Георгий Арутюнянц: он дожил до Победы
Георгий Арутюнянц: он дожил до Победы
В подпольной организации «Молодая гвардия» состояло около сотни парней и девушек. Но почти все они погибли в январе 1943-го года. До Дня Победы сумели дожить лишь несколько человек, среди них – Георгий Арутюнянц.
Георгий Арутюнянц родился 31 мая 1925 года. Его малой родиной является город Новочеркасск, что в Ростовской области. Происходил будущий молодогвардеец из армянской семьи. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в поселок Сорокино (с октября 1938 года – город Краснодон). В первый класс Жора пошел в местную школу №1 имени Горького. Учился он хорошо, учителя часто ставили парня в пример другим школьникам.
Георгию было шестнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Когда он узнал о страшном событии, поспешил к клубу, расположенному в центре Краснодона. Здесь же собрались и все его друзья. Немного посовещавшись, мальчишки решили, что нужно идти на фронт. О своем желании ребята сообщили Прокофию Приходько – секретарю райкома комсомола. Но мечте о фронте тогда не суждено было сбыться. Секретарь заявил, что они еще слишком юны и предложил им места среди ночных дежурных по городу. Но мальчишек это, конечно, не устроило.
В августе в Краснодоне появился военный госпиталь, под который переоборудовали одну из школ. Георгий вместе с друзьями начали помогать взрослым. А когда в город прибыл первый поезд с ранеными солдатами, парни грузили бойцов на носилки, относили в санитарные машины, а затем сопровождали по дороге в госпиталь. Та ночь навсегда отложилась в памяти парней. Именно тогда они впервые в своей жизни по-настоящему столкнулись с войной.
Первый фронтовой год не затронул Краснодон. Жизнь в ожидании войны не сломила мальчишек. Жора и его друзья продолжили учиться в школе, а в свободное время помогали ухаживать за ранеными солдатами в госпитале, разносили повестки мобилизованным, а также патрулировали город по ночам вместе с военными.
В июне 1942 года Георгий окончил школу. Линия фронта тем временем вплотную приблизилась к городу. Была объявлена эвакуация. Родители Жоры решили не искушать судьбу и попытались покинуть город. Но выбраться им не удалось. Немцы уже успели захватить дороги и близлежащие населенные пункты. В августе Арутюнянцы вернулись домой. Краснодон уже был оккупирован.
Георгий и его друзья твердо решили, что нужно оказать врагу сопротивление. Но как это сделать? У вчерашних школьников не было даже малейшего военного опыта. И они, словно слепые котята, начали действовать на ощупь. Интуиция их не подвела. Первым делом ребята решили, что нужно организовать подпольное сопротивление, поскольку шансов на победу в лобовой атаке у них нет. Парни не сомневались, что рано или поздно, но Краснодон будет освобожден. И нужно как можно сильнее терзать врага, в ожидании Красной армии.
Первое собрание юных подпольщиков произошло в доме Арутюнянца. На нем присутствовало всего четыре человека: сам Жора, Вася Левашов, Витя Третьякевич и Ваня Земнухов. Виктор как прирожденный лидер определил главные задачи подполья. Он прекрасно понимал, что нельзя ставить заранее невыполнимые цели, поэтому к этому вопросу подошел ответственно. Третьякевич предложил создать штаб, в который вошли все присутствующие. Комиссаром стал Виктор, Иван занял должность начальника штаба, Василию определили руководство центральной группы, а Жору назначили ответственным за сбор информации.
Вскоре парни узнали, что в Краснодоне и близлежащих поселках появилось несколько подпольных партизанских групп, которые отважились бросить вызов оккупантам. И спустя некоторое время они объединились в «Молодую гвардию».
Новость о появлении подпольной антифашистской организации быстро разлетелась не только по городу, но и по всему Краснодонскому району. И с каждым днем численность «Молодой гвардии» возрастала. Оказалось, что среди молодежи много парней и девушек, готовых рискнуть своими жизнями ради общего дела – победы над захватчиками.
***
Георгий, как и остальные молодогвардейцы, добывал вооружение и боеприпасы, собирал медикаменты, участвовал в диверсионных атаках на немецкие машины. Вместе с остальными юными партизанами парень спасал советских военнопленных и местных жителей от угона в Германию на каторжные работы. Кроме этого, он изготовлял, а затем и распространял агитационные листовки. Причем сначала тексты писались от руки. Но чуть позже в доме Арутюнянца была организована подпольная типография.
Яркая история «Молодой гвардии» закончилась быстро. Она вспыхнула и прогорела, словно спичка. Подпольщики слишком сильно уверовали в свои силы и перестали заботиться о безопасности. В самом начале января 1943 года начались первые аресты. Дела на фронте для немцев к тому времени складывались плохо, и они решили отомстить, расправившись с «Молодой гвардией».
На всеобщем собрании подпольщиков было принято решение: все партизаны должны как можно быстрее покинуть Краснодон. Но молодость и неопытность стали для ребят главными врагами. Лишь четырнадцать человек ушли из города. Остальные же – несколько десятков подпольщиков – были вскоре арестованы. Их допрашивали, пытали, после чего казни. Многие из молодогвардейцев закончили свою жизнь в шурфе шахты №5.
Но Георгий был одним из тех, кому удалось ускользнуть от полицаев и гестаповцев. В ночь с пятого на шестое января он вернулся в Краснодон. Узнал, что почти все подпольщики арестованы, и ушел. Арутюнянц обосновался у родственников в Новочеркасске. И пробыл там до середины февраля. А когда узнал, что город освобожден Красной армией, то вернулся. Произошло это в конце февраля.
Оставаться дома Георгий не мог. Он узнал о трагедии на шахте, зверских издевательствах, которым подверглись его боевые друзья. Парню хотелось отомстить.
***
В марте Георгий ушел на фронт. Он служил рядовым в отдельном батальоне автоматчиков 3-го Украинского фронта. В одном из сражений за Запорожье, парень чуть было не погиб. Его сильно ранило разрывной пулей. Долгое время он находился в госпитале и врачи не верили в благополучный исход. А родители Георгия даже получила «похоронку». Но… молодогвардеец выжил, выжил несмотря ни на что.
Арутюнянц хотел вернуться на фронт, но не получилось. «Верхи» решили, что ему стоит продолжить обучение. И вскоре Георгий поступил в Ленинградское артиллерийско-зенитное училище, которое было эвакуировано в Томск.
Георгий окончил училище с отличием. Обосновался в Ленинграде и стал комсоргом дивизиона. Из всех молодогвардейцев до конца войны дожили всего лишь восемь человек: Георгий Арутюнянц, Василий Левашов, Радий Юркин, Анатолий Лопухов, Михаил Шищенко, Валерия Борц, Нина и Ольга Иванцовы.
Жизнь Георгия Минаевича стала постепенно налаживаться. В 1948 году он женился, затем стал отцом. Сначала семейство жило в Ленинграде, затем в Киеве, а после – в Москве. В 1963 году Арутюнянц вместе с М. Новоселовым написал книгу «Иван Туркенич». В ней было подробно рассказано о зарождении подпольного движения в Краснодоне.
Георгий Минаевич окончил Военно-политическую академию в Москве, защитил диссертацию, дослужился до звания полковника, вместе с семьей переехал в свою первую собственную квартиру. Что касается работы, то он остался преподавателем в академии. Но не все было так хорошо у бывшего молодогвардейца, как могло показаться. Его здоровье, подорванное в военные годы, то и дело напоминало о себе. Но мужчина не сдавался. В 1972 году его пригласили для выступления на Центральное телевидение. После эфира Георгию Минаевичу резко стало плохо. Мужчину в экстренном порядке госпитализировали. Вердикт врачей был неутешительным: «обширный инфаркт». Медики заявили, что ему требуется основательно следить за своим здоровьем и оставить работу. Но Арутюнянц не захотел их слушать. Смерти он не боялся.
Георгий Минаевич вернулся в академию, стал преподавать, как и прежде. Встречался с журналистами, рассказывал о «Молодой гвардии». Вообще, он очень ревностно относился ко всему, что было связано с подпольной антифашистской организацией. Однажды в одной из газет была опубликована статья о молодогвардейцах. И в ней говорилось, что Виктор Третьякевич являлся «первым комиссаром». Георгий пришел в редакцию и заявил, что Виктор «был не первым и не вторым, а единственным комиссаром».
Но болезнь прогрессировала, справиться с ней Георгий Минаевич не сумел. Его не стало 26 апреля 1973 года. Похоронили бывшего молодогвардейца в Москве на Новодевичьем кладбище. Арутюнянц был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, а также медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.