Когда мир ещё мог над собой посмеяться

Я родился в самом конце пятидесятых. Поэтому на моё, уже вполне осмысленное раннее детство, пришлись замечательные фильмы-комедии шестидесятых и те, что снимались раньше, начиная с серии фильмов первого из великолепных комиков – Чарли Чаплина.
Мне в какой-то мере повезло больше, чем моим сверстникам, хотя и они не были обделены в этом плане. Просто я жил на той улице, куда толпой выходили после просмотра зрители из нашего большого, на четыре зала, центрального кинотеатра в городе.
Мы, мальчишки с нашего двора, как рыбки, против течения выходящих зрителей, проникали в залы кинотеатра на новые сеансы. Садились на свободные места, если они были, но чаще прямо на ступеньки наклонного зала и с упоением, в который раз просматривали очередную полюбившуюся комедию.
Тогда практиковали недели французского, американского, итальянского кино или целую неделю крутили фильмы Чарли Чаплина. Никакого «железного занавеса» для нас не было.
Я помню эти фильмы до сих пор. Помню, как мы хохотали до упаду, несмотря на то, что иногда нас ловили и за ухо выводили из кинотеатра, но чаще мы досматривали фильм до конца, чтобы сразу после его окончания бежать в другой кинозал, где шёл другой фильм.
Прекрасное, доброе, светлое время и не только потому, что это было детство. Оно действительно было другим и для нас – детворы, и для наших родителей. Мы жили совершенно в другом мире, отличном от сегодняшнего.
Помню наизусть название тех фильмов, их смешные сюжеты, пусть во многом наивные, но тогда, тот послевоенный мир тоже был чуточку наивным, когда люди на какое-то время поверили, что можно жить в мире, дружно, без войн и кровавых конфликтов, без насилия и взаимных претензий или, как сейчас стало принято – санкций, и если бы только санкций.

Вот эти фильмы:

«Этот безумный, безумный, безумный мир», 1963 год.
«Приключения Питкина в больнице», 1963 год.
«Разиня», 1965 год.
«Большие гонки», 1965 год.
«Ранняя пташка», 1965 год.
«Призрак замка Моррисвиль»,1966 год.
«Большая прогулка», 1966 год,
«Как украсть миллион», 1966 год.
«Большие каникулы», 1967 год.
«Маленький купальщик», 1968 год.
«Замороженный», 1969 год
Конечно же, «Фантомас».

Перечислять можно ещё долго.
Эти фильмы в основном объединяет смех над поисками и гонкой за кладом, за миллионом, за желанием разбогатеть любой ценой или стать властелином, что напрямую взаимосвязано, поскольку деньги, это и есть власть.
А какие актёры! Неповторимый Норман Уисдом, этот маленький смешной человечек и настоящий джентльмен. Одри Хепберн – непревзойдённая и очаровательная. Питер О’Тул. Неудержимый и смешной Луи де Фюнес , ироничный и невозмутимый Жан Маре, трогательный Бурвиль, добряк Филипп Нуаре. Искромётный Джек Леммон в роли профессора Фэйта (Рок) со своим простоватым помощником Максом в исполнении задумчивого Питера Фалька и, конечно же, Великий Лесли в исполнении Тони Кёртиса.
Жан Лефевр, Женевьев Град, Кристиан Марен, Ив Венсан, Ги Гроссо, Мишель Модо, Маурицио Бонулья, Марио Давид, Клоди Жансак.
Всех не перечислить, а если вспомнить актёров и фильмы с их участием пятидесятых годов, это, конечно же, в первую очередь – обаятельный Фернандель и в «Джазе только девушки» 1959 год.
Италия с очаровательной Софи Лорен и элегантным Марчелло Мастрояни. Один Адриано Челентано чего стоит.
И вновь Франция – Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан Рено, Пьер Ришар, восторженные эпитеты излишни, это классика. Но это уже больше семидесятые годы.

Было в том послевоенном времени, в течение тридцати лет, и в тех людях, переживших ужасы Второй мировой, что-то, что вселяло надежду – такое больше не повторится, не должно повториться.
Мы росли в открытом и по-настоящему свободном для общения мире безо всякого интернета, но и без преград, даже если они были в виде границ и таможен.
Я намеренно упоминаю только зарубежный кинематограф и актёров, чтобы сегодняшний зритель и читатель понял, что мир может быть совсем другим и был другим. При этом не следует забывать о той роли, которую сыграл Советский Союз во всём послевоенном устройстве и, в первую очередь, в Европе, благодаря своей Победе над фашизмом во Второй мировой, а для нас Великой Отечественной войне – фашизмом, который и теперь, и тогда можно по факту назвать общеевропейским.

Сегодня на календаре 2021 год. Советского Союза нет уже как тридцать лет, а мир ни на йоту не стал лучше и безопаснее. Напротив, мы прямо катимся в пропасть всеобщей вражды и такого же поголовного страха под увещевания политиков о том, как мы будем замечательно жить в их новом глобальном мире, если…
Если и дальше будем выбирать тех, кто завёл нас всех в тупик безысходности и торжествующего мракобесия, и послушно выполнять все их безумные требования.
Так, может, всё дело в этих политиках? Или всё же в нас, ведь это мы выбираем их, это мы, а если не выбираем, то молча соглашаемся с их гибельными прожектами, реформами и фашистскими по своей сути идеями глобализма. Возвратились к тому, от чего ушли в 1945-м.

Как же вновь хочется вернуться в прошлое, на сеанс в кинотеатр и увидеть грустные глаза Чарли Чаплина и его знаменитый, единственный в своём роде танец с булочками.
Кстати, вы не знаете, почему такие грустные глаза у этого маленького смешного человечка в шляпе-котелке, с такой несуразной походкой, одинокого в этом огромном глянцевом и горящем огнями рекламы капиталистическом городе?..

 

Художник: Наталья Гончарова.

5
1
Средняя оценка: 2.9281
Проголосовало: 153