чем РУССКИЙ СЛЕД ГОЛЛИВУДА.
Откуда он там взялся, понятия не имею. Но то, что весь фильм сделан с большой симпатией к русским и к России вообще, находит своё подтверждение в целом ряде эпизодов, которые, по своему идейному и духовному содержанию, были отнюдь не обязательными для магистрального смысла это действительно грандиозной картины.
Перехожу к, так сказать, доказательной части.
Первое, в чём я точно Америки не открою, потому что это наверняка бросилось в глаза всем зрителям фильма – колоритная фигура одного из главных героев. Русского человека, бывшего мурманского боксёра, ставшего мультимиллиардером. Сама по себе постановка в центр этой отнюдь не рядовой голливудской киноэпопеи, изначально предназначенной для самой широкой всемирной аудитории, именно представителя России достаточно удивительна. Особенно с учётом того, что была там совершенно не обязательна. Хотя бы потому, что важнейшая роль в сюжетной основе картины отводится не России, а Китаю, где строились гигантские корабли-ковчеги. И, казалось бы, кому как не китайцам, претендовать на роль одного из главных героев. Но нет, им оказался именно русский.
А ведь этот фильм был снят не когда-нибудь, а практически одновременно с российско-грузинской войной 2008 года, по итогам которой Запад стал усиленно изображать Россию «агрессором» и «империей зла»! И ладно бы ещё этот русский персонаж соответствовал такому негативному пропагандистскому клише. Вроде тех же излюбленных Голливудом русских людоедов и одновременно недотёп, которых сотнями крошил из пулемёта американский супергерой Рэмбо.
Но нет, русский олигарх Юрий Карпов при всех своих жанровых олигархических «закидонах» типа «Я взял “Бентли” только за управление голосом!», несомненно, положительный герой. Причём настолько положительный, что главная тема любого духоподъёмного американского фильма – спасения американцев от лютой смерти, в конечном счете, подана как в немалой степени его заслуга. Надо ли говорить, что такая миссия с точки зрения Голливуда и вообще американского зрителя является центральной и такой персонаж плохим быть просто не может.
Но этот русский олигарх не просто такой себе «человек мира», оторванный от национальной почвы. В фильме он представлен как настоящий патриот, гордый достижениями своей Родины. Чего стоит только одна ключевая сцена, формирующая этот образ, в которой он назидательно объясняет американцам, потрясённым размерами гигантского транспортного самолёта КБ «Антонов» – «Он же РУССКИЙ! Ага!»
Чёрт возьми! Был бы я большим начальником, обязательно присвоил бы актёру и автору этого эпизода фильма, с учётом его всемирной аудитории, государственную премию РФ за самую эффективную и сверхмассовую пропаганду России и её научно-технических достижений.
Тем более, что создатели этого эпизода сделали максимум возможного для того, чтобы этот самолёт ассоциировался именно с Россией, но не с её беспомощным обрубком – Украиной, которой, де-юре, принадлежит единственный экземпляр действительно великого произведения РУССКОГО И СОВЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ГЕНИЯ – самолёт Ан-225. Вплоть до того, что его компьютерная версия в фильме «2012» была переименована в несуществующий «Антонов-500». И перекрашена с полным удалением украинских цветов и национальной символики. Что, кстати, совершенно справедливо указывает на абсолютно нулевую роль «незалежной» Украины в создании этого громадного самолёта.
Объяснить все эти совпадения чистой случайностью мне просто не хватает воображения. Налицо совершенно сознательная работа создателей этого американского фильма на Россию. Почему и как это вышло, не знаю. Но это факт.
Точно таким же фактом является и одна из заключительных сцен, где тот же якобы бездушный и самовлюбленный «русский олигарх» совершает, пожалуй, самый героический и благородный поступок, который в глазах тех же американцев, да и всего мира, может быть уделом только самого положительного героя. Юрий Карпов последним отчаянным усилием, в которое вложил буквально всю свою силу и волю к борьбе, спасает своих детей, что стоило жизни ему самому. Такие вещи, к тому же поданные так мастерски, долго не забываются, потому, что врезаются намертво в умы и души множества людей. В которых образ русского человека навсегда будет связан с этим героическим самопожертвованием. И это ещё один повод для государственной премии РФ.
Тем более, что лично мне не приходилось видеть хотя бы один современный российский фильм, где бы при таком гигантском, поистине всепланетном масштабе экранного действа и безграничном выборе вариантов главных героев, создатели фильма настолько мастерски включили бы в него эпизоды с таким колоссальным зарядом уважения и симпатий к России и к русским. В так называемом «нашем кинематографе», к великому сожалению, Россию и русских изображают, как правило, во-первых, далеко не так талантливо и, во-вторых, без всякого к ним почтения. И это ещё очень мягко сказано.
Но одним русским героем в этом американском фильме не обошлось. Пилот Саша – типаж не менее благородный, совершающий классический подвиг русского человека, суть которого заключена в словах «Сам погибай, а товарища выручай!». Именно так он и поступил, когда ценой собственной жизни спас всех остальных, находившихся на борту гибнущего самолёта. Не знаю, кто именно в Голливуде настолько знаком с русской историей, что знает жертвенное значение выражения «За други своя!», но фактом является то, что фильм неукоснительно следует именно такому пониманию естественной для настоящего русского логики.
Что проявляется даже в таких вроде бы мелочах, как прозвучавшая из уст русского лётчика, в момент самого пика нависшей над самолётом опасности, знаменитая фраза «Ещё немного, ещё чуть-чуть…» из мало кому известной в Америке (подозреваю, что и в нынешней РФ тоже) песни Михаила Ножкина «Последний бой» из киноэпопеи «Освобождение». Вроде бы мелочь, длящаяся на экране считанные секунды. Но как много надо было знать и чувствовать, чтобы вложить в эти секунды всю душу русского человека!
Отнюдь не претендую на исчерпывающее раскрытие темы «русского следа» в этом американском блокбастере. И даже наверняка многое просто не заметил. Настолько сам фильм многообразен и переполнен смысловыми сигналами.
Притом не все из них равноценны. Например, мне до сих пор не вполне понятна сцена, когда русский президент стоит навытяжку перед американским и ждёт, пока тот разрешит ему сесть. Притом, что другие главы государств по-хозяйски уселись в свои кресла без всякого приглашения главы Белого дома. Эпизод вроде бы унизительный для России. Но это как посмотреть! Тем более что президент РФ в этом фильме скорее похож на Бориса Ельцина с его откровенным заискиванием перед американскими «партнёрами». И совершенно не похож на Владимира Путина.
Я бы даже сказал, что перед нами недвусмысленное авторское неодобрение того прогиба перед Америкой, который был характерен для правителей России образца 90-х годов. И которое сегодня разделяют едва ли не все россияне.
И, тем не менее, перегибать палку, даже в этом смысле, в фильме не стали. И потому именно русский президент в финальных кадрах картины первым требует спасти всех без исключения людей, не успевших попасть на спасительные ковчеги. И его, в конечном счете, поддерживают все остальные лидеры государств. И это ещё один символ исконного благородства России и ещё один повод отметить этот фильм российской наградой. Пусть даже сегодня, спустя десять лет.
Уже не говорю о таких разбросанных по всему фильму характерных мелочах, как то, например, что американские офицеры из экипажа ковчега в этом голливудском кино носят на своей форме… погоны в историческом российском стиле!
Но какая мораль всего этого, спросите вы? Ведь все мы хорошо знаем – современные США наш заклятый враг. Отвечаю. На самом деле заклятым врагом России является не Америка, как страна и народ, а её правящая транснациональная, а точнее безродная космополитическая «элита». Которая в действительности является таким же врагом Америки и её народа, как и врагом России. Что же касается непосредственно Голливуда, то тот очевидный факт, что в настоящее время он находится под железной пятой этого глобалистского «интернационала», никак не отменяет того, что в его недрах по-прежнему вполне достаточно творческих личностей, которые не приемлют этот диктат и по возможности ему противостоят.
Чего стоит в этом смысле один только Оливер Стоун, выдающийся американский кинорежиссёр, обладатель трёх «Оскаров», который совершенно не разделяет ту пагубную антирусскую и антиамериканскую линию, которую проводит нынешний голливудский «мейнстрим». Такие люди в Америке были, есть и всегда будут. С такими людьми наши предки вместе били фашизм и встречались на Эльбе. И забывать об этом не только неправильно, но и просто глупо. Потому что ни Россия, ни Америка никуда в космос друг от друга не улетят. И нам, так или иначе, вместе жить на этой Земле. А для этого в США, в том числе и в Голливуде, должны одержать победу здоровые силы, которые там, несомненно, существуют. И рассмотренный нами пример с явно симпатизирующим России, по его глубинной сути, американским блокбастером – наглядное тому подтверждение.
Художник: Шэрон Уивер.