Сибирский вектор Шойгу

Министр обороны России Сергей Шойгу остаётся последовательным сторонником экономического развития Сибири. На встрече с представителями научной общественности Сибирского отделения РАН он заявил о целесообразности строительства «за Уралом» от 3 до 5 городов с населением от 300 тысяч до миллиона человека. Причём, по мысли военного министра, это должны быть не просто города, а именно научно-промышленные центры, с большим количеством рабочих мест, привлекательных для молодых перспективных специалистов. 

Экономический и, как следствие, демографический дисбаланс в развитии нашей страны стал очевиден уже в первом десятилетии 21 века. Жители Сибири и Дальнего Востока стремились и стремятся переехать в Центральную Россию (в первую очередь, конечно, в Москву и Московскую область), а так же в Санкт-Петербург и приморские города Южного федерального округа. Если в мегаполисы переезжают в основном россияне трудоспособного возраста в поисках более высокооплачиваемой работы, то на юг едут пенсионеры, уставшие от сурового климата. Отток населения Сибири и Дальнего Востока особенно тревожен на фоне бурного развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая.  Например, за несколько последних десятилетий китайский Хайхе на границе с Россией из заштатного городка превратился в полуторамиллионный мегаполис. В то время как население соседнего Благовещенска сократилось с 300 тысяч человек до 225 тысяч. В целом же в Сибири и на российском Дальнем Востоке сейчас живёт всего 25 миллионов человек, что примерно на 4 миллиона меньше, чем на момент распада Советского Союза. 

Вот уже более десятилетия руководство России на разных уровнях ставит задачи решения данной проблемы. Регионы СФО и ДФО были объявлены приоритетными для переселения соотечественников из стран ближнего зарубежья, было создано федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, создавались свободные экономические зоны, запускались различные программы, в том числе нашумевший «дальневосточный гектар». Однако проблему оттока населения из этих регионов удалось лишь смягчить, но не решить. 
И вот Сергей Кужегетович озвучил новый приоритет правительства России – создание в Сибири новых научно-промышленных центров. По словам главы оборонного ведомства, они должны будут стать новыми полюсами притяжения, как для жителей всей России, так и для наших соотечественников, пожелавших переселиться из стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского региона и в конечном счете – устойчивому развитию российской экономики.
Речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны», – заявил Сергей Шойгу.
По его мысли, экономическое развитие Сибири особенно поможет развитию Арктики и Дальнего Востока. Всё это будет соотнесено с огромными ресурсными возможностями регионов.
Один из новых сибирских городов может возникнуть между Братском и Красноярском. Именно в этом районе есть условия не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В этом же районе, считает Шойгу, может быть создан научно-промышленный центр, где будут заниматься производством продукции из алюминия, своего рода «Алюминиевая долина».

В районе Канска имеется потенциал по созданию углехимического производства востребованных пластиков. А вокруг Лесосибирска имеются все условия для создания кластера «Лес и строительные материалы» с высокой долей продукции верхних переделов.
При этом, благодаря имеющему место профициту электроэнергии в Восточной Сибири, при создании новых экономических центров будут необходимы инвестиции только в передачу энергии, а не в генерацию.
В последнее время в массовом сознании в экономическом плане Сибирь воспринимается главным образом как кладовая полезных ископаемых России. Прежде они экспортировались в основном на Запад, в Европу. В последние десятилетия наращивается и сырьевой экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, в Китай. Это даёт дополнительные прибыли регионам Сибирского федерального округ, но не даёт возможности для дальнейшего социально-экономического развития. Экспорт полезных ископаемых не требует большого населения, квалифицированных кадров инженерного профиля, а также школ, университетов, где они готовятся. И крупных современных благоустроенных агломераций тоже.

Настало время в корне менять ситуацию, считает Шойгу. Или, другими словами, возвращаться к хорошо забытому советскому старому. Ведь именно в советское время по всей стране, в том числе и в Сибири возникали пресловутые научно-промышленные центры. В Набережных Челнах, Тольятти, Апатитах, Дивногорске, Братске, Ангарске и многих других городах создавался симбиоз промышленности и науки. Новые города, о которых говорит министр, должны не конкурировать с теми, что уже есть, а наоборот, создавать дополнительные драйверы развития уже сложившимся научно-промышленным центрам. 
Скептики обвинят Сергея Шойгу в популизме либо в оторванности от жизни – дескать, откуда взять трудовые ресурсы в стране с демографическими проблемами, и кто сегодня поедет в Сибирь строить неведомые города. Однако мы видим, как люди со всей России срываются в отнюдь не самый лёгкий для жизни московский мегаполис. Ежедневные пробки или переполненное в час-пик метро для многих большие испытания, чем сибирский климат. Что уж говорить про ярмо ипотеки, в которое приходится впрягаться большей части приезжих из провинции. Однако у людей нет выбора – шанс найти хорошую высокооплачиваемую работу, выстроить успешную карьеру в родных городах и посёлках невелик, а зачастую – стремится к нулю. По большому счёту, и в Москве он не столь уж велик, но всё же выше. Три полумиллионных города в Сибири – это всего полтора миллиона человек. По оценкам некоторых экспертов, в Москве и Подмосковье вместе с приезжими проживает более 25 миллионов человек. Если миллион из них уедет из столичного региона, этого никто даже особенно не заметит. Остальные, как говорится, подтянутся из Сибирского федерального округа и не только. Очевидно, что эти люди будут более полезны для экономики страны в Сибири. Если, конечно, в самом деле будет поставлена задача строительства новых промышленных центров с городской средой, отвечающей всем современным критериям. А народ наш всегда был склонен к решению масштабных задач, и давно испытывает потребность в них.  

Другой ожидаемый вопрос скептиков: откуда брать деньги? Но почему-то не раз уже в новейшей истории, когда деньги для решения государственных задач были срочно нужны, они находились. Так было и после 2014 года, когда была поставлена задача интегрировать экономику Крыма в общероссийскую. И одновременно началась постройка знаменитого Крымского моста. Так было и совсем недавно в момент беспрецедентных потерь экономики из-за пандемии. Осмелюсь предположить, что и на такую важнейшую задачу, как улучшение экономической и демографической ситуации в Сибири, деньги найдутся. Тем более что в не столь уж далёком будущем они вернутся сторицей. А вот пускать ситуацию на самотёк или ограничиваться полумерами, значит обрекать огромную территорию Сибири на неполноценное в экономическом отношении существование и дальнейший отток населения, что чревато серьёзными проблемами уже для всей страны.    

5
1
Средняя оценка: 2.66825
Проголосовало: 211