Кричащие тротуары Буэнос-Айреса

Всех туристов, приезжающих в Буэнос-Айрес, предупреждают:
– Будьте внимательны, уважаемые гости аргентинской столицы, с преступностью на наших улицах! У вас могут вырвать из рук кошелёк, телефон, сумку или кинокамеру… Смотрите по сторонам, пожалуйста!
Вот туристы, впрочем, как и все жители Буэнос-Айреса, и смотрят по сторонам.
Но лично для меня столичные тротуары представляют бОльшую опасность, чем все уличные воришки вместе взятые.
Дело в том, что в Буэнос-Айресе, на тротуарах, во многих местах отсутствуют плитки, или они очень сильно шатаются, или между ними есть высокие выступы.
Вот и получается, что идёт турист, наблюдая за местными достопримечательностями. Смотрит, как ему рекомендовали, по сторонам, чтобы не остаться без кошелька или телефона, и ногой ступает в неглубокую пустоту и падает… Бывает, что очень сильно – с травмами рук и ног.
А ещё, рано утром, столичные портерос (консьержи) обильно поливают тротуары, изображая их тщательное мытьё. Вода попадает во вместительные пустоты под шатающимися тротуарными плитками.
Появляются пешеходы… И вскоре кто-то из них обязательно наступает на одну из неустойчиво лежащих плиток. Фонтан вонючей и жидкой грязи с громким чавканьем вылетает из-под неё и обливает несчастного человека.
Сколько проклятий в адрес городских властей и портеро тогда можно услышать! На всех языках мира!
У пострадавшего вся одежда в огромных пятнах грязи, имеющей к тому же очень неприятный запах.
Настроение у бедняги испорчено на целый день.
Но бывает ещё хуже! Это когда ты идёшь, смотря по сторонам и на тротуар, а из-под ноги встречного пешехода вылетает грязный «плевок» и плюхается прямо тебе в лицо!
Тогда ты уже скрипишь зубами от гнева и бессилия что-то изменить.
Но есть на столичных тротуарах и памятные плитки, которые «кричат». «Кричат» о судьбе тех людей, которые стояли этом месте несколько десятилетий назад и пропали без вести.
Кто-то из них пришёл сюда на свидание с любимой, а кто-то ожидал автобус… Подъезжал автомобиль, из него выходили несколько крепких мужчин и, насильно посадив человека в него, уезжали. Происходило всё это за считанные секунды.
Похищенные исчезли навсегда. О том, что они когда-то жили, а затем пропали, и «кричат» эти тротуарные плитки.

   

Следует остановиться и прочитать надписи на них. Они, как правило, стандартны.
«Здесь был (была или были) похищен, дата, имя и фамилия. Активист движения (его наименование), а затем пропал без вести во время последней военно-гражданской диктатуры, проводившей политику государственного терроризма. (24.03.76 – 10.12.83)».
«В этом доме жил (жила, жили) имя, фамилия. Активист движения (его наименование), а затем пропал без вести во время последней военно-гражданской диктатуры, проводившей политику государственного терроризма (24.03.76 -10.12.83)».
«В этом здании работал (работала, работали) активист движения (его наименование), а затем пропал без вести во время последней военно-гражданской диктатуры, проводившей политику государственного терроризма (24.03.76 – 10.12.83)».
24 марта 1976 года высшие офицеры Сухопутных войск, ВМФ и ВВС Аргентины в результате переворота отстранили от власти законно избранного президента Марию Эстелу Мартинес де Перон (третья жена Х.Д. Перона) и пришли к власти.
В Аргентине было объявлено осадное положение и действие законов военного времени.

Военно-гражданская хунта прекратила деятельность Парламента и запретила любую политическую деятельность. Были ликвидированы профсоюзы и установлена жесточайшая цензура средств массовой информации. Для оппозиционеров предусматривалась смертная казнь.
В стране было создано несколько десятков тайных тюрем, куда доставлялись похищенные противники режима. Здесь их пытали, а затем казнили. Некоторых, живыми, с самолётов сбрасывали в реку Ла Плата или Атлантический океан.
10 декабря 1983 года в Аргентине прошли демократические выборы, а через пять дней, 15 декабря 1983 года, президент Рауль Альфонсин подписал декрет о расследовании преступлений военно-гражданской хунты и подрывных организаций в период с 24 марта 1976 года до 10 декабря 1983 года.
Согласно этому декрету была создана специальная комиссия в количестве 15 человек. Возглавил её известный писатель Эрнесто Сабадо.
Через год работы комиссия предоставила судебным властям документ из 50 000 страниц о преступлениях военно-гражданской хунты. Тогда же был опубликован первый список пропавших без вести. Их оказалось 8960 человек.
После уточнений, через несколько лет, эта цифра возросла на несколько десятков пропавших без вести. Но очень многие, как политические деятели страны, так и простые граждане, утверждают, что число жертв последней военно-гражданской хунты составило 30 000 человек.
С начала 1990 годов в Буэнос-Айресе, по частной инициативе, стали укладывать тротуарные плитки с фамилиями и именами жертв политического геноцида.
В 2005 году в аргентинской столице была создана общественная организация «Городские районы за Память и Правосудие». Её члены активно работают по увековечиванию имён тех, кто пропал без вести в годы последней диктатуры.
Первую тротуарную плитку с именами и фамилиями 12 человек, похищенных 8.12.77, а затем пропавших без вести, они положили на тротуаре напротив церкви Санта Крус, улица Карлос Кальво 3121.
В 2002 году в Аргентине 24 марта был объявлен Днём Памяти, Истины и Справедливости.
Когда я вижу на тротуаре такую «кричащую» плитку, то никогда не наступаю на неё. Ведь это память о погибших, которые не имеют могил.

5
1
Средняя оценка: 2.9375
Проголосовало: 288