Как в России изобрели велосипед

220 лет назад первый в мире велосипед, изобретенный крепостным мастером Артамоновым, был продемонстрирован на коронации императора Александра I. Увы, это изобретение было на десятилетия забыто, а потом стало объектом атаки критиков, подставивших под сомнение отечественный приоритет в этой области.

Итак, велосипед был изобретён в России. 

Конечно, точная дата изготовления двухколесного средства передвижения вряд ли когда-нибудь будет установлена. Известно лишь, что велосипед, изготовленный крепостным кузнецом крупного уральского промышленника Демидова, был продемонстрирован изобретателем царю Александру I в день его коронации 15 (27 сентября) 1801 года. 

Конструкция изделия была максимально простой – два металлических колеса, соединенных металлической же рамой, руль, прикрепленный к переднему колесу. Оно же являлось и ведущим – к его оси по сторонам были прикреплены две педали, без привычной в современных велосипедах цепной передачи. 

Переднее колесо по диаметру было втрое больше, чем заднее. Амортизирующих шин не предусматривалось, изобрели такие шины лишь в 1839 году, а применить в велосипедах догадались лишь в 1887 году. До этого подобные средства передвижения остряки называли «костотрясами». 

Ефим Артамонов добирался на своей невиданной машине с Пожвинского завода, где работал, в столицу Российской империи своим ходом со скоростью не больше 10 км/час – такие были в старой России дороги. Уральский богач Демидов хотел похвастаться, удивить царя поделкой своего мастера. Так или иначе, удивить Александра I новым изобретением удалось. Как был награждён Демидов, неизвестно, но Ефим Михеевич Артамонов в награду получил освобождение от крепостной зависимости со всем потомством. 

Сам же велосипед якобы был помещен в царскую коллекцию, и на том история этого вида колесного транспорта в России завершилась на долгие десятилетия. 

Забавно, какие усилия были приложены в последние десятилетия для «развенчиванием» мифа о российском приоритете в создании велосипеда. Дескать, «миф» появился лишь в эпоху борьбы с космополитизмом в СССР в конце 40-х годов, никаких документальных свидетельств о мастере Артамонове, его изобретении и заслуженной награде нет. Да и сам велосипед, хранящийся в музее, на самом деле является, мол, «репликой» английской модели, выпущенной не ранее 70-х годов XIX века…

Что тут сказать? Для начала обратим внимание на время появления публикаций относительно «ложного приоритета Артаманова». Это пора «перестройки», когда была развернута кампания очернения всего, что ранее вселяло в души советских людей гордость за свою страну.

Что там «развенчание мифа о создании в России велосипеда»! Тогда мы узнали, что Олег Кошевой не погиб, расстрелянный фашистами, а сотрудничал с ними и ныне благополучно живет в Канаде; что Зоя Космодемьянская была неуравновешенной сумасшедшей, повешенной немцами за то, что поджигала крестьянские избы; что никаких 28 героев-панфиловцев не было в природе, а Москву защитил будущий предатель Власов…

Однако вернёмся к велосипеду. Впервые публикация о создании велосипеда Артамоновым появилась в 1891 году! Неужто и тогда велась «кампания по борьбе с космополитизмом»? 

Дореволюционные авторы, описывающие изобретение уральского механика, не приводят ссылок на документы? А разве мало сведений из истории прошлых веков основаны на устных источниках, легендах, преданиях? Как можно всерьез утверждать, что «никаких архивных сведений об Артамонове не сохранилось», зная, что в нашей стране далеко не все архивы пережили три революции, Гражданскую и Великую Отечественную войны?! 

Велосипед, якобы сделанный Ефремом Артамоновым, хранящийся в Нижнетагильском краеведческом музее, состоит из железа, полученного в мартеновских печах, которых на начало XIX века не существовало? Так, вообще-то, еще одна копия этой машины и в Политехническом музее в Москве хранится. 

Кстати, в Пермском областном краеведческом музее тоже есть велосипед, сделанный в артамоновских мастерских. Велосипед этот деревянный, колеса приводятся в движение тягой на веревках. Судя по всему, мастер-самородок не ограничился одним изделием, он делал под заказ и другие велосипеды. Кто может дать гарантию, что нижнетагильский образец не является всего лишь копией? А в ходе бурных революционных событий начала ХХ века он мог и затеряться.

К «откровениям» публики, упивающейся мифом об «отсталой России, в которой никогда и ничего не могли толково изобрести», надо относиться с очень большой осторожностью. И с благодарностью вспоминать человека, подарившего нам и всему миру первый образец такого популярного, полезного для здоровья и не чадящего вида транспорта, как велосипед. 

5
1
Средняя оценка: 2.75
Проголосовало: 208