Обратная сторона многовекторности бывших республик СССР

На второй день Нового 2022 года в Казахстане вспыхнула, дай Бог, последняя для бывших республик СССР «цветная революция», разработанная в недрах ЦРУ. Но впервые за всю историю этих кровопролитий с радужным привкусом окончилась не по сценарию Вашингтона. По «удивительному» стечению обстоятельств «заваруха» началась в то самое время, когда США готовились к переговорам с РФ по вопросам безопасности. Президенту Байдену казахстанский «козырь» нужен был перед встречей в Женеве, как медицинский кислород больному ковидом-19 старцу.

События в Казахстане начинались под предлогом протеста по факту удорожания цен на топливо, но сразу же приобрели политическую направленность. Сотни агрессивных молодчиков с винтовками и дубинками парализовали нормальную жизнь во многих городах, особенно в бывшей столице Алма-Ате, где в массовых беспорядках участвовали до 20 тысяч боевиков с убийствами, поджогами зданий, телецентров, транспортных средств, грабежом банков и торговых центров.

Анализ происходящего свидетельствует о том, что подготовка к государственному перевороту в республике началась задолго до его исполнения. План разрабатывался ещё в бытность президентства Нурсултана Назарбаева в лагерях террористов за рубежом. Остров стабильности, которым считалась страна все эти годы, не выдержал испытания властью клана президента (елбасы). Это было далеко не цивилизованное завершение событий трёхлетней давности, когда Назарбаев оставлял свой пост, а на его место был избран Касым-Жермен Токаев. Это было предсказуемое следствие ухода из большой политики «клана назарбаевских» и приход на их место «токаевских». 

Но возникает вопрос, а почему смена элит (трансфер) обернулась кровавой бойней? Ответ простой: на поверку эта внешне благополучная страна оказалось таким же карточным домиком, как и большинство постсоветских республик, освободившихся от российской опеки. Как только привычный уклад жизни в них изменился в пользу независимости и рыночных отношений, так в рядах отечественных элит начались междоусобные схватки за владение советским наследством и сферами влияния. Американцы, англичане и турки сразу же вознамерились воспользоваться просчётами действующей власти, превратившей страну в дойную корову для своего клана и семьи елбасы. А он решил при уходе с поста президента возглавить Совет национальной безопасности, чтобы таким образом держать руку на пульсе страны, демонстрируя при этом России слабость её азиатского тыла, а также для того, чтобы ослаблять позиции своего преемника, как сторонника укрепления отношений Казахстана с Москвой и Пекином. 

Ещё в 90-е годы Казахстан заключил ряд соглашений со странами Запада, предопределивший сегодняшнюю ситуацию. Право пользования недрами республики было отдано на откуп зарубежным компаниям. По условиям этих соглашений практически большая часть прибыли от добычи природных богатств уходила мимо республиканского бюджета. В итоге у простого народа не осталось никаких прав, кроме обязанности. Так ему была навязана неоколониальная политика Запада.

В эти же годы не стала исключением и Россия, рыночные либералы которой уготовили ей роль поставщика природных ресурсов для «развитых» стран Запада. Она должна была продавать по низким ценам нефть, газ, золото и другие ископаемые, а на вырученные деньги закупать «всё необходимое». Если же у неё вдруг оказывалось много денег и она могла вкладывать их в развитие несырьевой экономики, то были разработаны эффективные схемы изъятия «излишков». Но если в России эта модель экономики была реализована лишь частично, то Казахстан жил в ней все 30 лет своей независимости. И выстроил эту модель клан Назарбаев, решивший вести страну по пути многовекторности: с Западом, с Российской Федерацией, с Китаем и Турцией 

Глобалистам не было нужды «качать» Казахстан. Конечно, елбасы надёжно контролировал обстановку в стране и в случае чего мог уйти под крыло России или Китая, но это был нежелательный сценарий для Запада. А поскольку Казахстан являлся страной многовекторной, то республиканская элита стала богатейшей на всём постсоветском пространстве, да и уровень жизни населения также повышался. Модернизировать же экономику страны в интересах всего общества власть в Астане не торопилась. А зачем? Тогда ведь можно рассориться с глобалистами, эмиссаром которых, по приглашению самого елбасы, стал бывший британский премьер Тони Блэр. 

Вместо решения социальных проблем власть предпочла раскалывать общество идеологически, провоцируя русофобию, межнациональную и межрелигиозную вражду. Из школьных учебников юные казахи узнали и о «русском колониализме» и «советском тоталитаризме». Была запущена кампания реабилитации «жертв репрессий», включая казахов, перешедших на сторону Гитлера. В республике начала внедряться идеология Великого Турана. В последние годы правления Назарбаева начал пропагандироваться ислам, стали открываться новые мечети, было принято решение о переходе на латиницу, чтобы снизить влияние русскоязычного меньшинства. В конечном итоге многовекторность в экономике, идеологии и политике дала свои результаты, которые и проявились в январских событиях. 
Многовекторность – дело выгодное. Богатый материал для оценки её последствий в деятельности властей бывших союзных республик в условиях независимости, можно наблюдать на примерах событий последних лет в Беларуси и на Украине. Активный сторонник миротворческой операции сил ОДКБ в Казахстане президент Беларуси «Батька Лукашенко», который попытался реализовал идею многовекторности, исповедуемую им ещё три-четыре года назад. Так он действовал до тех пор, пока едва не лишился своего кресла, а страну не завёл в удушающие объятия Запада. 
Долгие годы Александр Грыгоровыч, на словах, был искренним сторонником братских отношений Беларуси с Россией, широкой торговли на взаимовыгодных условиях. Получая по минимальным ценам сырую нефть для своих НПЗ, делая большое «бабло» из ничего. Но однажды Батьку «закосило». А произошло это после того, как Москва, устав от иждивенческих настроений своего союзника, отказала Минску в льготных ценах на нефть без изменения межгосударственных отношений: работать в едином экономическом пространстве, по единым правилам. Россия в своё время предлагала белорусам самим поучаствовать в разработке и эксплуатации новых месторождений нефти, но дальше меморандума о намерениях Лукшенко не пошёл, чтобы не утратить суверенитет республики.
В общем, Батька обиделся на «москалей» не на шутку и немедленно отдал распоряжение – искать альтернативные источники нефти. Искать, найти и торговать. Но эти поиски не дали ожидаемого результата. Чтобы вновь стать экспортёром дизельного топлива и бензина, нужно учитывать один нюанс, который не позволил Батьке достичь успеха в его амбициях, – это низкая стоимость сырой нефти, сравнимая с российской, поставки которой не смогли обеспечить ни Иран, ни Азербайджан, ни Казахстан. К тому же двое последних выставили встречные условия, неприемлемые для Беларуси. Одним словом, облом и по ценам, и по объёмам, и по условиям поставки. А тут на носу президентские выборы 2020 года. Что делать?..
История свидетельствует о том, что развал империй редко когда приводит к процветанию её бывших составляющих частей. Обретённая «независимость» – это, как правило, распад прежних экономических связей, рост междоусобиц и противостояния амбициозных элит, делёж имперского наследия. Всё это никак не способствует благополучию рядовых членов общества. Какое-то время новые государства могут питаться удовлетворённой национальной гордыней, но блюдо это скоропортящееся, да и на всех его не хватает. 
В случае бывшего СССР ни одна из его 15 республик до сих пор не вернула себе тот процент мировой экономики, который она имели на момент распада. К примеру, Украина, входившая до 1991 года в пятёрку самых развитых республик Европы, сегодня, после тридцати лет своей независимости, по уровню развития экономики делит последние места с Албанией и Молдовой, которая также является сторонницей евроинтеграции и многовекторности.

И в заключение вновь о Казахстане. Здесь двоевластию приходит конец и после мятежной «заварухи» обстановка в республике стабилизируется. Около 500 участников попытки государственного переворота находятся под следствием, отстранены от своих должностей или арестованы члены «назарбаевского клана» и его семьи, президентом Токаевым сформировано новое правительство, делаются выводы из ошибок прошлых лет. Миротворческие войска государств ОДКБ, выполнив свою задачу, возвращаются к местам постоянной дислокации.
Полный уход Назарбаева от власти воспринят в основном с облегчением. Уж очень надоел его ненасытный клан, 30 лет высасывающий соки из страны. Но при этом режим упорно отстаивает свое «суверенное» право грабить страну, придерживаясь концепции многовекторности, не позволяя России полноценно включить Казахстан в зону конструктивного сотрудничества. Насколько Касыму Токаеву удастся продолжать политику многовекторности или переориентироваться на Россию и Китай – это большой вопрос. Как и судьба страны, которая во многом связана с перспективой самого Токаева, как политика. 
В любом случае в ближайшее время ему придётся действовать с оглядкой на Россию. Демократия и правопорядок в стране пока не восторжествовали. Но в условиях сложной обстановки это и не было возможным. Зато США без наслаждения проглотили факт жестокого разгрома протестантов в Алма-Ате и приказ расстреливать их без предупреждения. А также предельно оперативный ввод миротворческих сил ОДКБ. Так что члены этой Организации могли реально почувствовать уверенность в вопросах своей внешней безопасности.
Неудавшийся государственный переворот в Казахстане – это не просто провал идеи «цветных революций», это нечто гораздо большее. Это уязвимость модели многовекторности в деле развития большинства республик бывшего СССР, это выстраивание прямо на наших глазах новой конфигурации глобального мира. Эти революции оказалась не такими уж радужными, какими они представлялись их сторонникам до этого. Россия же, усвоив горький опыт Украины и едва не потеряв Беларусь, наконец-то, надеемся, твёрдо осознала, что играть с глобалистами нельзя: всё равно продадут и обманут. Поэтому Москва хоть и осторожно, но стала действовать целеустремленнее и решительнее.

 

Художник: А. Чунчалинов.

5
1
Средняя оценка: 2.91444
Проголосовало: 187