Доктрина ничем не ограниченной войны
Доктрина ничем не ограниченной войны
В американском новом мировом порядке, «основанном на правилах», не остаётся места каким-либо ограничениям для распространения и применения ядерного оружия.
Состоявшийся накануне визит министра обороны Японии Ясукадзу Хамада в США, где он провёл переговоры со своим американским коллегой Ллойдом Остином, представляет интерес, прежде всего как красноречивая иллюстрация дальнейшего дрейфа Соединенных Штатов в сторону от международного права и от сколько-нибудь предсказуемого поведения. Шеф Пентагона в ходе этого рандеву вполне ожидаемо выступил главным толкователем современной международной ситуации в том виде, в каком она видится с американского берега. Цитируем по официальному пресс-релизу министерства обороны США:
«Остин сказал, что Соединённые Штаты и Японию связывают узы дружбы и доверия. Две страны также разделяют общие интересы и веру в демократию. “Мы также разделяем видение свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона и основанного на правилах международного порядка, – сказал госсекретарь. – Но недавнее агрессивное поведение Китая и неспровоцированное вторжение России в Украину являются серьёзными вызовами этому видению”. Остин не стеснялся в выражениях, обсуждая угрозы в мире сегодня. “Давайте внесём ясность, принудительные действия Китая в Тайваньском проливе и водах, окружающих Японию, являются провокационными, дестабилизирующими и агрессивными”, – сказал он. “Наш ответ вместе с Японией и другими нашими союзниками и партнёрами был ответственным, устойчивым и решительным”. Остин подчеркнул приверженность Америки защите Японии, заявив, что она включает в себя “нашу приверженность надёжному и устойчивому расширенному сдерживанию, используя весь спектр наших обычных и ядерных возможностей”».
Прежде всего, бросается в глаза предельно чётко акцентированный заголовок этого правительственного пресс-релиза: «Лидеры оборонных ведомств США и Японии стремятся укрепить порядок, основанный на правилах».
Как известно, «порядок, основанный на правилах» является краеугольным камнем западной глобальной политики на протяжении уже нескольких лет. Причём в течение всего этого времени со стороны авторов этого словесного новообразования не было никаких сколько-нибудь достойных внимания попыток расшифровать его конкретное содержание. Вследствие чего указанный «порядок» и по сей день существует в виде туманных мантр и заклинаний, посредством которых Запад пытается подменить предельно отчётливое и выписанное в общепризнанных терминах и дефинициях международное право.
Мы напомнили об этом потому, что именно такая зыбкая почва стала основой для американо-японского взаимопонимания на этих переговорах.
Что же касается их конкретики, то иначе как зловещей и в этом смысле многообещающей её не назовёшь.
Фактически министр обороны США заявил, опять же в порядке отмены кодифицированного международного права, что Вашингтон отныне намерен делать акцент на силовых инструментах, в том числе и на ядерных, при разрешении конфликтных ситуаций на Дальнем Востоке. Тем самым, шеф Пентагона полностью опроверг дух и букву основополагающего документа, регулирующего отношения США и Японии в военной области. Этот действующий по сей день Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединёнными Штатами и Японией был подписан между этими странами в Вашингтоне 19 января 1960 года. В его статье первой чёрным по белому записано, что США и Япония обязуются воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения:
«Статья I
Стороны обязуются, как это предусмотрено в Уставе Организации Объединённых Наций, разрешать любые международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы международный мир, безопасность и справедливость не подвергались опасности, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, или любым другим способом, несовместимым с целями Организации Объединённых Наций. Стороны будут стремиться совместно с другими миролюбивыми странами укреплять Организацию Объединённых Наций, с тем чтобы её миссия по поддержанию международного мира и безопасности могла выполняться более эффективно».
Как видим, нынешние акценты Ллойда Остина, который всячески напирает на использование силовых рычагов так называемого «сдерживания» и при этом полностью игнорирует обязательства США по решению международных споров мирными средствами, являются красноречивым подтверждением на практическом уровне уже состоявшегося отхода США, как государства и мировой державы, от норм официального международного права, скреплённых подписями и печатями.
Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией 1960 г.
Между тем, «порядок, основанный на правилах» рассматривается в нынешних США как универсальная «норма», которая распространяется на весь мир. А вытекающий из этой «альтернативной логики» алгоритм практических действий одинаков для всех его точек приложения, в том числе и для России. Которая прямо обозначена в этом заявлении министра обороны США, наряду с Китаем, как агрессивная и враждебная сила.
А из этого следует, что США угрожают России применением ядерного оружия не только в случае прямого нападения на их собственную территорию, но также и в конфликтной ситуации между РФ и третьей страной, например, с той же Японией.
Это выглядит весьма зловещим прецедентом с учётом того, что между США и Японией нет никакого соглашения, которое предусматривало бы, подобно пятой статье Договора НАТО, автоматическое подключение США к совместной обороне с любой стороной членом альянса. Обязательства Вашингтона в отношении Токио выписаны в этой части весьма обтекаемо:
«СТАТЬЯ V
Каждая Сторона признаёт, что вооружённое нападение на любую из Сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасным для её собственного мира и безопасности, и заявляет, что она будет действовать для устранения общей опасности в соответствии со своими конституционными положениями и процессами. О любом таком вооружённом нападении и всех мерах, принятых в результате этого, немедленно сообщается Совету Безопасности Организации Объединённых Наций в соответствии с положениями статьи 51 Устава. Такие меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности».
В нынешних заявлениях официального Вашингтона ни о каких обращениях к Совбезу ООН, как к высшей инстанции для урегулирования международных кризисов, даже не упоминается.
Таким образом, на основании данного американо-японского прецедента, прямо вытекающего из «порядка, основанного на правилах» и с учётом универсальности этого «порядка», можем уверенно констатировать, что точно такого же облегчённого подхода в части распространения и применения ядерного оружия США придерживаются и в отношении всего остального мира. А это, в частности, означает, что при необходимости для себя спокойно пойдут и на расторжение Договора о нераспространении ядерного оружия, в том числе и в отношении тех стран, с которыми Соединённые Штаты не связаны какими-либо обязывающими международными соглашениями. В этом смысле японский прецедент открывает точно такие же возможности, например, для Восточной Европы или Украины.
Вашингтону ровно ничего не стоит в рамках всё той же философии глобального произвола, основанного на так называемых «правилах», заявить в отношении Украины нечто подобное тому, что только что прозвучало в спиче Ллойда Остина по адресу Японии:
«Остин подчеркнул приверженность Америки защите Японии, заявив, что она включает в себя “нашу приверженность надёжному и устойчивому расширенному сдерживанию, используя весь спектр наших обычных и ядерных возможностей”».
Таким образом, отсутствие у США договорных обязательств, либо напротив, их наличие, в случае с «порядком, основанного на правилах», перестаёт иметь какое-либо значение, равно как и вся система международного права. Именно поэтому нам категорически не следует исходить из того, что передача ядерного оружия Японии, европейским странам-членам НАТО или той же Украине, в том или ином его виде, в принципе невозможна, поскольку это запрещено международными договорами. Чихать в Вашингтоне хотели на эти договоры. Американский «новый порядок» их уж отменил.