«Седой соловей» нашей Родины

25 апреля исполняется 115 лет со дня рождения этого «маршала советской песни», как назвал его Маршал Великой Победы Георгий Жуков. 

Мелодизм его песен неповторим и не сравним ни с чем. Он отрадным ладом ложится на сердце русского человека, даже когда этот лиризм драматичен. 

«Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Услышь меня, хорошая», «Матросские ночи», «Потому что мы пилоты», «Пора в путь-дорогу», «На лодке», «Ничего не говорила», «Где же вы теперь, друзья-однополчане...», «Подмосковные вечера», «Если бы парни всей земли», «Город над вольной Невой…» – вот песенные шедевры или, как сказали бы сегодня, советские мегахиты композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого, оставившего нам более 400 песен.

Песня В. Соловьёва-Седого на стихи Александра Чуркина «Вечер на рейде» (1941) стала
началом совместной работы «вокальных братьев», двух известных Владимиров – Бунчикова и Нечаева. Слова «Вечера на рейде» мы помним и нередко поём-подпеваем:

Споёмте, друзья, 
Ведь завтра в поход 
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, 
Пусть нам подпоёт 
Седой боевой капитан. 

Прощай, любимый город, 
Уходим завтра в море. 
И ранней порой 
Мелькнёт за кормой 
Знакомый платок голубой… 

История создания шедевра такова. В августе 1941 г. ленинградцев отправили в порт – убирать территорию и растаскивать брёвна. Среди работников были и артисты, в том числе Соловьёв-Седой и Чуркин. В заливе на рейде стоял корабль, с борта которого слышалась музыка. После трудового дня композитор сказал: «Чудный вечер. Стоит песни». Дома он тут же принялся за музыку, а поэт начал писать стихи. Через три дня песня «Вечер на рейде» была завершена. Однако, как порой бывает, в Доме композиторов песню не одобрили, потом ещё раз, и авторы её отложили. Лишь в марте 1942 г. Соловьёв-Седой, давая с театральной бригадой концерт в солдатской землянке, в конце представления спел эту песню, аккомпанируя себе на аккордеоне. При третьем повторе припева бойцы песню подхватили. За считанные дни она разлетелась по стране, сразу став народной. Это был небывалый случай: связисты передавали её по фронтам, а моряки выстукивали слова азбукой Морзе.

Вечер на рейде (1982). Ансамбль А. В. Александрова / Live, 1982

Важным событием в жизни композитор считал встречу с поэтом Алексеем Фатьяновым, с которым написал целый сонм, то есть более сорока чудесных песен, ставших любимыми у нашего народа. 

Одно лишь простое перечисление избранных шедевров, созданных этим тандемом, вызывает отрадные чувства. «На солнечной поляночке», «Соловьи» (обе 1942 г.) «Мы, друзья, перелётные птицы» («Первым делом – самолеты»), «Наш город» («Над Россиею небо синее»), обе 1945 г., «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (из сюиты «Возвращение солдата», 1947 г.), «Где ж ты мой сад?» (1948 г.). 

На окончание войны они написали трогательнейшую лирическую «Давно мы дома не были» (1945 г.); как оказалось, всевременную песню русского возвращения.

Горит свечи огарочек, 
Гремит недальний бой. 
Налей, дружок, по чарочке, 
По нашей фронтовой! 

Налей дружок по чарочке, 
По нашей фронтовой! 
Не тратя время попусту, 
Поговорим с тобой. 

Трогательные «ёлки и ёлочки» до слёз пронимают слушателя своей безыскусностью: 

Где ёлки осыпаются, 
Где ёлочки стоят, 
Который год красавицы 
Гуляют без ребят. 

Поначалу пелось «Зачем им зорьки ранние, Коль парни на войне, В Германии, в Германии, В проклятой стороне», затем, спустя годы, резкий эпитет был миролюбиво заменён на «далёкой». Но Бунчиков и Нечаев остались – в тех послевоенных ранних записях – с каноническим вариантом (сохранилась также впечатляющая запись как трио – с В. Невским).

Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев Давно мы дома не были

Многие и сейчас слышат голосами Бунчикова и Нечаева и песню «Солдат всегда солдат», которую написали в 1961-м фронтовики В. Соловьев-Седой и уроженец Луганска москвич М. Матусовский.

Произведения Соловьёва-Седого воодушевляли солдат на фронте в военные годы, а тружеников – в тылу. Песни звучали по Всесоюзному радио и в послевоенные годы практически ежедневно и стали неотменимой русской константой, вошли в духовный код многих поколений нашего народа. Великую песню «Соловьи» на стихи Фатьянова полководец Г. К. Жуков по силе воздействия резонно ставил в один ряд со «Священной войной». 

Есть весьма лиричная песня «Шумит под ветром Ладога», музыку к которой сочинил А. Фатьянов, а слова им написаны вместе с Павлом Шубиным. В интернете распространена запись, где эту песню исполняет сам Фатьянов, под собственный фортепианный аккомпанемент, а «звукооператором» выступает друг автора В. Соловьёв-Седой.

Существует и история о том, как после демобилизации в 1946 г. Фатьянов приехал в Одессу, «за неделю проникся атмосферой – будто родился и провёл там всю жизнь», и написал «Золотые огоньки» («В тумане скрылась милая Одесса») – одну из любимых одесситами песен, с музыкой Соловьёва-Седого. Её исполняли и Л. Утёсов (которому народ наивно приписывал авторство), и И. Виноградов, и другие.

 
Василий Соловьёв-Седой в Ленинграде 

В Музее песни ХХ века на родине Фатьянова в Вязниках посетителям рассказывают много интересного. Например, с улыбкой поведают вам про Соловьёва-Седого, который сначала познакомил Алексея с будущей женой Галиной, а потом крестил их дочь Алёну: обряд назывался сабантуем, и композитору надлежало непременно выпить шампанского из подаренного на крестины детского горшка.

А вот – «Услышь меня, хорошая», на слова Михаила Исаковского. 

Георг Отс «Услышь меня, хорошая» – Фильм «Солдат Иван Бровкин

Занятна история о том, как в 1945 г. мать будущего руководителя Большого детского хора Всесоюзного радио и ЦТ Виктора Попова привезла сына в Москву поступать в открывшееся годом раньше хоровое училище, где набор вёл сам знаменитый А. В. Свешников. На прослушивании мальчик спел жалобную «Девичью песню» В. Соловьёва-Седого на слова М. Исаковского, выводя чистым голосом «Я на свадьбу тебя приглашу, а на большее ты не рассчитывай...», чем немало позабавил приёмную комиссию.

Памятна нам и «Вечерняя песня» («Слушай, Ленинград!», 1963 г.) на слова А. Чуркина:

Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
….
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.

С этой поры огневой,
Где бы вы ни встретились со мной,
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.

Георг Отс «Слушай, Ленинград, я тебе пою...»

***

Сын дворника и горничной Василий Соловьёв, в будущем Народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий, Герой Социалистического Труда, секретарь Союза композиторов СССР (а затем и РСФСР) и депутат Верховного совета СССР, родился в столице Российской Империи Санкт-Петербурге в 1907 г.

Необычная, с аристократическим отсылом фамилия Соловьёв-Седой образовалась из детского дворового прозвища. За очень светлые волосы отец Васи Павел Павлович в шутку называл сына «седеньким», а потом и дворовые мальчишки подхватили прозвище «Седой». Сам же композитор отнесётся к себе с легкой иронией, а свои сочинения иногда станет подписывать шутливо, ещё одним прозвищем – нотными знаками «Фа-си-ля Си-до» (Василий Седой).

Отец был главным дореволюционным дворником Невского проспекта, тогда это была уважаемая и значимая должность. Жена его – Анна Фёдоровна – работала горничной у певицы Анастасии Вяльцевой, именовавшейся «Русская золушка», поскольку ранее тоже была горничной. Она исполняла романсы, оперетты, и вообще была одной из самых известных и богатых артисток своего времени. Анне Соловьёвой в благодарность Вяльцева подарила граммофон и пластинки со своими записями, и маленький Вася рос, слушая романсы в исполнении одной из лучших певиц того времени.

Василий упросил родителей купить балалайку, сам освоил её, а потом и гитару. 
Из своих двенадцатилетних ровесников Василий организовал дворовое струнное трио, которое приходили слушать со всей округи – мальчишки играли прямо в подъезде дома, в котором жили – по адресу Старо-Невский проспект, 139. Сосед-виолончелист водил Васю в Мариинский театр на оперы. 

В годы разрухи после гражданской войны Соловьёв работал уборщиком в кинотеатре, где ему разрешили играть на разбитом пианино. Инструмент Соловьёв освоил сам, и его, самоучку, окончившего лишь трудовую школу, пригласили работать тапёром и даже музыкантом на радио. Композитор Алексей Животов посоветовал Василию получить музыкальное образование.

В Ленинградский центральный музыкальный техникум Соловьёв поступил в 22 года, уже имея немалый опыт пианиста. Потом была консерватория, в год окончания которой он получил премии за произведения «Парад» на слова Гитовича и «Песня о Ленинграде» на слова Рывиной. Ещё через четыре года в Ленинграде и Москве был поставлен его балет «Тарас Бульба». Рассказывают, что Соловьёв-Седой музыку писал «запоем». А всего в 1930-х он написал несколько сотен произведений. Его песни исполняли тогдашние звёзды Ирма Яунзем и Леонид Утёсов.

С началом Великой Отечественной войны Соловьёва-Седого с женой и дочерью эвакуировали вместе с труппой Малого оперного театра. Он сразу организовал ансамбль для выступлений на фронтах. Его фронтовая бригада «Ястребок» выступала в 1941 г. на ржевском направлении, где шли тяжёлые бои. Всю войну Соловьёв-Седой выступал на фронтах, продолжая писать песни, в частности, это «Потому что мы пилоты», к фильму «Небесный тихоход». Уже в 1943 г. композитор был удостоен главной премии страны – Сталинской.


Марк Бернес и Василий Соловьёв-Седой за работой над песней

А в 1956 г. появилась песня «Подмосковные вечера» на стихи Михаила Матусовского. Сам композитор считал её всего лишь «неплохой» и удивился, что её выбрали одной из пяти песен для документального фильма «В дни Спартакиады» – о Первой летней Спартакиаде народов СССР. Однако с песней произошла курьёзная история.

Музыкант предложил «Центрнаучфильму» одну из своих композиций, но получил такой ответ: «Уважаемый Василий Павлович, мы послушали вашу лирическую песню и, говоря откровенно, не узнали вашего таланта. Вы, автор таких прекрасных песен, на этот раз написали вяловатую лирическую песенку, и мы не уверены, стоит ли её вообще включать в фильм…»

Но «Подмосковные вечера» всё же начнут своё задушевное повсеместное проникновение, станут «визитной карточкой» СССР и попадут в Книгу рекордов Гиннеса как песня, наиболее часто исполняемая во всём мире. 

Подмосковные Вечера – Георг Отс

Сначала песня получила первую премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 г. А потом её исполняли многие певцы всего мира, в том числе француженка Мирей Матье, а англичанин Кенни Болл сделал джазовую аранжировку произведения. Помните эпизод в нашем любимом фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров», когда на экранчике маленького телевизора конца 1950-х играет на сцене Большого зала Московской консерватории американский фортепианный кудесник, любимец советской публики, победитель Первого международного конкурса Чайковского Ван Клиберн? Вот что он говорил и как проникновенно играл «Вечер на рейде»:

https://www.youtube.com/watch?v=CUh66J7oF3Q

В последние годы жизни увенчанный заслуженными почестями композитор тяжело болел. Но всё равно называл себя счастливым человеком и в профессии, и в личной жизни.
Дочь замечательного композитора Наталья не слышала песен отца – она была глухой, и став актрисой, работала в Московском театре мимики и жеста.

Василий Павлович Соловьёв-Седой ушёл из жизни 2 декабря 1979 г. в родном Ленинграде. Но мастер остался с нами в своих чудесных произведениях. Ведь это лучшие песни прошлых лет, люди до сих пор поют их как народные. Неудивительно, что и молодые исполнители всё чаще обращаются к песням Соловьёва-Седого.

5
1
Средняя оценка: 2.8626
Проголосовало: 131