Памятник тысячелетней истории Российского государства
Памятник тысячелетней истории Российского государства
Ровно 160 лет назад в центре новгородского кремля напротив Святой Софии – древнейшего собора, который стал символом русского православия и русской правды, – был торжественно открыт уникальный по тем временам памятник «Тысячелетие России». В мире другого такого нет. Он посвящен не одному человеку, не одному событию. Это многовековая история государства, народа.
Происходят порой такие события в жизни нашего Отечества, когда особенно важно быть сплоченными, едиными, готовыми жертвовать своим личным спокойствием и благополучием независимо от политических взглядов, веры, положения в обществе. И независимо от национальной принадлежности, потому что именно тогда, когда приходит беда, мы особенно явно ощущаем свою русскость, мы – это русские, татары, чеченцы, буряты и еще более 190 народностей, проживающих на территории нашего государства. Все мы – часть русского мира. И мы не перестаем ощущать эту русскость, даже если судьба закинула нас далеко от Родины, даже если исторически сложилось так, что мы оказались оторваны от российских территорий. Мы – русские и гордимся этим. Так же как гордились Багратион, Пушкин, Куинджи, Беллинсгаузен, Гоголь, Даль… В истории нашего государства возникало не мало моментов, которые проверяли русских людей на прочность. Всегда шакалы жадным взором поглядывали на нашу землю и использовали малейшую возможность, чтобы напакостить. И тогда русские вставали единой силой против врага, у которого уже не было шансов на победу. В такие времена нередко людей объединяют так называемые духовные скрепы, символы. Вот и 160 лет назад пришёл заказ на необходимость такой скрепы – единения русского народа.
Идея создания монумента возникла не на пустом месте. Ещё при Николае I начались разговоры о предстоящем праздновании тысячелетия России. В 1859 году Александр II поддержал идею создания памятника к юбилею. И она, эта идея, была грандиозной: поставить народный (!) памятник тысячелетней истории Российского государства, отразив 6 главных эпох российской истории. Первая – основание государства, вторая – введение христианства, третья – начало освобождения от татаро-монгольского ига, четвёртая – основание самодержавного русского царства, пятая – восстановление самодержавного царства, шестая – основание Российской империи. Согласитесь, задача перед амбициозными художниками была поставлена непростая. На конкурс были представлены 52 проекта как маститых, так и молодых мастеров. Почему же победила работа никому не известного двадцатитрёхлетнего художника? Может, потому что он не был скульптором и не мыслил стандартно, академично? В любом случае это было гениально. Имя творческого гения – Михаил Осипович Микешин. Идея Микешина – памятник, напоминающий одновременно шапку Мономаха как символ самодержавия и вечевой колокол как символ народности и вольной новгородской республики.
Михаил Осипович Микешин
Ещё до рождения памятника и потом, в процессе работы, вокруг него было много интриг, споров, порой настоящих баталий. Разногласия касались и того, где будет находиться будущее изваяние, и того, кто из великих людей России должен быть запечатлён на нём. Все споры в итоге разрешал сам царь. Местом установки памятника был выбран к тому времени уже ставший провинциальным Новгород, потеснив Москву, Киев и Санкт-Петербург. И это решение справедливо: Новгород был первой столицей государства, его колыбелью.
Работы надо было закончить до юбилейной даты – 8 сентября (21 сентября по н. с.) 1862 года. К слову сказать, к этой дате пришли тоже не сразу. Если с годом зарождения российской государственности было более-менее все ясно – 862 год, упомянутый в летописи Нестора «Повесть временных лет», то день выбрали не сразу. В итоге именно 8 сентября стал официальным днём празднования. Во-первых, это большой православный праздник – Рождество Богородицы, особо почитаемой на Руси. Во-вторых, этот день вошёл в историю как день победы в Куликовской битве, день славы русского воинства. К тому же так случилось, что это день рождения цесаревича Николая.
Проект выбран. Место и время тоже. Теперь начинался сложный и кропотливый труд… Такую грандиозную работу за столь короткий срок не выполнить в одиночку. Поэтому был утверждён творческий коллектив, куда вошли и признанные мастера, и никому не известные скульпторы.
За материально-технические вопросы проекта отвечал генерал-адъютант К.В. Чевкин, в прошлом боевой офицер, проявивший себя не раз талантливым организатором. Именно он в свое время проектировал Николаевскую железную дорогу. За творческий же процесс отвечал автор проекта Михаил Микешин. Над грандиозным монументом работали всем миром, вплоть до сбора денег. Микешин со свои другом Иваном Шредером, впоследствии известным архитектором, подготовили макеты всех крупных фигур. Оставался нерешенным вопрос фигур нижнего барельефа. Идея пришла Микешину случайно. Он предложил расположить на нижнем ярусе памятника «достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».
Фрагмент памятника «Тысячелетие России»
Микешин приглашал известных историков, писателей к себе в мастерскую, где начинались интереснейшие дискуссии о прошлом и настоящем России. Споры о том, кто более достоин быть запечатленным на памятнике, не заканчивались. Списки постоянно менялись: кого-то добавляли, кого-то убирали. Например, Ивана IV исключили сразу, памятуя о жестоких массовых убийствах, произошедших во время Новгородского погрома, организованного царем. А вот Николая I включили в композицию уже в последний момент, как ни странно. В итоге на нижнем круговом фризе должно было разместиться сто девять фигур. Девятнадцать же больших фигур верхнего яруса были определены еще раньше.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России»
Микешин и его ближайший помощник Шредер азартно приступили к работе. Забывая про сон и еду, работали как одержимые. Иван Шредер так увлекся процессом, так погрузился в русскую историю и культуру, что захотел поменять свою немецкую фамилию на русскую.
В работе принимали участие такие маститые скульпторы, как П.С. Михайлов, Р.К. Залеман, а также молодые, ставшие впоследствии известными мастерами – Н.А. Лаверецкий, М.А. Чижов, А.М. Любимов, А.М. Опекушин. Крест как символ православия был изготовлен по рисунку архитектора Виктора Гартмана.
Все детали отливали в бронзе: 19 колоссальных фигур, 109 фигур горельефа, огромный шар – символ державы, бордюры, решётку, фонари. Лучшие мастера литейной петербургской фабрики преступили к непростой работе, безупречно закончив её точно в срок.
А в это время с берегов Ладожского озера для фундамента везли в Новгород серый сердобольский гранит, отличавшийся качеством и прочностью.
Уже к 1 сентября 1862 года, то есть раньше срока, всё было готово. Новый памятник словно преобразил город. В Новгород потянулись люди с разных концов России. Император и члены его семьи прибыли на пароходе. День празднования выдался солнечным. Торжества продолжались два дня. На это время Новгород превратился в столицу, вспомнив свое былое величие.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России»
Сегодня, как и 160 лет назад, мы видим творение Микешина. И надо заметить, каждый, кто первый раз оказывается у подножия монумента, высотой, кстати сказать, 15,7 м, ощущает его величие и переполняется гордостью за свою страну. Эти чувства возникают и при повторном посещении, и в последующие встречи с ним. Хотите проверить? Приезжайте в Великий Новгород, войдите через ворота древнего Кремля и вашему взору откроется он… Верхний ярус – православие. Средний – держава, третий – народность. У подножия огромного шара, опоясанного надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862», олицетворяющего державу, расположились шесть скульптурных групп. С северной стороны возвышается Пётр I. Справа от него – Михаил Федорович Романов, рядом с которым Минин и Пожарский. Слева же от фигуры Петра I стоит Иван III. С противоположной стороны на южной стороне стоит Рюрик, на щите которого написано: «Лета 6370» (то есть 862 год). По правую руку от Рюрика располагается князь Владимир, а по левую – Дмитрий Донской. На самом шаре-державе расположен ангел с крестом и коленопреклоненная женщина, символ России. Самый многочисленный третий ярус включает, как уже было сказано, 109 фигур, которые условно можно разделить на просветителей, государственных деятели, военных деятелей и героев и, наконец, писателей и художников.
Памятник «Тысячелетие России» и Софийский собор
Это не только произведение искусства. Это символ патриотизма, это гимн любви к своему Отечеству. Не случайно фашисты, войдя в Новгород в 1941 году, первое что собирались сделать, это разобрать и перевести в Германию памятник. Им этого не удалось сделать. Как не удалось разрушить нашу страну. После освобождения Новгорода первое, что начали восстанавливать в полностью разрушенном городе – это памятник «Тысячелетие России». Советское правительство выделило на это деньги, и уже 2 ноября 1944 года возрожденный памятник победоносно возвышался среди руин как символ непобедимости нашей Родины.
Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода
Удивительна некая зависимость: чем выше патриотизм в народе, тем популярней памятник, им восхищаются, любуются. Легкомысленные туристы просто фотографируются на его фоне, а более интеллектуальные – накручивают второй, третий круг вокруг бронзового исполина, чтобы внимательней разглядеть детали, угадать в фигурах известных людей. И наоборот, когда снижался интерес к отечественной истории, когда быть патриотом становилось стыдно, о памятнике забывали, обливали словесной грязью. Но времена меняются, а он стоит – могучий и надежный, как сама Россия.
Тогда, в середине XIX века, в Европе смотрели на «русского жандарма» с усмешкой, злорадно наблюдая за неудачами в Крымской войне. Памятник «Тысячелетие России» появился на волне поднимающегося патриотизма. Вот и сегодня настали времена, когда опять враги хищно рыскают вокруг, опять угрожают русскому миру, который должен сплотиться, чтобы противостоять силам зла. И не случайно наш президент выбрал местом своего выступления по поводу дня празднования российской государственности подножие памятника напротив Софийского собора. С нами Бог и правда!
До поры до времени могучий колокол истории Российской государственности, вобравший в себя всё величие духа, стоит безмолвно, но, когда беда стучится в дверь, он как будто взывает к нам и будит в нас лучшие чувства.
Сегодня он звонит! Звонит о том, что русский мир опять в опасности и должен подняться и низвергнуть врага!
Гром орудий с Волхова до Шпрее
Плыл, как вечевой набатный звон.
Нет, Россию в качестве трофея
Невозможно увезти в полон.
А. Чистяков, 1957 г.
Художник: Б. П. Виллевальде.