Двуглавый орёл: к 165-летию последнего герба Российской империи

11 апреля (23 по новому стилю) 1857 года император Александр II своим Указом ввёл новый вариант российского герба, который стал символом империи вплоть до прекращения её существования. 

На самом деле двуглавый орёл – основной геральдический элемент упомянутого герба – имеет куда более древнюю историю, восходящую ещё к древнешумерскому царству. Неудивительно, что ныне геральдисты насчитывают минимум несколько десятков гербов современных и исчезнувших стран, а также государственных образований помельче, в которых фигурирует двуглавая царственная птица. Особенно любили её европейские аристократы немецкого происхождения, кроме самого известного герба Австро-Венгрии такой орёл присутствовал и в символах многих германских королевств и княжеств.
Одна из гипотез относительно причин включения двуглавого орла в державную символику Иваном III в конце XV века состоит в том, что Великий Князь Московский получил его в качестве приданого своей жены, Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, имевшего похожий герб. 
С конца XV века двуглавый орёл прочно вошёл в государственную геральдику Московского царства. И официально упоминается в качестве именно герба в Указе царя Алексея Михайловича в 1667 году, хотя фактически использовался в таком качестве и много раньше.
Тем не менее, 23 апреля 1857 года – не просто очередная дата дореволюционного российского «герботворчества». В этот день империя получила последнюю «модификацию» своего герба, просуществовавшую до конца её существования и даже немного далее – двуглавый орёл, правда уже без трёх корон и скипетра с державой, использовался в 1917 году ещё и Временным правительством.

Кроме того усилиями квалифицированной геральдической комиссии под руководством признанного авторитета в этой сфере, барона Бернгарда Кёне, готовившей проект императорского Указа, Россия наконец получила целых 3 варианта своего герба – Большой, Средний и Малый. Именно последний из них больше всего напоминает современный герб РФ, остальные гораздо более сложны по составу, и двуглавый орёл с иконой Георгия Победоносца на груди слегка теряется в обрамлении гербов отдельных регионов империи, а также других геральдических элементов.
Тем самым Александр II осуществил замысел ещё своего деда, императора Павла I, как раз и хотевшего узаконить три версии российского герба со своими дополнениями. Но у Павла Петровича с этим не сложилось, он пал жертвой «апоплексического удара табакеркой» (как тогда мрачно шутили петербургские острословы), заговора столичной знати при участии собственного сына, будущего Александра I.
Российский герб, при общей незыблемости основных элементов (того же двуглавого орла, иконы св. Георгия Победоносца) на протяжении веков подвергался достаточно частым модификациям. Так, крылья орла становились то сложенными, то раскрытыми, менялось число корон над его главами (их было и 2, и 3), варьировало порой и толкование этого символа. Например, «двуглавость» – её относили и к обращённости страны на Восток и на Запад, и к идущей от Византии теории симфонии светской и духовной власти, их сотрудничества во имя осуществления высшей цели на основе христианского вероучения. И хотя после церковной реформы Петра I (упразднившего не только патриаршество в РПЦ в пользу полностью подконтрольного царю Синода, но и в принципе любую церковную автономию) видеть во второй главе державного орла символ Церкви было уже не очень логично, но перерисовывать царственную птицу не стали. 

Достаточно распространённое утверждение о том, что в 1993 году президент Ельцин восстановил дореволюционный герб, верно лишь отчасти. Поскольку тот геральдический символ имеет к Российской империи, прекратившей своё существование после революции, лишь чисто историческое отношение. Реальная схожесть видна с гербом Московского царства до петровских реформ.
На последнем гербе Российской империи были помещены символы самых важных регионов страны. На правом крыле орла располагались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического, Киева, Владимира и Новгорода, на левом – щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
После распада СССР из перечня дореволюционных «малых гербовых щитов» только и остались, что Казань, Астрахань и Сибирь, да ещё Владимир и Новгород. Остальное было утрачено в мгновенье ока, а бывшая «шестая часть суши» сжалась до размеров середины XVII века. Так что оформление современного российского герба на основе образцов именно допетровских времён – вполне логичное решение.

Возможно, именно в силу вышеописанных причин герб с двуглавым орлом так и не смог занять в полной мере место прежнего герба СССР – с серпом и молотом на фоне восходящего солнца и пшеничными колосьями. Слишком уж мало было достижений в стране в эпоху его введения, справедливо названной «лихими девяностыми». Неудивительно, что довольно скоро двуглавого орла в сфере государственной символики дополнили мелодией советского гимна (пусть и с новыми словами), а в Вооружённых Силах многие символы так и остались неизменными. Да и в обществе дореволюционному орлу скорее просто воздают должное как официальному гербу государства. В то время как куда более востребованными в общественном патриотическом сознании являются совсем другие символы. 
Так, в медиапространстве – и в РФ, и за рубежом – Россия чаще всего изображается в виде медведя. Сильного зверя, могущим быть добродушным любителем мёда и ягод. Но в случае нападения на него стоит поберечься даже такому хищнику, как уссурийский тигр, не говоря уже о волке! А тем более всякому «шакалью» или тем же «гиенам Европы», как метко охарактеризовал поляков ещё в 1938 году Уинстон Черчилль. Да и американскому орлу в схватку с косолапым лучше не лезть, ограничившись царственным статусом среди пернатой мелочи и некрупных четвероногих. 
А потому именно образ медведя ныне и преобладает в медиасфере в отношении России и русских. И в его добром образе, идущем от обаятельного олимпийского Мишки, и в образе боевом, где разъярённый хозяин леса вступает в ожесточённую схватку с американским орлом и его приспешниками. 

Безусловно, двуглавый орел по праву занимает важное место в истории государственной символики России. Но чтобы он занял сравнимое с дореволюционным место и в общественном сознании, необходимы и достижения, сравнимые с дореволюционным собиранием земель, и рост геополитического могущества страны. А всё это зависит от исхода разворачивающихся на наших глазах процессов на территориях, когда-то находившихся под сенью крыльев российского двуглавого орла…

5
1
Средняя оценка: 2.83673
Проголосовало: 147