Царскосельский лицей: блестящий старт и прерванный полет будущих реформаторов России

30 октября 1811 года в Царском селе близ Петербурга был торжественно открыт лицей, предназначавшийся для воспитания будущих кадров высшей государственной власти. Однако к концу царствования Александра интерес к реформам в России почти сошел на нет, а после поражения декабристов к реформаторам стали относиться больше с подозрением, чем с симпатией.

Указ об организации этого одного из самых знаменитых учебных заведений России был подписан Александром I 24 августа 1810 года. Главным вдохновителем создания лицей был видный государственный деятель и приближённый императора Михаил Сперанский. Немало усилий к разработке программ учебно-педагогической деятельности будущего лицея приложил бывший воспитатель царя француз Лагарп.

Одной из побудительных причин к созданию Царскосельского лицея было то, что узкому кругу приближенных к императору реформаторов отчаянно не хватало единомышленников среди подчиненных. 

Кроме Царскосельского лицея в те же годы в стране была создана сеть университетов в дополнение к уже существовавшему Московскому. Да и новый лицей приравнивался к университету. После двух 3-летних курсов обучения с переходными экзаменами его выпускникам, кроме диплома о высшем образовании, присваивался чин 9 или 10 класса (всего классов было 14, согласно Табели о рангах). 9 класс титулярного советника соответствовал званию капитана в армии и давал право на личное дворянство. Последнее, впрочем, для лицеистов значения не имело, все они были выходцами из потомственных дворянских семей. 

По окончанию учебы выпускники могли идти на гражданскую службу или поступать в армию офицерами. Не желающие могли вообще не служить – это право было даровано Манифестом о вольностях дворянству 1762 года.

Сперанского мыслил обучить в духе идей общественного блага и двух тогда еще малолетних братьев царя, Константина и Николая, остававшихся наследниками престола. С прицелом на это лицей и получил официальное название императорского.

Многие из первоначальных замыслов создателей Лицея так и остались лишь замыслами. К началу Отечественной войны 1812 года император изрядно охладел к реформаторским идеям. А весной 1812 года Сперанский был уволен в отставку и отправлен фактически в далекую Пермь. Управлять Лицеем было поручено известному консерватору, министру народного просвещения графу Алексею Разумовскому. 

С одной стороны, Лицей давал блестящее образование. Преподаватели поощряли творческий дух в воспитанниках; широк был курс изучаемых предметов – логика, этика, правоведение, Закон Божий, политическая экономия, иностранные языки, риторика, поэзия, рисование, физика, химия, география, верховая езда, фехтование и многое другое. Подростки (принимали в лицей с 10-12 лет) учились дружить, писать стихи. 

С другой стороны, в Лицее был жесткий режим, как в военных училищах. Да, телесных наказаний не было, у каждого воспитанника была даже собственная комната. Тем не менее, личное время воспитанников составляло лишь 1 час – с 9 до 10 часов вечера, момента отхода ко сну. Подъем был в 6 утра, учеба чередовалась с прогулками, все это время подростки находились под присмотром воспитателей.

«Увольнения в город» разрешались лишь за особые успехи в учебе, ежегодные месячные каникулы полагалось проводить без отрыва от лицея. Пушкину, например, за все 6 лет обучения разрешили съездить домой лишь дважды и то по семейным обстоятельствам трагического характера.

***

Пожалуй, самым главным поражением реформаторов, стоявших у истоков Царскосельского лицея, стала его невостребованность у тех, кому он предназначался – детей из семей высшего дворянства. 

Да, они в Лицей тоже поступали, но далеко не составляя среди учащихся большинства, которое формировалось из представителей средних дворянских слоев. Ни Николая, будущего преемника Александра I, ни его брата Константина в Лицей, названный императорским, учиться так и не отдали…

И всё же первые выпуски Царскосельского лицея были по-настоящему звездными. Главную известность Лицею принесла фигура одного из 30 воспитанников первого набора 1811 года Александра Сергеевича Пушкина, воспевшего Царское Село. Среди соучеников великого поэта было немало выдающихся личностей. Были декабристы Кюхельбекер и Пущин, были адмирал, сенатор и исследователь Арктики Федор Матюшкин, генерал Владимир Вольховский. Однако практически никто из них не достиг высших государственных должностей, как мечтал Сперанский. 

Исключение составил князь Александр Горчаков, занявший пост министра иностранных дел Российской империи и получивший высший чин канцлера (их за всю русскую историю было всего 12 – меньше, чем императоров). Но и Горчаков стал министром лишь в 1856 году, в 58 лет, после смерти Николая I. 

В империи действовал принцип «Надобны не умные – надобны верные!» Оттого и блестящие выпускники Царскосельского лицея не могли подняться в николаевское царствование на высоту, подобавшую образованным людям их уровня. А некоторые из царскосельских друзей Пушкина успели ощутить себя «лишними людьми». 

Первый выпуск 1817 года фактически стал последним в плане блестящего созвездия личностей. 

В 1822 году Лицей был передан в ведение военного министерства, что быстро превратило его в подобие одного из кадетских корпусов. Особенно это стало заметно при директоре Лицея генерале Гольтгоере, выходце из немецкого княжества Брауншвейг, возглавлявшем заведение с 1824 по 1840 год. 

Имена выпускников Царскосельского лицея последующих выпусков, в основном, представляют интерес лишь для историков-специалистов. А сам Лицей стал «одним из многих» высших учебных заведений Российской империи. Дух свободы и общественного блага из Лицея ушёл. Он оказался несовместим с интересами дворянских верхов, возобладавшими после подавления восстания декабристов… 

 

Художник: В. Алексеев.

5
1
Средняя оценка: 2.76328
Проголосовало: 207