Когда сливаются…театры
Когда сливаются…театры
На пограничье трех братских республик – Беларуси, Литвы и Латвии – раскинулось древнее озеро Дрисвяты, что в Браславском районе Витебской области. Возле него в 1953 году была построена гидроэлектростанция. Построена, замечу, стараниями этих трех республик. Такому значительному событию для средины прошедшего столетия народный поэт Беларуси Петрусь Бровка посвятил не стихотворение, а замечательный роман «Когда сливаются реки». Именно об этом я вспомнил по дороге из Гомеля, где живу, в Краснополье Могилёвской области, куда был приглашен на VIII Международный фестиваль любительских театров «Театральные вечера». Какая же, подумалось тогда, тут просматривается сильная взаимосвязь человеческая и чисто соседская – сливаются реки в одном месте, и сливаются сегодня у нас… театры. Сливаются так же в одном месте и в одно целое. Сливаются в праздник. Праздник, который очень полюбился краснопольцам, стал для них – да пусть простят меня за не совсем нашенское, но все же модное сегодня словечко – брендом.
Фестиваль в Краснополье проходит раз в два года и длиться три дня. Исключением по известным причинам стал прошлый год. За время его существования в празднике принимали участие любительские театры из Польши, Литвы, Латвии, России, Украины. И, конечно же, из Беларуси.
Здесь надо признаться, что ехал я на фестиваль второй раз. Первый случился в 2018 году. Меня пригласили тогда как автора пьесы «Лёгок на помине» в постановке местного народного театра, режиссером выступил Александр Кузнецов. Верите, когда я узнал, что этот самодеятельный коллектив берется за постановку моей пьесы, я был хотя и не на седьмом небе, как говорят, от счастья, но очень польщен? Еще бы! За пьесу берется коллектив, слава про который разнеслась далеко за пределами нашей страны. Представьте себе только – основан он был аж в 1918 году! С 1962 – народный! Театр является лауреатом премии Ленинского комсомола Беларуси и Могилёвщины, лауреат многочисленных смотров и конкурсов, награжден Почетной Грамотой Администрации Президента Республики Беларусь.
Его основателями были советский скульптор, народный художник БССР Александр Грубе и братья Шашалевичи – Андрей и Василий.
В разные годы в народном театре были поставлены спектакли по произведениям А. Пушкина, А. Чехова, А. Островского, Я. Купалы, К. Крапивы, А. Макаёнка, И. Козела, А. Корнейчука, Б. Горбатава, М. Чарота, М. Горецкого, А. Дударева и многих других авторов – как всемирно известных, так и более молодых.
Впервые форум «Театральные вечера» состоялся в 1993 году, режиссером Краснопольского народного театра являлся тогда заслуженный работник культуры БССР Валентин Иванович Ермолович. Человек-легенда. Жил и работал в Могилёве, однако на репетиции в Краснополье, а это неблизкий свет, никогда не опаздывал. Добирался на автобусах, на попутных, – как приходилась. Бывало, что и ночевал прямо в Доме культуры на кушетке, а на следующий день опять торопился в областной центр: там тоже дел было невпроворот. И так из года в год. То время, когда народным коллективом руководил Валентин Иванович, наиболее плодотворное в биографии театра.
Меня особенно тронул тот факт, когда народники из Краснополья были на выездном спектакле в Могилёве, они побывали на городском кладбище и возложили живые цветы Валентину Ивановичу Ермоловичу.
Такое, согласитесь, надо заслужить.
Кто же приедет на театральный фестиваль в этом году, который должен был пройти 11–13 июня? Безусловно, этот вопрос волновал меня с самого начала, поскольку понимал, какая непростая ситуация сложилась с пандемией. Еще собираясь в дорогу, узнал, что не примет участие в празднике народный театр-студия «За углом» из Гатчины Ленинградской области. Да, да: заболел на коронавирус один из актеров. Жаль. Хотелось бы встретиться снова со старыми знакомыми. В 2018 году они привозили на фестиваль спектакль «Старая зайчиха» по пьесе Николая Коляды. Я имел возможность его посмотреть, впечатление осталось самое что ни есть хорошее. Более того, близко познакомился с коллективом. Чудесные, одержимые самодеятельным творчеством люди!
Праздник начался на площади перед Домом культуры. Перед собравшимися выступили участники местной самодеятельности. Потом гостей и любителей театрального искусства приветствовали председатель райисполкома Александр Трушкин, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Сергей Саранков и главный специалист областного управления культуры Ольга Шведова.
Непосредственно же сам фестиваль открывали местные театралы. И открывали спектаклем «Женский рой» по моей пьесе. Пьеса же у меня называется «Женский улей», под таким названием она много где поставлена. Однако учёл просьбу режиссера Михаила Пугачева и разрешил ему чуток название поменять. Рой так рой. А вечерам я убедился, что задумка режиссера удалась – на сцене был действительно настоящий рой женщин! Они как бы вылетели из улья. Зал гремел от аплодисментов. Ну комедия ведь, дело известное. А настроение зрителям создавали признанные в городском поселке самодеятельные артисты Иван Ткачёв, Светлана Каплунова, Елена Романенко, Ольга Солдатенко, Светлана Петроченко, Павел Выгонный…
Перед этим спектаклем, кстати, у меня, как и было запланировано, состоялась встреча не только с читателями, но и с активными сторонниками театрального творчества в центральной районной библиотеке. Присутствующие интересовались, где сегодня идут спектакли по моим пьесам и какие из них наиболее востребованы. Назвал адреса: Россия, Казахстан, Украина, Таджикистан, и, естественное дело – родная Беларусь. Пьесы, коль так интересно: «Белый лист», «Без Егора будет горе», «Ляльки», «Тату-аж в Лепёшкино», «День ангела», некоторые другие.
Посмотрел я на этом фестивале и второй спектакль по своей пьесе – драму «Ляльки». Когда меня пригласили на сцену, я, помнится, произнес всего несколько слов: «Ну что сказать – здорово! За меня всё сказали актеры образцового театра-студии "Параллель" из города Барановичи вместе с режиссером Ларисой Евгеньевной Сартаковой. Большое спасибо!»
Хотя я видел свои «Ляльки» и в профессиональных драматических театрах, но скажу, что у барановичских актеров – не хуже. Молодцы. Да иначе и зрители бы не разбрасывались просто так бесценным для актеров словом «Браво!» А оно звучало в конце многократно. Зрителя не обведешь вокруг пальца.
Успел посмотреть на фестивале еще несколько постановок. Это сказку про Красную Шапочку и Волка по всемирно известному произведению Ш. Перро, которую показал народный театр «На Долгом Броде» из Минска, музыкальную сказку «Однажды на Вишневой улице» по повести П. Трэверс «Мэри Поппинс» в постановке школы театрального искусства при Молодежном театре-студии «Галёрка» из г. Екатеринбурга Российской Федерации.
Убедился еще раз: слабые, а точнее сказать – посредственные коллективы в Краснополье не приезжают. Сюда зовут только те народные театры, за которые не стыдно будет организаторам перед земляками. Да и не только перед ними – на фестиваль добираются любители театрального искусства из многих других мест. Зал всегда битком. Поэтому отбор участников ведется принципиально и на высоком профессиональном уровне.
Ну, а уже без меня свое мастерство демонстрировали на фестивале актеры народного театра драмы Смоленского областного Дома работников просвещения (комедия «Пять романсов в старом доме» по пьесе В. Арро), образцовая студия «Волшебный фонарь» из Бреста (пластическая визуализация «Дорогой детских слез»), студия живых статуй «Gross Time» из городов Минск и Витебск. Запомнится, надеюсь, уличный театр на ходулях «Веселые великаны» из Могилева. Народный театр «На Долгом Броде» из Минска, кстати, показал еще два спектакля: комедиею «Продавец дождя» по пьесе Н. Ричарда Нэша и спектакль в стиле рок-н-ролл «Сидя на чемодане» по пьесе А.Богданова. Запомнится и этно-группа из Гомеля «Старый Фольварек».
Еще раз убедился: если на пограничье трех братских республик когда-то слились реки, то в Краснополье слились… театры. Слились в замечательный праздник, которому хочется пожелать глубокого течения!