Таран Виктора Талалихина и воздушная битва за Москву
Таран Виктора Талалихина и воздушная битва за Москву
В ночь с 6 на 7 августа младший лейтенант Виктор Талалихин совершил один из первых воздушных таранов в годы Великой Отечественной войны, сбив прорывавшийся к столице немецкий бомбардировщик. Этот подвиг – эпизод многомесячного противостояния с фашистскими лётчиками, из которого бойцы московской ПВО и советские истребители вышли победителями.
В середине июля, когда группа армий «Центр» рвалась к столице нашей Родины, противник начал подготовку к массированным авианалетам на Москву.
Готовилось к воздушной битве за Москву и советское командование. 21 июля 1941 года по распоряжению Верховного главнокомандующего в Генштабе была проведена командно-штабная игра по отражению возможной крупномасштабной атаки Люфтваффе. И уже на следующий день около 220 вражеских бомбардировщиков, переброшенные с разных направлений, попытались сбросить бомбы на Москву.
Налет продолжался в общей сложности свыше 5 часов, но ВВС и ПВО были к нему готовы. За считанные недели до этого численность первого корпуса ПВО, который отвечал за оборону Москвы, увеличили в 7,5 раз, количество зенитных орудий – с 548 до 796, а самолетов-истребителей – с 357 до 602.
В итоге к Москве удалось прорваться лишь 9 вражеским машинам. 29 немецких самолетов было сбиты огнем советских истребителей и зенитных орудий, остальные, беспорядочно сбросив бомбы, повернули обратно.
В период до 15 августа вражеские бомбардировщики еще 18 раз пытались прорваться к Москве. Согласно военной статистике тех месяцев, около 4% вражеских машин все же смогли сбросить смертоносный груз на столицу нашей Родины.
В такой обстановке и проходила служба младшего лейтенанта Виктора Талалихина в 177-м истребительном авиационном полку 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, дислоцированного в Подмосковье.
Родившись в 1918 лет в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии, Виктор в 15 лет пошел работать на Московский мясокомбинат. Поступил в планерный клуб при своем предприятии, а после проявленных успехов и обучения уже в настоящем аэроклубе был принят в Борисоглебскую школу летчиков, где в свое время учился и Валерий Чкалов.
Виктор получил первый боевой опыт в ходе советско-финской войны 1939-40 года, когда молодой командир совершил 47 боевых вылетов и сбил 4 вражеских самолета.
А в тот день 6 августа 1941 года летчик с боевыми товарищами вылетел для отражения очередного вражеского налета на столицу. Преследуя вражеский «Хейнкель-111», Талалихин выпустил по нему весь боезапас, но немец продолжал идти на Москву.
И тогда Талалихин решился на таран. Пилот прекрасно понимал всю опасность такого шага. Статистики по таранам летом 1941 года еще не было (теперь известно, что в ходе их гибло от трети до 40% летчиков), но риск был очень велик. Истребитель Талалихина отрубил винтом хвост вражеской машины. От сотрясения при ударе таранящий самолет потерял управление.
При сближении с «Хейкнелем» его воздушный стрелок сумел ранить нашего летчика в руку.
Знал ли Талалихин о цене потерь в результате пропущенного в небо над Москвой врага? Мы полагаем, что знал. В тот первый налет Люфтваффе на Москву, когда прорвалось всего 9 бомбардировщиков, они сбросили 5083 бомбы. Среди москвичей было 103 убитых, 662 раненых. В городе возникли 1166 пожаров, в 36 случаях произошли возгорания на военных объектах. Сгорели 4 предприятия, 46 пострадали от огня.
Допускать бомбардировки Москвы было нельзя.
Риск погибнуть для лётчика, идущего на таран, понимал каждый. И здесь всё решает высокий боевой дух. В том бою с «Хейнкелем» Талалихин уцелел. Его самолёт упал в лесу, а сам лётчик в последний момент выбросился с парашютом.
Немецкие воздушные асы, рвавшиеся к Москве, стремились избегать «неприемлемого ущерба» и, столкнувшись с риском больших потерь, часто возвращаясь на аэродромы, не выполнив задания. Вскоре Люфтваффе издало специальный приказ: немецким пилотам предписывалось всячески уклоняться от приближавшихся советских самолетов.
Наши лётчики в годы Великой Отечественной войны совершили свыше 600 воздушных таранов; некоторые дважды и трижды. А Герой Советского Союза Борис Ковзан таранил врага 4 раза! Трижды он возвращался на повреждённой машине на аэродром. Во время четвёртого тарана 13 августа 1942 года Ковзан покинул полуразрушенную машину, упал на полураскрытом парашюте с шестикилометровой высоты, попал в болото, но выжил и вернулся в строй.
Борису Ковзану было суждено прожить долгую жизнь, он умер в августе 1985 года. Талалихина ожидала другая судьба. 28 октября 1941 года командир эскадрильи, Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин геройски погиб в воздушном бою с вражескими истребителями вблизи Подольска.
Эти лётчики были в числе тех, кто спасли Москву. За лето-осень 1941 года немецкая авиация так и не смогла парализовать работу предприятий и учреждений Москвы и Подмосковья. А с началом контрнаступления под Москвой в начале зимы 1941 года противник навсегда отказался от планов бомбардировок. Воздушная битва за столицу СССР была выиграна Красной армией.