«Давайте вместе любить Россию!»

Эти слова своего друга, народного артиста России Александра Михайлова поэт, композитор, актёр, кавалер ордена «За верность долгу», заслуженный артист и лауреат Государственной премии Республики Крым взял эпиграфом к своему поэтическому сборнику «Мы вернёмся, Россия», вышедшему в симферопольском издательстве «Доля» в 2013 году. Предисловие к нему написал народный артист СССР Василий Лановой, подчеркнувший актуальность произведений поэта, многие из которых включал в свои программы: «Он откликается на значимые события дня – и в стихах, и в песнях, и в рассказах».
Так оно и есть. На события радостные и горестные. Светлые и тёмные. Всегда точно выбранными словами, за которыми – знание истории, боль, гнев, гордость, восторг, сопереживание, неравнодушие. Его чувства всегда пылают, но не захлёстывают разум. Его стихи «Гимн славянского единства», «Севастопольцы, братья мои»», «Хулителям России», «Пока мы живы – память не умрёт», «Мы – русские!» тонули в овациях в те годы, когда Крым ещё не воссоединился с Россией, в разных городах не только России, но и Украины, Белоруссии и Прибалтики. Такая же реакции на них была и в странах дальнего зарубежья, потому что для живущих там соотечественников страна, над которой сияют кремлёвские звёзды, навсегда – Родина, куда бы ни забросила судьба. 


Лановой и Фролов после совместного концерта

Задолго до «Крымской весны» он выразил уверенность: «Мы вернёмся, Россия, / Под твои вековые крыла. / От свободы своей обессилев, / Что обчистила нас догола». И это: «Продажным политикам, жаждущим власти, / Забывшим про совесть и срам, / И землю единую рвущим на части, / Всевышний воздаст по делам». И это: «Убогие правители страны, / Пока ещё не ставшей государством, / Вы гибельно, чудовищно больны / Гордыней, вероломством и коварством», «С отточенным садизмом палача / Удавку нам готовите сурово. / Вам хочется заставить нас молчать, / Чтоб расцветала ваша “ридна мова”». 
Под этими словами готовы были подписаться тысячи людей, которых волновали такие же мысли и чувства. 
Крымчан пытались заставить забыть родной язык, родную культуру, но они верили, что победа за теми, для кого нет слов и чувств дороже этих: «Родина, честь, достоинство». Эти слова и чувства питали и питают творчество Константина Фролова, перо которого – тоже оружие. Бескровное, но меткое. И задача этого оружия не отнимать жизнь, а напоминать, как она хрупка, как ценна и прекрасна, когда в ней нет места вражде.

Я чувствую эту трясину
С амвона своей седины.
Всевышний, спаси Украину
От лютой гражданской войны.
Тут Запад с улыбкой вампира
Уже не стоит за ценой!
Европа устала от мира
И нагло грозится войной.
Когда, прорывая плотины,
К нам нечисть ползёт на порог,
Для русского сердца едины
Два слова – Россия и Бог.
От ненависти и от боли,
От жажды одной – убивать
Спаси нас, Россия. Ведь боле
Нам не на кого уповать!
Упование закончилось ликованием.

«Мы вернулись!» – это восклицание на обложке двухтомника избранных стихов, написанных Фроловым в разное время.
Константин сделал первые презентации сборника не только в Крыму но там, где родился будущий член Союза писателей России – в Новохопёрске Воронежской области, жители которого давно присвоили ему звание Почётного гражданина муниципального района за вклад в развитие русской культуры и искусства. Глава администрации района Виктор Петров выразил общее мнение: «Встреча с творчеством Константина Фролова – всегда праздник, всегда событие, всегда открытие. И прежде всего – открытие самих себя.

Оказывается, мы не разлюбили хорошую песню и красивый романс. Оказывается, мы умеем, затаив дыхание, слушать стихи и прозу. И радоваться тому, что никуда не исчез наш великий русский язык, в котором, оказывается, так много слов, а в них – так много смысла. Его стихи обо всём настоящем – о настоящей дружбе, о настоящей любви. О любви к России – тоже настоящей, смелой и открытой. Его стихи – о настоящей истории нашего Отечества, в её малоизвестных, но таких пронзительных эпизодах в судьбах людей». Очень точные, искренние слова, отражающие суть творчества Константина Фролова.
Первый раздел двухтомника «История страны» открывается признанием «Я славянин»:

Я славянин, и Бог мой – Русь моя.
В её лугах я бегал босиком,
Любовь к земле, как и любовь к друзьям
Вбирая с материнским молоком.
Умру, но через миллионы дней
Вновь повторюсь в упругости крови,
Переполняя жилы сыновей
Непостижимым таинством любви.

Это ли не образец патриотической лирики, лирического патриотизма?
Вот написанное в 2009 году, когда горячие украинские головы рьяно пытались вытравить в Крыму русский язык:

Наш Великий Язык драгоценнее прочих наследий!
Это парус на мачте и дующий в спину зюйд-вест!
Из томов словарей и бесчисленных энциклопедий
Можно запросто соорудить не один Эверест!

Но когда вместо шумных каскадов и брызг водопада
Остаётся в наследство гнилой, полувысохший ров –
Скудоумье Народ превращает в послушное стадо,
А людей, не желающих мыслить, – в ничтожных рабов!

Так не дайте ж иссякнуть ключу в годы смут и брожений!
Не позвольте ничтожествам храм языка разорить!..
А иначе, друзья, вы достойны любых унижений,
Если вам всё равно, на каком языке говорить.

Перелистывая сборники стихов, вместе с поэтом мы отправляемся в виртуальные путешествия в дальние страны, которые он совершил, покоряя на деле, а не в воображении, морские и небесные просторы, горные вершины. Сибирь, Принцевы острова, сиятельный Босфор, Египет, Индию, Гималаи, Арктику, шведский и итальянский походы, германский вояж… И после каждой поездки:

Я стал богаче на одну страну,
Её язык, историю, искусство.
Живя в её чарующем плену,
Я сдал экзамен письменно и устно.

Меняя поезда и корабли, он «метит территорию свою стихами и зарубками на сердце». Путешествия открывают не только новые миры, но и возможность постичь самого себя:

Только тут понимаю я вдруг –
На чужбине и мёд, что касторка!
Мне милей даже чёрствая корка
Из твоих обожаемых рук.

Он часто вспоминает свои успешные гастроли в разных странах, в том числе в Скандинавии, куда был приглашён шведско-русским культурным обществом «Ладья» вместе с супругой Верой, актрисой созданного Фроловыми дуэтного театра «Улыбка Пьеро». Показанная ими программа представителям русской диаспоры и шведам, интересующимся русской культурой, изучающим русский язык, каждый раз заканчивалась шквалом аплодисментов.
– В тот первый свой приезд в Швецию, я написал песню со словами: «…И пронзительно будут звонить православные храмы, посылая российской земле свой прощальный привет», – вспоминает Константин. – Мне тогда с грустью сказали, что в Стокгольме нет православных храмов. А я ответил: «Будут». Как в воду глядел: через три года в столице Швеции появился первый православный храм в честь святых Константина и Елены. Ему уже десять лет, и нам посчастливилось побывать в нём на праздничной службе.

Улыбкой Фортуны называет поэт свой дар, знакомство и дружбу с выдающимися людьми, среди которых космонавт Юрий Лончаков, командир комического пилотируемого корабля «Союз ТМА 13». Его он провожал в полёт на Байконуре. Вместе с ним улетали американский астронавт – русский по происхождению – Майкл Финк и шестой по счёту космический турист Ричарда Герриота, сын американского астронавта Оуэна Герриота. Интернациональный экипаж слушал в полёте песни Константина. 
– Один из подарков судьбы – многолетняя дружба с Андреем Ростоцким, – признаётся Константин. – Мы познакомились в Крыму, куда известный актер, режиссёр, близкий мне по духу человек приезжал с выступлениями. Всю ночь проговорили и стали друзьями на многие годы с ним, с его командой актёров и каскадёров. Я стал писать песни для его картин, сниматься в них. Много лет дружил с Юрием Богатиковым, с Михаилом Пуговкиным, был знаком с Алексеем Баталовым. Я не ощущаю пустоту после их ухода, Души их продолжают согревать и вдохновлять. Ничто на земле не проходит бесследно. Надеюсь, Фортуна ещё не раз улыбнётся мне.
Конечно, улыбнётся, ведь эта капризная дама выбирает именно таких: талантливых, неугомонных, рисковых, пишущих стихи и сочиняющих музыку не за столом в тёплом уютном кабинете, а у костра, в перерывах между полётами, во время путешествий по земле и по морю. 

 
Фролов. На лихом коне на Бородинском поле

Не только вдохновение отправляет его в полёт на крыльях благосклонной судьбы. Помечтав «Когда б Господь послал мне два крыла, / Меня бы эта сила подняла / И унесла в безоблачную высь, / Взглянуть на мир, где все мы родились», поднялся в небо. 
– Сначала освоил планёр, затем Як 52, Як 18Т, Ан 2, – рассказывает неугомонный Фролов. – Потом купил мотор, модернизировал его и летаю теперь на собственном мотопараплане. Благодаря военному летчику Василию Чечельницкому, который в Николаеве в лётном центре тренировал будущих пилотов, я научился управлять боевым самолетом дальней авиации, ТУ 22 М3, бомбардировщиком СУ 24, огромным транспортным четырёхмоторным ИЛ 76.
Он не распял свою мечту житейскими делами. Она приобрела реальные зримые черты. Он живёт от взлёта до посадки и тоскует, если не рискует, но мастерством оправдывает риск. Мастерством во всём. И благосклонная судьба подставляет ему свои крылья, помогая раскрывать Богом данные таланты.
Среди многочисленных увлечений Константина – съёмки фильмов. Его авторские киноленты «Когда б Господь послал мне два крыла», «В поисках ветра» и «Гималайский спасатель» отмечены призами Международного Ялтинского телекинофорума «Вместе» и дипломами VII Международного фестиваля горных, приключенческих и экстремальных фильмов «Вертикаль» – «За творческие открытия в экстремальном кинематографе». Сериал «Сармат», на титрах каждой серии которого звучит песня Фролова «На дальнем берегу», получил премию Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл».
На престижном Всероссийском конкурсе «Романс – XXI век», где Константин исполнил свой романс «Вчера я не посмел», написанный для авторского спектакля «Намерен вас атаковать!» – о подвиге легендарного брига «Меркурий» и его капитана Александра Казарского по роману севастопольской писательницы Валентины Фроловой, Константин получил диплом лауреата и приз зрительских симпатий.


Константин Фролов и его Муза

Ещё одно лауреатское звание и приз зрительских симпатий – за спектакль, посвящённый последней любви Колчака Анне Тимирёвой, «Мой ангел Анна» дуэтного театра Константина и Веры Фроловых «Улыбка Пьеро» на Международных фестивалях «Добрый театр» и «Русская классика».
Не случайно членом Союза писателей России Константин Фролов стал, будучи ещё гражданином Украины. По паспорту, не по душе.
В творчество Константина Фролова вместилось многое, но на первом плане – тема Родины, России. Она в стихах, которые слушают стоя: «Гимн Севастополя 1854 55 гг.», «Гимн славянского единства», «Мы русские!». И всё написанное им после победной «Крымской весны», восстановившей историческую справедливость, о которой так мечтали крымчане все годы оторванности от Родины. 

Каждое его стихотворение – это позиция. Жизненная. Философская. Откликнулся он серией стихотворений и на последние события.

Враг о победе не устал мечтать.
Ему бы помнить привило святое:
Россия может на колени встать,
Но чтобы помолиться перед боем!
Затеяна нечестная игра.
Но мы сильны! А это очень важно!
Защитникам Отечества – ура!
Два кратких, третий – с чувством и протяжно!
 

Душа поэта все последние годы болела за взрослых и детей, русских и украинцев, оказавшихся на территориях, которые обстреливали украинские войска. 
– Кто бы мог подумать, что славяне пойдут на такую дикость, – недоумевал Константин. – Понятно, что это не воля народа, а приказ захвативших власть в стране и решивших, что они вершители судеб. Но верна пословица: сколько верёвочке не виться, а конец будет.

Мы долго терпели. Свидетелем – Бог!
Но вы преступили запретный порог,
И вместо того, чтобы притормозить, 
Нам ядерной бомбою стали грозить
В надежде на ярость безумных атак
Вас пичкал оружием западный враг!
Чтоб мир и спокойствие не подорвать,
Нельзя обезьяне гранату давать!
Поэтому всё с оружейным стволом,
Весь флот, авиацию – в металлолом!

В эти дни он не может ни думать, ни писать о чём-то другом. Лирика на время отступила. А мне вспомнилось его стихотворение «Карпаты»:

Здесь на окна не ставят решёток,
Из камней не возводят оград.
И народ добродушен и кроток
И гостям любознательным рад…
Здесь живут и Всевышнего славят, 
Кроткий дух укрепляя в посте.
Здесь на окна решёток не ставят,
Сохраняя сердца в чистоте.

Эти строки родились в 2009 году в селе Квасы Раховского района Закарпатской области любящим сердцем в минуты умиротворения. Теперь его сердце кровоточит.

Его стихи просты по форме, глубоки и точны по содержанию. Легко запоминаются и ложатся на душу. Как эти, обращённые ко всем и каждому строки:

Когда же русских создавал Господь,
Он бросил в глину Совести щепоть,
Чтобы, как маяк, зовущий впереди,
Твердила: «Не убей! Не укради! 
Гордыню на смирение смени!
Поверивших в тебя не обмани!
Последнее голодным отдавай!
Не гневайся! Не трусь! Не предавай!
Не верь низкопоклонникам-льстецам!
Не потакай невежам и глупцам!
 Не омрачай обидою чело –
Лишь слабый бесконечно помнит зло!
Соблазном сладким душу не губя,
Люби Отчизну больше, чем себя!

Справедливы слова: глаза – зеркало души. Душа Константина Фролова так же чиста, как его взгляд. А ещё она честна, пряма, бескомпромиссна и принципиальна. Такой она перетекает в его стихи и песни. И в лирические, и в гражданские, патриотические. 

5
1
Средняя оценка: 2.8375
Проголосовало: 160