«Час мужества пробил на наших часах»

9 августа на рубеже полуночи на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге состоялся грандиозный концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы», посвященный 80-й годовщине первого исполнения знаменитой 7-й Симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. 

Несмотря на позднее время, мы смотрели и слушали трансляцию телеканалов «Россия 1», «Россия-Культура» вместе с тысячами непосредственных слушателей – питерцев и гостей города, которые заполнили сквер перед зданием Биржи, многие пришли даже с маленькими детьми. Люди слушали концерт также на набережной и с речных трамвайчиков на Неве.

80 минут прошли на одном дыхании, хотя 7-я – это непростое слушание, не всегда получается справиться. Но в данном случае сочинение, ставшее гимном непокоренного города, прозвучало в прекрасном исполнении Всероссийского юношеского оркестра под управлением Юрия Башмета. Участвовало 127 музыкантов, включая местных. «Это премьера для оркестра, они это никогда не играли, – сказал журналистам перед концертом руководитель. – Главное, что это они запомнят на всю жизнь, их дети, внуки тоже». Мы тоже запомним.

Неугомонные меломаны порой дискутируют, в какой мере велика эта музыка. История же – уже сказала свое слово. И в этом духе концерт предварило видеообращение Владимира Путина, отметившего, что 7-я симфония Шостаковича и спустя многие десятилетия продолжает вызывать в новых поколениях очень сильные чувства.

Небольшая ремарка: 7-ю симфонию в США в 1942-1943 гг. исполнили 62 раза!

Кто-то усматривает в грандиозной теме Шостаковича «Нашествие» влияние «Болеро» Равеля. Автор этих строк склонен считать, что в отличие от игрового и в известном смысле механистичного, хотя и мегапопулярного опуса французского импрессиониста, воплощение циклической темы у Шостаковича приобретает воистину актуальное апокалиптическое звучание, это шествуют не только нацистские армады, а надвигается само нескончаемое Вселенское Зло, словно озвученное Откровением Иоанна Богослова.

Скажем слова признательности авторам идеи и устроителям проекта, сработавшим столь же результативно и впечатляюще, что и в предыдущий раз, когда утром 22 июня 2021 г. в московском Зарядье практически те же деятели культуры исполнили «Реквием» Кузьмы Бодрова на стихи Роберта Рождественского. 

В этот раз чтецов было меньше, что и понятно, ведь у автора симфонии их в партитуре нет вовсе, однако по дерзновенному замыслу сценариста и режиссера они прозвучали на фоне музыки – уместно, ненарочито, адекватно, лаконично. В своем амплуа была Светлана Крючкова, прочитавшая стихи Анны Ахматовой и Ольги Берггольц («Мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей»); был негромок и раздумчив Владимир Ильин с одухотворенной репликой Льва Толстого о необходимости объединения сил Добра; вполне неожиданно прозвучало, в исполнении Евгения Ткачука, обращенное в 1995 г. к Ленинграду-Петербургу стихотворение Бориса Рыжего «…Фонари – чья рука…», которое заканчивается строками: «...Дай с дождями рыдать на плече у тебя»; прочла стихи Берггольц давно удивляющая нас девочка Виталия Корниенко; а хриплый Алексей Гуськов выступил с фрагментами воспоминаний Карла Элиасберга, руководившего исполнением 7-й симфонии 80 лет назад (напомним, что именно актер Гуськов сыграл роль легендарного дирижера в недавнем фильме «Седьмая симфония»); вполне уместны в обоих проектах популярные телеведущие Дарья Златопольская и Андрей Малахов, в этот раз напомнившие о «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича; излишне сдержанным в чтении скрижального ахматовского «Мужества» показался Константин Хабенский.
 
Почетными гостями вечера стали ветераны Великой Отечественной войны, защитники и жители блокадного Ленинграда, труженики тыла. Замечательной находкой явился показ на фоне музыки их светлых лиц, кратких сюжетов о них и сопутствующих титров. Как и показ легендарного Большого зала филармонии в его современном виде. 

Телевизионщиков следует поблагодарить также за масштабность и величие показа. Ведь во время концерта горели факелы Ростральных колонн и даже на три часа раньше обычного был разведен Дворцовый мост, концерт сопровождался световым и визуальным шоу, специально для которого на стрелке Васильевского острова был размещен 871 прожектор. В кульминационные моменты симфонии зажигались факелы, расположенные у сцены. Концерт завершился салютом. И мы это всё услышали и увидели.

5
1
Средняя оценка: 3.31429
Проголосовало: 35