Конституция победившей социалистической демократии
Конституция победившей социалистической демократии
5 декабря 1936 года депутатами VIII Чрезвычайного Съезда Советов СССР была принята новая Конституция, впоследствии названная сталинской. Вопреки расхожим мифам, большинство ее положений были отнюдь не декларативны.
Работа над новой Конституцией СССР была начата высшим руководством страны в 1934 году и поначалу шла трудно. Например, Николай Бухарин, упорно сопротивлялся намерению Сталина ввести всеобщее и равно избирательное право.
Ведь по Конституции Союза 1924 года достаточно многочисленные группы населения (бывшие дворяне, царские офицеры, духовенство, купцы, буржуазия) такого права были лишены. А, скажем, жители сельских районов имели в высшем законодательном органе страны впятеро меньше депутатов на душу населения, чем городское население, со значительным преобладанием рабочих.
В результате итоговый вариант документа после одобрения Пленума ЦК ВКП(б) был принят 5 декабря 1936 года в качестве нового Основного Закона Союза Советских Социалистических Республик.
Изменения в Основном законе были заметными и серьезными. Выборы стали прямыми, а не многоступенчатыми, как ранее; должны были проводиться путем тайного голосования; по территориальному принципу, а не в трудовых коллективах.
В варианте 1936 года из текста Конституции исчезла преамбула, постулирующая конечной целью существования СССР установления Всемирной республики Советов в масштабах всей планеты, или победу мировой революции.
В Конституции 1936 года был заложен принцип верховенства интересов роста мощи первого в мире государства рабочих и крестьян. А помощь зарубежным рабочим и коммунистическим партиям оказывалась в пределах наличных возможностей и не ценой задержки развития экономики страны. О диктатуре пролетариата в документе упоминалось лишь единожды.
Установлении равного и всеобщего избирательного права указывало на переход СССР к новому этапу строительства социализма – социалистической демократии (этот термин окончательно стал официальным в стране в конце 70-х годов).
По Конституции 1936 году резко увеличивалось число союзных республик – их стало 11 (после вхождения в 1940 году в состав СССР Молдавии и прибалтийских республик – 15). Для сравнения – число субъектов федерации в 1924 году было равно всего четырем – кроме РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, туда входила Закавказская федеративная социалистическая республика.
Немалым изменениям подвергся высший законодательный орган страны. Кстати говоря, сам принцип «разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную впервые был официально сформулирован в Конституции 1936 года.
По Конституции 1936 года в стране появился официальный постоянно действующий Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Судьи первичного звена стали избираться прямым тайным голосованием жителей районов. Более вышестоящих судов – соответствующими Советами.
Заметно усилилась централизация исполнительной власти – если по Конституции 1924 года Правительство СССР имело в своем составе около 10 министерств и ведомств, то в 1936 году их стало 18. В последующие годы, согласно принимавшимся поправкам в Основной Закон, число общесоюзных министерств в 70-х годах возросло до 31 (ст. 77), союзно-республиканских – до 30 (ст. 78) – не считая 18 руководителей Комитетов и служб Совмина (ст. 70).
Что можно отнести к не самым лучшим решениям Конституции 1936 года – так это декларирование в ее ст. 17 права на выход союзной республики из состава Союза. А в 1944 году руководство СССР, увлекшись идеей увеличить представительство страны в будущей ООН за счет союзных республик, еще и внесло поправки в Основной Закон – предусматривавшие право таких республик на внешнеполитические отношения и создание республиканских вооруженных формирований!
При Сталине (и даже при Хрущеве и Брежневе) эти поправки (ст. 18а и 18б) остались большей частью «на бумаге». Увы, когда паралич власти при Горбачеве привел к «параду суверенитетов», пункты Конституции 1936 года (пусть и не вошедшие в действующий после 1977 года новый Основной Закон) сыграли не самую маленькую роль в распаде великой державы.
***
Нельзя здесь обойти вниманием и антисоветский миф об отсутствия в СССР демократических свобод. Статья 125 Конституции 1936 года начиналась словами: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом…» – и дальше шёл конкретный перечень прав и свобод. Да, это не была «свобода делать все и вся», в том числе во имя разрушения существующего строя и самой страны. Но такой свободы никогда не было и на Западе.
В СССР не было многопартийной системы? Ну так выдвигать кандидатов в депутаты Верховного Совета, согласно ст. 141 Конституции, разрешалось не только Компартии – но и профсоюзам, молодежным организациям, кооперативам, культурным обществам!
В советское время не было альтернативных выборов – на каждом участке был всего один кандидат? А кто в этом виноват?!
Юрий Николаевич Жуков, доктор исторических наук и главный научный сотрудник Института российской истории РАН, после длительной работы с архивами, выяснил любопытные вещи. В интервью, данном 1 марта 1936 года одному из руководителей американского газетного объединения «Скриппс-Говард ньюспейперс» Рою Уилсону Говарду, Сталин сказал: «…избирательные списки на выборах будет выставлять не только коммунистическая партия, но и всевозможные общественные беспартийные организации».
Далее, пишет Жуков, Сталин сформулировал свой тайный замысел, до того момента скрываемый от большинства членов ЦК: «Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти». Это было напечатано 5 марта 1939 года во всех советских газетах.
Несмотря на сопротивление партийной бюрократии, Пленум ЦК в июне 1937 года принял решение о введении избирательного закона, предусматривавшего альтернативные кандидатуры для голосования, для последующего утверждения высшим законодательным органов страны. Однако местные партийные начальники решили зачистить политическое поле от возможных конкурентов. И почти единодушно потребовали на Пленуме от Сталина «активизации искоренения контрреволюционных элементов», причем, преимущественно во внесудебном» порядке.
Юрий Жуков пишет: «В январе 1938 года собрался Пленум, с основным докладом выступил Маленков. Называя поименно первых секретарей, он говорил, что в областях и республиках исключены из партии тысячи человек, это означает, что их тут же арестовали. «Мы проверили и выяснили, что практически все невиновны». Далее он обвинил партократов в том, что они подписывают даже не списки людей, а цифры.
В ответ первый секретарь ЦК КП(б) Азербайджана Багиров рассмеялся. Маленков открыто бросил обвинение первому секретарю Куйбышевского обкома партии П. Постышеву: вы пересажали весь партийный и советский аппарат области! На что Постышев отвечал в том духе, что арестовывал, арестовываю и буду арестовывать, пока не уничтожу всех врагов и шпионов! Но он явно перехватил во фрондерстве, и через два часа после этой полемики его вывели из состава кандидатов в члены Политбюро, в конце февраля его арестовали, а через год приговорили к расстрелу».
Увы, альтернативное голосование, продвигаемое группой Сталина и его ближайших соратников, так и не стало нормой закона.
И тем не менее Конституция 1936 года явилась большим шагом в развитии Советского государства, регулировании фундаментальных основ его политической, экономической и общественной жизни.
Художник: В. Сварог.