Политический миф «коронации Миндаугаса»

Любят нынче в Литовской республике отмечать события, которых не было

В ряду таких событий «коронация литовского короля Миндаугаса», торжественно отмечаемая ежегодно 6 июля в Литве как государственный праздник. По версии бывшего инженера-механика, историка по совместительству, Э. Гудавичюса именно в этот день 1253 г. был коронован этот князь. Правда никто до сих пор не знает, кем, где, при каких обстоятельствах и за какие заслуги перед католическим Римским папой этот авантюристичный князь православных славян кривичей вдруг «получил королевскую корону»!

Давайте по порядку разберёмся, как формировалось Великое княжество Литовское и была ли вообще возможна такая вот королевская коронация безродного вождя.
Прежде всего, ключевое слово Литва. Определение «Литва» является историческим сложившимся географическим понятием, таким как, например, Волынь, Галиция. Оно не идентично ни по смыслу, ни по содержанию определению литовского государства — «Литовская Республика», которая сегодня целиком расположена не на территории исторической Литвы, а северо-западнее от неё. Территорию современной Литовской Республики составляют части территорий трёх бывших губерний Российской Империи: почти целиком Ковенской и частично Виленской, Сувалкской, а также часть графства Восточной Пруссии Германской Империи (восточное занеманье — так называемый Мемельланд). Сегодня государственным языком в Литовской Республике назван литовский, который составляют конкретно районированные наречия. Это позволило литовским лингвистам выделить вполне определённые этнические подгруппы местного сельского населения: аукштайты, дзуки, жмудины, занавики, сувалки и др.
Современный литовский язык имеет близкое звучание к сувалкскому наречию, однако коренным для этого наречия, как и для других, является язык жмудинов или, по-современному, — жямайтийцев. В силу определённой геополитической отчуждённости и психологической консервативности характера они сумели на протяжении веков сохранить самобытную чистоту своего лексикона. В нём весьма хорошо сохранился архаичный индоевропейский санскрит, послуживший основанием для всей языковой ойкумены Европейского континента. Вот почему в нём весьма часты слова, понятные нам, поскольку имеют корни, аналогичные славянским словам. И религии у жмудинов и славян имели почти идентичный пантеон богов-идолов, начиная с Перуна — Перкунаса.

Именно жмудским или, если хотите, жямайтийским, должен был бы назваться современный литовский язык. Это было бы точнее. Не вводило бы в сознание неcведающих, как это стало очевидным в последнее время, весьма вредные иллюзии относительно этнической преемственности современными литовцами языкового, этнокультурного и исторического наследия Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Славяне в абсолютном большинстве населяли территорию этого княжества. Они и норманнские викинги-варяги были той движущей силой, которая предопределила политическое, хозяйственно-экономическое и культурное развитие ВКЛ на европейском континенте.
Исследования археологов, антропологов, историков, лингвистов свидетельствуют: в первобытном лесу, который ещё в Х веке шумел от Рейна до Волги и далее, жили многие племена, которые, начиная с западных полабских славян (по реке славян Лаба, теперь немецкая — Эльба) в основном говорили на древнерусском языке. А на востоке, за верхним течением Днепра, говорили и на других языках, в том числе на языках угро-финской языковой группы, например, коми-пермяцком.
Даже на территории современной Литовского Республики жили две расовые группы людей: «узкоскулая» и «широкоскулая». Первые — на северо-западе, вторые — на юго-востоке.
Севернее и северо-западнее, вдоль Балтийского моря, жили и варяги, в Варяжской Руси, в том числе и по Двине. (Прилегающие к бассейну этой реки территории ныне объявлены почему-то исконно латышскими территориями). Проживали здесь и другие, не славянские племена. В Пруссии «жили пруссы, скалвы, нардувы, это балтийские племена, но это не литовцы» — утверждает современный литовский историк Э. Гудавичюс. Несколько южнее жило племя ятвягов, а ближе к Балтийскому морю — жмудины. Их территория, обозначенная на древних картах как Samogitia, располагалась на север от Немана, за его притоками — реками Невежа и Швянтои (буквально с литовского — «Святая»).
Хроники сохранили нам сведения о том, что русский князь Владимир-Красное Солнышко в 983 г. бил язычников ятвягов за наглые набеги вверх по Неману. По мнению известного исследователя становления литовской государственности В.Т. Пашуто, вплоть до ХIII века (да и позднее) пруссы постоянно уходили от насаждаемого крестоносцами христианства и переселилась на восточные земли в Жмудь («Самогития») к этнически родственному им местному населению. Оно составляло, по мнению языковедов, единую лингвистическую жмудско-прусско-летскую группу. Естественно, в поисках безопасной и лучшей жизни пруссы уходили также и на юг, в более защищённую и богатую Литву, туда, где лежали основные торговые пути по рекам с севера на юг, а также и по земле с востока на запад (и наоборот). Когда же святой Владимир крестил местное население от Днепра до Буга, никакого там ятвяжского, жмудского или ещё какого государя-князя, никакого собственного княжеского государства в этих краях не было. Именно русские князья под православную веру собирали в свои княжеские государства и языческие славянские по роду прибалтийские племена. Русские хроники Х—XII веков говорят нам и о том, что территории, на которых проживали и другие прибалтийские племена: Латгалия, Курляндия, Земгалия, — находились под владениями русских князей и, прежде всего из Полоцкого Княжества, поскольку платили им дань.


 
Изначальная территория Литвы

Впервые слово «Litva» (русское слово, записанное латинскими буквами) упоминается в 1009 г. в Кведлинбургских анналах германских монахов-миссионеров. Однако вполне определённо её зафиксировали древнерусские летописи, когда южная часть Литвы была объединена Великим князем Ярославом Мудрым в 1038—1044 гг. Территориально это приблизительно треугольник между Вильной, Гродно и Менском с центром в теперешнем белорусском Новогрудке, основанным этим Великим князем в то же время, как и Троки. Впрочем, по мнению белорусских историков, территорию исторической Литвы необходимо расположить ещё ниже на юг: между Слонимом, Новогрудком, реками Березина и Уса, что также вполне закономерно, поскольку именно в этом районе находится пять топонимов «Литва».
Литва целиком находилась на территории государства Киевской Руси, которое, судя по средневековым хроникам и картам, современники называли попросту Русью. Определение «Русь» на средневековых картах осталось и после распада государства Киевская Русь (название с XIX века) на отдельные княжества, в которых правили князья из великокняжеского рода Рюриковичей. На древних картах указаны такие славянские территории их великокняжеских владений, как Полоцкая Русь — по Двине, Червонная (Красная) Русь — в верховьях Вислы, Белая Русь — в верховьях Немана (она и сейчас там), а западнее неё, между реками Нарев и Неман, вплоть до Вильна и Лиды — Чёрная Русь.
Кто знает, если бы не победы и усиление московского князя Ивана Калиты, может быть, Вильна, вслед за Новгородом и Киевом, стала бы стольным центром единения русской державы под великокняжеским гербом дома витязей Рюриковичей. Они пришли из Великого Новгорода и сели на княжение в Киеве. Крестились в православную веру византийской литургии. Здесь, в церквах, при молении с алтаря смотрел прямо им в глаза живой всемогущий Бог!
Тем отличались от своих западных норманнских братьев, принявших римскую католическую литургию и молящихся на безжизненное тело мёртвого Христа, в жертве распятого на кресте Бога.


 
Под великокняжеским знаком рода Рюриковичей — пикирующий сокол (слово «ререг» или «рарог» на древнем языке племён ободритов означает сокол), вслед за Киевом, был в Вильне укреплён государственный престол нового русского государства ВКЛ, в основе которого, как и в Киевской Руси, славянское и норманнское начала.

Становление государственности Литвы сопряжено с татарским нашествием на Русь. Именно после Батыевой рати появился на исторической арене некий Мендольф (он же, судя по летописным источникам — Мендог, Миндовг и т.д.), тот самый, который провозгласил лозунг «Кто что захватит, тот тем и владеет». В 1246 году «Миндовг принял веру христианскую от Востока со многими своими бояре... непомнозе же сын его Войшелк пострижеся во иночество (монахи)», сообщает Густынская летопись. Факт принятия Мендольфом христианства «с Востока» — Православия, подтверждает то, что он не завоёвывал заложенный Ярославом Мудрым и новоогороженный, укреплённый посад — Новый город, расположенный на территории исторической Литвы, а был избран на княжение в этом Новогрудке. Если бы он был завоевателем, ему не было бы вовсе нужды принимать Православие и нарекаться новым христианским именем Василий. (Греческое прозвище Базилевс, в русской транскрипции имя Василий, означает в переводе — верховный правитель, Царь, король). Характерно, что он поступил так же, как несколько позднее Довмонт, в православном крещении св. Тимофей, ушедший в Псков с 300 литвинами и усевшийся в этом городе на княжение. (Новогрудок не следует путать с другой вотчиной Рюриковичей — Великим Новгородом. Этот город, в котором в конце XVIII века родился известнейший литвин, великий польский поэт А. Мицкевич, сегодня так и называется по-белорусски — Новогрудок, но не «Наугардукас». Последнее название в начале ХХ веке было придумано ковенскими литовцами, которые также город Ковно в это же время переименовали в Каунас, а город Вильну — в Вильнюс, Троки — в Тракай.)

Сам же Миндовг — Василий в Новогрудке появился со многими своими боярами, которые также приняли христианство. Это является ещё одним свидетельством, что Миндовг был одним из тех варяжских предводителей, которые с дружиной и прислуживающими людьми приглашались и садились на правление в городах, подвергавшихся нападениям «псов-рыцарей» из Тевтонского и Ливонского папских монашеских орденов, для защиты местного православного посадского населения. Древнерусские и западные летописи хранят немало сообщений об этих подвигах Миндовга — Василия, по польским хроникам — Мендольфа.
Василий — Мендольф (Миндовг) не был и не мог быть основателем «литовской государственности». И пусть он и имел некоторое время суверенное княжение в Новогрудке, но убит был в 1263 г. в междоусобице, другим русским литвином — Герденем, не признавшим законность его княжения на вотчине Рюриковичей, тех, что вышли из Полоцкого княжества. Видимо, это произошло не без наветов крестоносцев из Пруссии, которые небезосновательно злились за набеги на них Мендольфа «с литвой».

Вызывает недоумение утверждение современных литовских историков о том, что 750 лет назад 6 июля Мендольф («Миндаугас») надел на себя корону, полученную от римского папы, и стал королём некоего литовского государства. (Кстати в XIV в. Великий князь Литовский Едимантий также величал сам себя королём — царей тогда ещё не было.) Откуда взялась эта дата, да и само государство? Никто не только короны той никогда не видел, но и папской буллы на его коронацию. История упорно умалчивает и имя папского легата, высокопоставленного иерарха католической церкви, который должен был в соответствующем соборе надеть корону Священной Римской империи немецкого народа на голову христианина, могущественного повелителя подвластных ему христиан, уже делом доказавшего свою приверженность и верность католической церкви. Ничем подобным, увы, изменчивый Мендольф не обладал, а до крещения коренного населения Самогитии, а также и Вильны в католичество, в связи с отходом от Православия Великих литовских князей, оставалось ещё около двух веков.
Государственность ВКЛ начинается с православного Великого князя Литовского Едимантия (1275—1341), который известен теперь как Гедимин. Едимантий, современник Ивана Калиты и его политический соперник в борьбе за укрепление русской государственности после распада Киевской Руси, был одним из самых выдающихся русских политических деятелей той эпохи.
Весьма важно констатировать, что первые литовские князья, основатели русской государственности Литвы, были православные выходцы новгородского гнезда Рюриковичей и носили его герб — «пикирующий сокол», стилизованный сегодня литовскими дизайнерами под «столпы Гядиминаса». Этот герб имеет то же происхождение, что и современный украинский «Трезубец».
Из Старых Трок около 1323 г. вышел Едимантий в русский Кривой город — в Вильну, где двести лет до этого сели его предки Давид и Мовкольд (судя по записи в Воскресенской летописи и археологическим раскопкам в Вильне деревянной крепости славян кривичей). Два князя — посадника, как в вечевых городах — Пскове и Новгороде, Давид и Мовкольд были детьми полоцкого князя из рода Рюриковичей Ростислава Рогволодовича, которых призвали горожане кривичи на правление в свой город ещё около 1129 г. Едимантий, судя по названной летописи, был прямым потомком первого Виленского князя Давида, от которого пошли также Гердень (убийца Мендольфа), а затем Витень. Именно от Давида род рюриковичей наследовал правление в Вильне, одном из первых самых больших компактных поселений славян — кривичей на территории Чёрной Руси. (Столицей Белой Руси на западных картах ещё XVIII века значилась Москва.)

Великое Княжество Литовское образовалось в результате слияния русских княжеств и, прежде всего Киевского, Полоцкого, Смоленского, Галицко-Волынского, Новогрудского, Луцкого, Пинско-Туровского, Слуцкого и далее на восток, вплоть до границ земель Пскова и Великого Новгорода. Его образование было практически завершено к середине ХV века. Ещё в конце XIV века из окружения митрополита Киевского и Литовского св. Киприана вышел весьма показательный документ — «Список русских городов дальних и ближних». В «Списке» автор особенно отметил те из них, которые имели каменные стены. Среди русских городов, расположенных по бассейну реки Неман, читаем названия: Вильна, Ковна, Троки Старые и Новые. Во всех них имелись православные церкви. Новые Троки и известный замок, расположенный на озёрных островах, заложены в ХV веке для обороны от набегов крестоносцев, которые, под предлогом обращения в христианство, колонизовали местное население. Новые Троки находятся в нескольких километрах от Старых Трок. Само название Троки происходит от славянского слова «тракт» — сухопутная дорога. Именно на такой стратегической дороге, проходящей с запада на восток между озёрами, для охраны и поборов была поставлена на острове известная крепость.
С усилением в ХIV в. влияния Москвы честолюбивый Великий князь Литовский Владислав Ягайло за польскую королевскую корону и престол в Кракове письменно пообещал в 1385 г. в крепости Крево (ныне посёлок в Гродненской области) польским королевским посланникам и католическим иерархам крестить в католическую веру своих бояр и подвластное население — присоединить ВКЛ к Польше. Этот потомок Едимантия (Гедимина) 22 февраля 1387 г. составил Акт присяги. Она обязывала «всех литвинов обоих полов, любого сословия, положения и происхождения, находящихся под нашим правлением в Литве и на Руси», перейти в католичество под покровительство «святой Римской церкви». Его православные братья сидели по городам ВКЛ: Скиргайла — на княжении в Троках, Владимир — в Киеве, Корибут — в Новгород-Северском, Александр (Витовт) — в Гродно.
Лишь только после общей победы западных и восточных славян над рыцарями — крестоносцами Тевтонского ордена под Грюнвальдом 15 июля 1410 г. (Грюнвальд, по-литовски Жальгирис — зелёный лес), в 1413 г. двоюродный брат Ягайло Витовт присоединил к ВКЛ посткрестоносную Самогитию — Жмудь и добавил к своим прежним титулам: «Великий князь Литовский, князь Полоцкий, князь Смоленский» — «Князь Жмудский».
Кроме существовавшего у великих литовских князей персонального знака-герба дома Рюриковичей — «пикирующего сокола», со времён Великого князя Литовского Александра — Витовта (1350—1430) историки констатируют появление и государственного герба ВКЛ. Мы видим его изображение на большой гербовой печати этого Великого князя Литовского (пользовался ею с 1407 г.). Торжественно восседающий на престоле Витовт (в православном крещении — Александр) держит этот великокняжеский герб в своей левой руке, а в правой — символ своей власти скипетр (жезл).


 
Изображение на новоявленном гербе Великого Княжества Литовского не оригинальное, оно полностью заимствовано. Это вызывает недоумение, ибо плагиат, да ещё великокняжеского герба — вещь недопустимая ни в какие времена и строго караемая. Посмотрите на средневековую монету из Великого Новгорода — на ней вы увидите этот же герб — такой же витязь, скачущий на коне с поднятым в сторону Запада мечом в руке. Эта монета Великого Новгорода так и называлась — «сабельник», в отличие от её владимирской ровесницы — «копейки», на аверсе которой конный витязь пронзает копьём дракона «с восточной стороны». Св. Георгий — герб Великих Владимирских князей. «Копейник», в свою очередь стал гербом Москвы, когда великокняжеский род из Владимира сел в ней на княжение. Государственным языком внутреннего общения был в ВКЛ старорусский язык, который записывался кириллицей.

Наперекор суждениям некоторых известных современных литовских историков, государственность ВКЛ не начинается с принятия католичества и формального подчинения тем самым литвинов и жмудинов-литовцев папскому престолу. Как раз наоборот. По сути дела, с этого момента начинается процесс завершения суверенной государственной власти Великих литовских князей. Их суверенное государственное правление после этого окончилось весьма быстро по историческим меркам, через четыре поколения рода Гедиминовичей, начиная с В. Ягайло (ум.1432): Владислав III (ум.1444), Казимир IV Ягелончик (ум.1492), Александр (ум.1506), Сигизмунд I Старый (ум.1548) — в пятом, при Сигизмунде II Августе (ум.1572). ВКЛ в это же время теряет и земли, за сто лет, к середине ХV в., — почти половину территории. В 1569 году была подписана Люблинская Уния между представителями Великого Княжества Литовского и Королевства Польского, в результате чего было образовано новое государство славянских народов Литвы и Польши — Речь Посполитая (дословно — вещь народов Польши и Литвы).

Так, превратившись из русичей в шляхтичей, в погоне за королевскими регалиями утрачивая свою Православную веру, честолюбивые Великие князья ВКЛ потеряли вместе с государством свою независимую политическую власть и значение в Европе.

Факсимиле русского текста на кириллице письма Великого литовского князя Александра-Витовта

В заключение несколько слов о самом литовском языке, нынче государственном в Литовской республике. В 1863 г. на Жмуди разразилось восстание местной шляхты. Недовольные проводимой в Российской Империи с 1861 г. аграрной реформой, крупные землевладельцы боролись за свои поместья, прикрываясь польскими национальными лозунгами. Только после подавления этого восстания, когда «жандармами Калиновского» было зверски вырезано около 2,5 тыс. местных жителей, в основном православных и тех, кто не поддерживал «шляхетские настроения» господ, не без ходатайства графа М.Н. Муравьёва-Виленского, генерал-губернатора Северо-Западного края Российской Империи, началось национальное становление жмудинов. Противопоставляя их польским землевладельцам, 25 августа 1866 года Император Александр II издал Указ, гарантировавший литовскому языку гражданское право в школах Сувалкской и других т.н. литовских территорий. Прежде всего, было налажено начальное образование среди детей крестьян. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный учительский семинар в Вейверах, а также был учреждён ряд стипендий в российских университетах, предназначенных специально для детей крестьян из этих трёх литовских губерний. Цель — вывести из-под влияния польской культуры местное население. Начали работу школы, в которых обучение велось на местном жмудском языке, так тогда назвали нынешний литовский язык. На литовском языке (на кириллице) начали выходить печатные издания. На местах, в глубинке, его культивировали, прежде всего, католические священники — ксендзы, такие как, например, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас. Многие молодые люди из более зажиточных семей поехала получать высшее образование в столичные высшие учебные заведения Российской Империи. Среди них, например, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основатели государства литовцев. Обучался в Московском университете и Йонас Яблонскис — создатель «Грамматики литовского языка» (1920 г.). Именно он, совместно с профессором лингвистом из Московского университета Ф.Ф. Фортунатовым, был создателем в 1901 г. алфавита литовского языка (на основе алфавита — чешского языка). И уже с 1904 г. в Российской Империи начали издаваться книги, написанные литовским алфавитом. Многие стали известными деятелями современной литовской культуры и искусства. Кстати, М.-К. Чюрлёнис получил художественное образование и мировую известность именно в С. Петербурге и сначала ни слова не знал по-жмудски. Таким образом, в конце ХIХ — начале ХХ века происходило формирование литовской национальной интеллигенции.

После Первой Мировой войны новообразованное буржуазное государство Литовская Демократическая республика, как и другие новые прибалтийские государства, попала под влияние англосаксов, которые не скрывали намерения объединить все эти государственные «новоделы» с агрессивной захватнической восточной политикой гитлеровской Германии, всегда стремившейся превратить южное побережье Балтийского моря в немецкие колонии. Сегодня немецкие танки с чёрными крестами на броне вновь стоят в этом регионе Европы, а их дула направлены в сторону России…

Валерий Васильевич ИВАНОВ, Вильнюс, историк, философ, председатель Союза русских литераторов и художников в Литве «РАРОГ»

5
1
Средняя оценка: 2.86885
Проголосовало: 244