Геополитический шпагат Германии

Жёсткое антироссийское заявление переизбранного на свой пост президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера чётко указывает на то, что поддержка киевского евромайдана в 2014 году была для Берлина не спонтанным решением, но долговременным императивом его внешнеполитической стратегии.

В отличие от откровенно малограмотной британской министерки иностранных дел Лиз Трасс, опозорившей на весь мир свою альма матер – Оксфордский университет – полным незнанием политической географии, нынешний президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер производит впечатление человека, способного говорить, но при этом не заговариваться. Тем более тревожным и вызывающим выглядит его резко антироссийское заявление, с которого он фактически начал свой второй президентский срок. 

«Отсутствие войны на нашем континенте стало обыденным делом. Защита друзей, мир с соседями, 30 лет с воссоединения – какая удача для нашей страны. Но в эти дни мы узнали то, что должны были знать – мир не является чем-то само собой разумеющимся, над ним нужно работать, в диалоге, а когда надо – при помощи ясности, сдерживания, решимости, все это нужно сейчас. К ясности относится следующее. Можно много дискутировать о причинах растущей разобщённости между Россией и Западом. Но с этим не поспоришь: мы находимся в ситуации угрозы военного конфликта, войны в Восточной Европе, и ответственность за это несёт Россия». 

Президент ФРГ фигура, преимущественно, церемониальная. Однако его публичная позиция, особенно по ключевым вопросам политической повестки дня, воспринимается в обществе как некое отражение господствующей в германском политикуме точки зрения. 
Если с этих позиций оценить брошенное Штаймайером обвинение в адрес России, то приходится констатировать, что оный политикум совершенно не заинтересован в объективной оценке сложившейся вокруг Украины ситуации. 

Выбор фигуры Штайнмайера для выдвижения обвинений в адрес России является в значительной мере символическим. Этот человек, занимавший в феврале 2014 года пост министра иностранных дел ФРГ, был одним их главных зарубежных вдохновителей и спонсоров киевского майдана. И фактически был, так сказать, «повивальным дедкой» украинского государственного переворота. Штайнмайер находился среди тех основных западных фигур, которые приложили руку к возникновению на Украине тяжелейшего военно-политического кризиса, ставшего неизбежным следствием свержения законной власти в этой стране. Именно в результате государственного переворота произошло отделение Крыма, началась гражданской война на Донбассе, а на Украине воцарился террористический режим, уничтоживший всю оппозицию. 

Франк-Вальтер Штайнмайер, претендующий на статус честного политика и человека и, в какой-то мере, даже совести нации, просто обязан был признать очевидное. А точнее свою личную ответственность за крушение украинской государственности и за те тяжелейшие последствия, которые до сих пор расхлёбывает вся Европа. А не валить вместо этого всю вину на Россию. 
Вместо этого он не нашёл ничего лучшего, чем присоединить свой голос к хору тех политических проходимцев и авантюристов, для которых реальная действительность не имеет никакого значения. И кто будет упрямо называть чёрное белым, если это им выгодно. 
И коль скоро сам президент ФРГ примкнул к этой тёмной стороне силы, то приходится с горечью констатировать, что нынешняя Германия, в лице её политической верхушки, в принципе не готова следовать на международной арене по пути равноправного сотрудничества, взаимного уважения и признания интересов.
Иначе говоря, ФРГ устами Штайнмайера фактически объявила, что она и сегодня, в 2022 году считает своё участие в украинском государственном перевороте полностью оправданным и намерена в дальнейшем следовать тем же курсом. 
И в этом, увы, нет никакого недопонимания или, тем более, эмоционального начала. Точно так же, как нет никаких сантиментов в недавнем решении Берлина отказаться от поставок тяжёлых вооружений на Украину. Расхожее мнение, согласно которому немцы, дескать, до сих пор настолько морально травмированы Второй мировой войной, что им претит даже сама мысль о направлении немецкого оружия на Украину, не является сколько-нибудь приемлемым. Пусть даже на немецкой душе до сих пор кошки скребут по этому поводу. 

Большая политика такими сентиментальными импульсами не руководствуется в принципе. И в том, что касается поставок тяжёлых систем вооружений на Украину (артиллерии, танков, боевых кораблей, зенитно-ракетных систем и т.п.), у Германии есть куда более серьёзные причины этого не делать. 
Потому что такие поставки потребуют очень серьёзной организационно-технической поддержки, в частности, отправки на Украину немалого количества военных советников, инженеров, инструкторов и тому прочего. И весь этот персонал окажется, по сути, в зоне боевых действий. Для обеспечения его безопасности может потребоваться и развертывание на Украине определённого контингента немецких войск. Иначе говоря, это прямой путь втягивания Германии в украинскую войну, которая в любой момент может стать украино-российской. 
Но такое развитие событий интересам большой германской политики полностью противоречит. И здесь необходимо очень чётко расставить точки над «i». 

Немцы действительно в своё время, наряду с США, активно поддержали украинский переворот. Это не означает, что стратегические цели Берлина и Вашингтона полностью совпадали тогда и, тем более, они вряд ли совпадают теперь. Но тогда это был действительно момент совпадения их конъюнктурных интересов. 
Немцы стремились, таким образом, не допустить образования на пространстве бывшего СССР мощного межгосударственного политико-экономического объединения, которое могло бы стать противовесом Европейскому союзу, где доминировала та же Германия. И даже со временем негативно повлиять на стабильность и конкурентоспособность ЕС. Отрыв Украины от остальной России нарушал планы Москвы по наращиванию евразийской интеграции и потому, с точки зрения Германии, был абсолютно целесообразным. 
Таковым для Берлина он остаётся и сегодня. Именно поэтому Франк-Вальтер Штайнмайер, независимо от того, что он сам думает по этому поводу и терзают ли его угрызения совести, обвиняет Россию во всех грехах, ибо это соответствует корыстным интересам самой Германии. 
Однако на этом пункте момент совпадения американских и германских геополитических устремлений заканчивается. Дальше начинаются сплошные расхождения. 
Во-первых, для США Россия не имеет существенного экономического значения, что полностью развязывает Америке руки в отношении нашей страны. Для Германии всё строго наоборот – Россия один из крупных экономических и ключевой энергетический партнёр. 
Соответственно, если Вашингтон может строить свою геополитику полностью в обход или даже против России, то Германия в этом категорически не заинтересована. Поэтому в Берлине вряд ли когда-нибудь поддержат стратегическую линию США, направленную на полное устранение России из глобальной политики. Хотя бы потому, что отдают себе отчёт в том, что следующим шагом станет подчинение американским интересам оставшегося в одиночестве Китая. А такая перспектива интересам Евросоюза во главе с Германией противоречит от слова совсем. Немцы отнюдь не в восторге от таких геополитических перспектив, при реализации которых основной экономический партнёр ЕС (читай Германии) – Китай станет безропотным вассалом их главного американского конкурента. 

Отсюда тот геополитический шпагат, который сегодня присущ германской внешней политике. Каковая, с одной стороны, по-прежнему крайне заинтересована в консервации отрыва Украины от РФ, что укрепляет немецкие позиции в Европе за счёт России. 
Но с другой стороны, Берлин категорически не желает идти дальше по тому пути, которым явно намерены следовать США – к окончательному подавлению России. Немцы уже имеют печальный опыт насаждения проамериканских вассальных режимов в Восточной Европе, типа Польши, которая уже попортила им немало крови. И они совершенно не заинтересованы в том, чтобы гегемония США распространилась на всё постсоветское пространство. 
Иначе говоря, геополитическая картина мира, соответствующая немецким интересам, очень сильно отличается от той, которую сегодня продвигают англосаксы. Соответственно, Штайнмайер ратует за удержание Украины в отрыве от России, в то время как канцлер ФРГ Олаф Шольц едет в Москву, где наверняка будет обсуждать тему формирования глобального миропорядка с участием России, которая для Берлина, в отличие от Вашингтона, остаётся одним из незаменимых краеугольных камней здания мировой геополитики.
 

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 156