Однажды в далёкой галактике
Однажды в далёкой галактике
Кризис современной журналистики – этой, по идее, важнейшей коммуникации человека информационной эпохи с окружающим миром – практически достиг дна и, тем не менее, продолжает полёт в бездну.
Исчерпывающее представление о том, чем заполняются сайты очень многих, если не большинства, нынешних интернет-СМИ, даёт эта свежая «новость» с очень большим, практически бесконечным, «сроком годности»:
«Взрыв звезды Бетельгейзе, который ожидают в ближайшие десятки-сотни тысяч лет, приведёт к появлению на земном небе “второй Луны”, рассказал на лекции в Московском планетарии сотрудник Астрокосмического центра Физического института Академии наук Вячеслав Авдеев. “Яркость звезды будет, как полная Луна на небе. Она будет видна днём, она будет видна красиво ночью”, – передаёт РИА “Новости” слова учёного».
Нет, я, конечно, по-человечески всё понимаю. Мёртвый сезон, «неписуха» полная, никаких идей, кроме скорого отлёта на турецкий пляж, в голове нет. И тут появляется спаситель – некто Авдеев со своей звездой Бетельгейзе, которая возможно взорвётся, а возможно и не взорвётся, через «десятки-сотни тысяч лет». И будет красивая, как Луна. Когда ни самого Авдеева, ни всех нас грешных давно уже не будет.
В былые стародавние времена, когда айфон ещё не заменял человеческий мозг, если бы кто-то принёс в редакцию такую макулатуру, ему бы сказали со всей пролетарской откровенностью: «Парень, ты не журналист, ты просто поц. И больше сюда не приходи. Здесь люди делом заняты!»
Страшным искушением для нынешней журналистики стал интернет с его физической безразмерностью. Куда сколько ни кидай, всё будет мало. Это фатальное испытание наша профессия, увы, не выдержала.
Если раньше, и я это время ещё застал, в редакциях газет рассматривали буквально под лупой каждую строчку, всем редсоветом обсуждая целесообразность её публикации ввиду дикой нехватки места, то сегодня можно обнародовать любую галиматью в неограниченных количествах. Лишь бы электричество не отключили и гигабайт хватило. А после появления «облачных сервисов» и это ограничение отпало.
Но в интернете, как оказалось, нет не только «стенок» и «потолков», но также и дна. Отмена любых цензурных ограничений, в том числе и таких, которые прежде диктовались не столько даже политической системой, сколько стандартами самой профессии, привела к небывалому в истории цивилизации нашествию в информационное пространство полчищ самых настоящих дикарей. Абсолютных неучей, искренне верующих в то, что умение пользоваться кнопками клавиатуры равнозначно журналистской профпригодности.
Дикари, конечно, были всегда. Более того, их всегда было достаточно много. Но тогда не было интернета. И потому они сидели тихо и не давили своей массой на общественное сознание. Сегодня всё обстоит с точностью до наоборот.
В довершении всего именно такая макулатура оказалась, как ни странно, максимально востребованной, поскольку стала практически идеальным инструментом коммуникации СМИ с массовой аудиторией в период отвесного пикирования в пол её уровня культуры и образования.
Сегодня чем «журналист» менее грамотен и образован, тем он ближе и родней миллионам таких же, как он сам, недотёп, гордящихся своей массовостью и вытекающей из этого факта «исторической правотой».
На фоне такой всеобъемлющей профанации, качественный журналистский труд обесценился просто в ноль. Сегодня даже в столичном регионе почти невозможно найти электронное СМИ, в редакции которого считали бы, что журналистский труд подлежит хоть какой-то оплате. Более того, эти новые «ценители прекрасного» уверены, что делают большое одолжение журналисту, разрешая ему забесплатно опубликовать свой материал в столь «демократичном» издании.
Они искренне не понимают, зачем платить этому странному человеку, если за его спиной толпится сотня-другая писарчуков, которые будут рады безвозмездно «прославиться» на тех же «страницах».
Это когда-то, в те легендарные времена, когда такие понятия, как качество работы и глубина раскрытия темы, играли существенную и к тому же позитивную роль, в редакции могли без лишних разговоров выгнать вон всю эту шушеру и оценить вашу редкую компетентность (ибо компетентность всегда штука редкая), в том числе и рублём.
А сегодня вы, со своими «заумными» по нынешним временам изысканиями, не просто ничем не лучше массы других, простых и понятных, но ещё и намного хуже! Потому что не обеспечиваете должной коммуникации с опущенной в ноль массовой аудиторией.
И это отнюдь не абстрактные домыслы постороннего человека. А то, что я вижу в комментариях к собственным статьям. Из чего, к великому сожалению, понимаю, что люди часто даже не в курсе, о чём идёт речь в данной статье. Хотя меня, как журналиста, всегда хвалили за доходчивость моих текстов и за то, что я стараюсь всё логически объяснять.
Хотя, что толку в доступности текста, если основная масса принципиально не желает ни во что вникать, ибо это слишком обременительно для отупевших мозгов, и просматривает только заголовки? Которые, кстати, согласно канонам нынешней «журналистики», могут быть какими угодно, в том числе и абсолютно лживыми, лишь бы пользователь на них клюнул и «кликнул». То есть правда, как таковая, вообще перестала быть мерилом качества журналистской работы, а ложь, наоборот, стала способом достижения быстрого и максимального успеха.
Нередки и вполне анекдотические случаи, когда «читатели» оживлённо комментируют даже не заголовок, а только «прикольную фотку» к статье, которая к смыслу и логике самого текста имеет десятое отношение.
Да что там рядовые граждане, если сегодня даже в так называемой «журналистской среде» полностью вышло из употребления слово «статья», вместе с тем пониманием, которое в него вкладывалось. Сегодня его заменили явно несуразным, с точки зрения интеллектуально и нравственно развитого человека, англоязычным выражением «лонгрид», что в буквальном переводе означает «длинное чтение». То есть нечто такое, что в принципе неприемлемо и не нужно. И никого уже не волнует, что статья – это законченное произведение журналистского творчества, размер и содержание которой определяется только глубиной её содержания.
Да что там содержание, если сегодня кое-где даже заголовки требуют писать не так, как их видит сам автор, а так, как пропустит автоматический Яндекс-редактор! Вот до чего уже дошло! Ещё один шаг, и сами статьи будут приниматься лишь в том виде, в котором их утвердит чёрт знает кем и на что запрограммированная машина. Шаг влево – шаг вправо считается побегом!
Впрочем, почему это «чёрт знает кем»? Стоит только взглянуть на «прописку» того же Яндекса, как всё сразу становится предельно понятно:
Содержание и глубина материала, то, что раньше было «альфой и омегой» профессиональной журналистики, сегодня уже никого, за редким исключением, не интересует. Стандартный читательский вердикт такому «лонгриду» – «Многабукафф!» Иначе говоря – гуляй дядя, а мы больше двух строчек не читаем!
Во многих современных интернет-редакциях, там, где они еще сохранились, а не «оптимизированы» до уровня роботов-репостеров, вообще перестали обращать внимание на что либо, кроме картинок и заголовков. Есть там вообще какой-то текст, или нет, почти никого не волнует, потому что заранее известно, что никто это читать не будет.
Соответственно, практически полностью отпала необходимость в таких ранее строго обязательных штатных единицах любой редакции, как корректор и литературный редактор. Какая там, Боже упаси, литература, при типовом запасе слов у нашего бывшего самого читающего народа в мире на уровне Эллочки-людоедки! Но только не нужно эпатировать почтенную публику такими ничего не говорящими ей аналогиями. Лучше что-нибудь про звезду Бетельгейзе, которая скоро будет как Луна. Это точно «зайдёт».
Что же касается цензуры, которой при «свободе и демократии» якобы нет, то, на самом деле, она никуда не делась. Только стало намного более хитрой и подлой.
Вам ничего не запретят ни писать, ни публиковать. Но сделают так, что вы сами этого не захотите. И если вы «не тех взглядов», то есть не «общечеловеческих» с русофобской подкладкой, то вы реально рискуете умереть с голоду. Или будете влачить жалкое существование, без малейших шансов купить себе приличный костюм, не говоря уже о нормальной машине. Будь вы хоть семи пядей во лбу!
Лично я знаю редакцию, причем, отнюдь не провинциальную, которая оплачивала мои статьи ПО ЦЕНЕ ТРЁХ ПИРОЖКОВ. Причём статьи явно нужные, коль скоро они их публиковали. Между тем, профильные журналисты тех же изданий получали баснословные гонорары. В итоге – люди с «неправильными взглядами» очень быстро фильтруются на выход. И остаются только те, кто всю жизнь «колеблется вместе с партией». А цензуры вроде как нет!
И вот сегодня вся эта, отфильтрованная самой нынешней жизнью, в сочетании с «общечеловеческим» спецзаказом, «муть голубая» на добрых 95 процентов составляет содержание интернет-СМИ. А других, считай, просто нет. Во всяком случае, лично я последний раз держал в руках бумажную газету лет пять назад. И думаю, что не я один такой оригинал.
Однажды мой добрый знакомый, одесский журналист старой классической школы Александр Галяс сказал фразу, которую я никогда не забуду, ибо её актуальность только растёт с каждым годом: «Зачем в Одессе тридцать телеканалов, если умных людей не хватает даже для одного?».
Ровно то же самое можно сказать про почти все нынешние электронные СМИ, которых развелось как собак нерезаных. В то время как умных людей как хватало раньше еле-еле на одно издание, так и по-прежнему едва хватает. Впрочем, скоро и они, скорее всего, станут не нужны. Всё к этому идёт.