Сергей Оганов: пять месяцев войны
Сергей Оганов: пять месяцев войны
Осенние бои под Ростовом-на-Дону 1941 года выдались очень жаркими. Враг рвался вперед, а советские бойцы отчаянно пытались сдерживать продвижение. Одним из тех героев стал Сергей Оганов – командир артиллерийской батареи.
В этом году двадцать третьего февраля Герою Советского Союза Сергею Мамбреевичу Оганову исполнилось бы сто лет. Но уроженец Тбилиси (хотя по национальности он являлся армянином) дожил лишь до одного полноценного юбилея в своей жизни. А жизнь у Оганова выдалась очень непростой.
Мальчишка, рожденный в рядовой рабочей семье, окончил девять классов средней школы, после чего решил, что мечту нужно исполнить, поэтому решил поступать в Тбилисское горно-артиллерийское училище. Еще будучи школьником Сергей хотел стать военным. Он интересовался этим ремеслом, читал много книг о сражениях и военачальниках. Вряд ли тогда, в детстве, Оганов мог предположить, что мечта о славном военном деле станет реальной так быстро.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. И Сергей, досрочно окончивший обучение в горно-артиллерийском училище, был призван на фронт. Произошло это событие уже в июле 1941 года. Оганов был зачислен в состав девятой армии, которая вела ожесточенные бои с противником на Южном фронте. Поскольку у Сергея за плечами было военное образование, его, несмотря на юный возраст, назначили командиром артиллерийской батареи.
Свой первый бой Оганов провел в районе Херсона на Днепре. И Оганов сумел блестяще себя проявить. Батарея под его командованием сумела в своей дебютной схватке уничтожить три вражеских танка. Отдыхать было некогда. Вскоре Оганов вместе с сослуживцами воевал с немецко-фашистскими захватчиками под Мелитополем и Мариуполем. Но силы были слишком неравны. Вражеские танковые войска под командованием генерала Эрвальда фон Клейста уверенно шли вперед, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск. В конце концов, красноармейцы отступили к Ростову-на-Дону и принялись готовиться к его обороне.
Обстановка накалялась, но Оганов ни разу не дал повода усомниться в себе и своих командирских способностях. Он умел быстро принимать самые лучшие решения даже в критических ситуациях, не боялся брать на себя ответственность и сохранял спокойствие в самых безвыходных положениях. Все это было словно подготовка к главному сражению в жизни лейтенанта Оганова.
***
Танки Клейста медленно, но верно приближались к Ростову-на-Дону. Командование требовало во что бы то ни стало задержать вражескую лавину. И двадцать девятого октября 1941 года Оганов получил приказ от штаба 317-й Бакинской стрелковой дивизии: занять позицию в двух километрах западнее села Большие Салы и встретить захватчиков.
Интересно вот что: о том, как происходило сражение нет однозначного мнения, есть две точки зрения. Нельзя сказать, что они категорически отличаются друг от друга, но все же. Итак, первая версия, естественно, появилась в советское время и долгое время считалась официальной.
По этой версии, шестнадцатого ноября Оганов получил приказ от командира 606-го стрелкового полка 317 стрелковой дивизии 56-й армии Южного фронта занять боевую позицию на кургане Бербер-Оба, что располагался рядом с селом Большие Салы Ростовской области. В распоряжении Сергея было всего четыре орудия. Оценив рельеф местности, он разместил батарею из трех артиллерийских орудий таким образом, чтобы беспрепятственно обстреливать всю равнину. Четвертое же Оганов приказал установить неподалеку от села.
Артиллеристы успели вовремя, поскольку уже утром семнадцатого числа показались немецкие танки. По примерным подсчетам их было около пяти десятков. Вскоре начался ожесточенный бой. Три артиллерийских орудия без устали «плевались» снарядами, пытаясь сдерживать натиск вражеской техники.
Прошло несколько часов. Немецкие атаки захлебывались одна за другой. Но враг не думал останавливаться, поскольку захват кургана имел для него важное стратегическое значение. Лишь с наступлением темноты фашисты остановились. За день они потеряли около десяти танков. Успех дался советским артиллеристам дорогой ценой – три бойца погибло, несколько получили серьезные ранения. Но отдых бойцы не могли себе позволить. Понимая, что выполнить боевое задание можно только с помощью хитрости, лейтенант Оганов приказал сменить местоположение артиллерийских орудий.
Утрой бой продолжился. Противник, не ожидавший, что красноармейцы за ночь успеют перетащить орудия, на какое-то время растерялся. Этим артиллеристы и воспользовались. За несколько часов непрекращающегося боя они смогли уничтожить еще около двадцати вражеских танков. Но на большее храбрых артиллеристов не хватило. Они погибли, все без исключения. Сложил голову и лейтенант Оганов. Ему было всего двадцать лет. За проявленный героизм Сергей был удостоен звания Героя Советского Союза.
О подвиге батареи Оганова стало известно в конце декабря 1941 года. Тогда в газете «Защитник Родины», которая печаталась для бойцов 56-армии, была опубликована статья «У семи курганов», рассказывающая о бое Сергея Мамбреевича и его бойцах.
Прошли годы, исчез и СССР. Постепенно начали рассекречиваться документы. В свободном доступе оказалась и информация, касавшаяся той битвы. Историки и исследователи выяснили, что на самом деле батарея Оганова не вела двухдневный бой с немецкими танками. Именно семнадцатого ноября артиллеристы оказались «вне игры» из-за погодных условий. А немцы тем временем сумели полностью захватить Большие Салы. Но сражение все-таки было, только произошло оно восемнадцатого числа.
Вражеская тринадцатая танковая дивизия, выдвинувшаяся из захваченного села, неожиданно наткнулась на батарею Оганова. Завязался неравный бой, который длился примерно шесть часов. Немецкая техника за это время трижды ходила в атаку, но раз за разом ее останавливали советские артиллеристы. За эти шесть часов батарея практически полностью была уничтожена немцами. Сергей Мамбреевич вообще оказался один у своего орудия. К тому времени он уже был ранен, но продолжил бой в одиночку заряжая орудие, прицеливаясь и стреляя. Но до конца сражения Оганов не дожил. Осколок снаряда, разорвавшегося поблизости, оказался для храбреца смертельным. Вслед за своим командиром пали и оставшиеся артиллеристы. По официальным данным они смогли уничтожить двадцать два вражеских танка. А немцы, даже после того, как батарея была уничтожена, не стали занимать курган. Они свернули. Лейтенант Оганов и его артиллеристы погибли не зря, приказ они выполнили.
Что же касается награды, то Сергей Мамбреевич удостоился ее двадцать второго февраля 1943 года. В наградном листе было сказано, что «все двадцать четыре бойца во главе с лейтенантом Огановым и комиссаром батареи младшим политруком Вавиловым геройски погибли, но с честью выполнили боевой приказ командования. Ни один вражеский танк не прошел занимаемый ими рубеж обороны».
Подвиг бесстрашных воинов не был забыт. Так, в 1972 году на том самом кургане (его в народе прозвали «Артиллерийский курган»), где погибли бойцы, был установлен памятник. Через одиннадцать лет монумент в честь Оганова и Вавилова появился в Ростове-на-Дону. Также, в этом городе, а еще в Больших Салах есть улицы, носящие его имя.