Берестяные грамоты: народная письменность Древней Руси

70 лет назад, 26 июля 1950 года, в ходе археологических раскопок в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Ныне количество этих древних документов перевалило за тысячу, благодаря чему разгаданы многие исторические загадки и поставлена точка в спорах о них специалистов-историков.

Открытие берестяных грамот связано с именем известного советского историка Артемия Владимировича Арциховского. Родившись в 1902 году, он в 1925 году окончил Московский университет по специальности «славяно-русская археология». Спустя два года, работая над кандидатской диссертацией, он уже преподавал в этом ВУЗе в качестве ассистента, а с 1929 года, после защиты диссертации – доцента. 

Спустя 10 лет Арциховский становится заведующим только что образованной кафедры археологии МГУ, в 1940 году защищает докторскую диссертацию. А спустя еще 20 лет его избирают членом-корреспондентом Академии Наук СССР.

В ходе довоенных раскопок в Новгороде экспедиция ученого и обнаружила первые берестяные грамоты. Однако они были без текста, представляя собой чистые листы. Хотя найденные рядом острые палочки-стилусы из кости или метала не оставляли сомнений, для чего нужна была эта березовая кора.

Обнаружение сотрудниками Арциховского бересты без записей в исторические анналы не попало. Официальной датой обнаружения такого типа документов считается 26 июля 1951 года, когда при раскопках на месте расположения Неревского конца, района древнего Новогорода, местной жительницей Ниной Акуловой была обнаружена первый найденный на территории СССР лист с нанесенными на него надписями. Это была запись, связанная с феодальными повинностями трех землевладельцев, проживавших в городе в конце XV века.

Достаточно быстро были найдены десятки других подобных документов, самые древние из которых датированы началом XII века. За прошедшие десятилетия даты создания самых древних рукописей сдвигались вглубь времени. В настоящее время самая ранняя из берестяных грамот принадлежит к эпохе около 1030 года.

В то же время ещё во время довоенных раскопок экспедицией Арциховского были найдены и чистые полоски бересты, и твердые предметы для написания букв, относящиеся ко второй половине Х столетия! 

По состоянию на 2017 год было найдено больше тысячи берестяных грамот. На первом месте по количеству находок Новгород – 1102 таких грамоты и одна грамота-иконка, потом Старая Русса – 48, Смоленск – 16, Псков – 8, Тверь – 5, Москва – 4, Звенигород Галицкий (Украина) – 3, Мстиславль (Белоруссия) – 2, Витебск (Белоруссия), Старая Рязань, Вологда – по одной. 

В ходе ежегодных раскопок этот список обычно пополняется. Среди найденных грамот – образцы деловой переписки, общение между членами семей, черновики завещаний, ученические тетради, даже любовное послание обиженной своим парнем девушки. Все это свидетельствует о довольно большом охвате грамотностью широких слоев населения, включая женщин и детей. 

***

Уровень развития отдельных городов и княжеств на Руси в период удельной раздробленности был, в целом, сравним и по характеру организации общественной жизни, и по уровню образованности.

Новгородская республика в силу значительности прослойки купцов была больше заинтересована в наличии грамотного населения, но и другие города Руси, как минимум, с начала правления князя Ярослава Мудрого обзаводились сетью школ. Косвенным доказательством этого являются берестяные грамоты, датированные эпохой правления этого князя. 

Большинство таких находок – либо черновики, либо письма, которые после прочтения обычно выбрасывались. Для более важной переписки использовался пергамент – специально выделанная тонкая кожа телят или ягнят. Однако пергамент стоил дорого 

Вообще, упоминание об использовании бересты для записей известны со времен Римской империи, а на землях славян новгородская находка 1951 года стала первой в истории.

***

Разумеется, не надо думать, что до этого никаких письменных источников, датированных временами Киевской Руси, у историков не было. Сохранилось много письменных источников древнерусского периода. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, предстоятеля Русской церкви при Ярославе Мудром, «Русская Правда», сборник законов авторства этого князя и его сыновей, переписка настоятеля Киево-Печерского монастыря прп. Феодосия Печерского и сына Ярослава, киевского князя Изяслава, наконец, первая русская летопись прп. Нестора Летописца. Таких документов, сохранившихся доныне – великое множество.

Вот только писались они, как правило на церковно-славянском языке, принятом для образованного боярского слоя и духовенства. А как разговаривали в массе населения? 

Гипотезы на этот счет выдвигались самые разные. Одно время думали, что язык наших предков практически не отличался от современного, а то, что сохранилось в древних пергаментах – так то же «ученые люди», преимущественно монахи, писали. Однако, как показали берестяные грамоты, язык, используемый в них, отличался не то, что от современного русского, но и от классического церковно-славянского даже больше, чем нынешний белорусский (или украинский). 

Записи на бересте доступны пониманию обычно лишь после их расшифровки специалистом по древнерусской филологии. Или хотя бы после длительного перечитывания раз за разом с упорными попытками понять, что же все-таки пытался донести до адресата автор того или иного письма. 

Ряд исследователей замечали, что народный язык, бывший в Древней Руси мало отличимым от литературного церковно-славянского, после монголо-татарского нашествия все более отдаляется от него. 

Археологи, работавшие в Новгороде, приводят любопытные данные: «Хотя по своей площади Неревский раскоп в полтора раза превосходит Троицкий, количество «троицких» берестяных грамот, относящихся к домонгольскому времени, вчетверо превышает число «неревских». При этом если среди грамот Неревского раскопа церковные документы отсутствуют вовсе, то среди грамот Троицкого раскопа они насчитывают 29 документов, т. е. составляют около 10%».

Великий Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». И кропотливый труд археологов по поиску аутентичных документов древних времён, к которым относятся берестяные грамоты, помогает уточнять спорные исторические моменты, стирая белые пятна отечественной истории.

 

Художник: В. Занога.

5
1
Средняя оценка: 3.12
Проголосовало: 25