«Утешь меня словом, родная Россия…»

Елена Пиетиляйнен. «Заповедник любви». Стихи. – Петрозаводск: «Острова», 2019. – 160 с. 

Наверное, большая часть поэтических строк, созданных за все века существования поэзии, говорит о любви. Это возвышающее и жизнетворящее чувство вдохновляет людей на то, чтобы через звучные и пронзительные сочетания слов выражать то, что, будучи переданным обычной речью, теряло бы свою глубинную суть, оставаясь более или менее нейтральной информацией. Пронеся себя сквозь всю историю человечества, любовь сохранила себя в своей первозданной неприкосновенности. Являясь одним из главных признаков традиционного общества, она и по сей день является причиной и залогом того высокого горения, которое заставляет людей стремиться к высшей цели, с надеждой всматриваться в будущее, дорожить своим настоящим и прошлым. Фольклорное наследие народов мира в значительной степени имеет своим содержанием любовные взаимоотношения мужчины и женщины. Поэтическое искусство цивилизации всех степеней зрелости насквозь пронизано выражением чувства любви. О чём бы ни писал поэт, всегда его внутренней мотивацией (явной или неявной) является любовь. 
В то же время, любовь как чувство не ограничивается сферой личных отношений. В душе полноценного, нравственно здорового человека неизбежно существует любовь к Родине, любовь к родным и близким людям, любовь к своему народу, любовь к добру и справедливости. Так что можно с уверенностью сказать, что любовь – чувство универсальное, всеобъемлющее, характеризующее человека в его глубинных мировоззренческих, нравственных и религиозных основах. 
Стихи о любви, в том или ином объёме, присутствуют в творчестве и тех, кто отдал дань стихотворству лишь в определённом возрасте и душевном состоянии; и тех, кто посвятил всю жизнь служению поэзии как искусству и мастерству слова. Существует расхожее (и не совсем необоснованное) суждение, что написать о любви что-то новое невозможно – всё давно сказано и пересказано, и поэтам сегодняшнего дня остаётся, так или иначе, неизбежно повторяться для того, чтобы выразить свою любовь в стихах. Однако действительность опровергает это суждение, основанное, как правило, на поверхностном читательском опыте. Другое дело, что, действительно, для того, чтобы выразить своё чувство любви в стихах, необходимо обладать целым рядом качеств – прежде всего, разумеется, значительным талантом, но ещё и яркой, умной и глубокой личностью, способной создать нетривиальное выражение для чувства вечного и многократно описанного. 
Название книги стихотворений Елены Пиетиляйнен – «Заповедник любви» – вызывает сложное, не однозначное восприятие. Два знакомых слова, не требующих, казалось бы, дополнительных разъяснений, принадлежа к разным семантическим рядам, поставленные рядом и взаимосвязанные единой смысловой структурой, рождают новое содержание, требующее осмысления и художественного истолкования. Заповедник – ограниченный участок чего-то (в данном случае, любви), сохраняющегося в естественном, неизменном состоянии. Заповедник любви – художественный образ, посредством которого поэт выражает своё отношение к этому чувству, предлагая читателю разделить это отношение и выслушать лирическую исповедь, принимая её во всей естественности и неприкосновенности. 
Книга состоит из трёх разделов, заголовок каждого из которых имеет концептуальное, идейно содержательное значение. Фактически, каждый из разделов можно было бы считать «книгой в книге». Первый раздел имеет название «Пусть нас никогда не покинет любовь», он открывается стихотворением, совпадающим с названием книги и поэтому имеет «программное», смыслообразующее значение. 

Там чужие не ходят, там только свои. 
Там едят с наших рук приручённые звери. 
В заповедных лесах пахнет тёплым доверием. 
Ждут к себе заповедники нашей любви… 

«Заповедник любви» в художественном выражении поэта сливается с реалиями настоящего леса, где «приручённые звери» не боятся людей, поскольку «там только свои». Эти конкретные детали действительности, привнесённые в условную систему координат лирического стихотворения, создают необходимую атмосферу, позволяющую стереть грань между отвлечённой идеей и настоящей жизнью. И даже рискованное с позиций здравого смысла словосочетание «пахнет тёплым доверием» в контексте стихотворения обретает ту единственную художественную точность, которая здесь представляется необходимой. 

…Позови за собою, туда позови, 
Где в сосновых стволах – отражённое озеро, 
Даже если разлукой уже подморозило 
Родники в заповедниках нашей любви. 
Мой прозрачный родник черноглазой смородиной, 
Как руками возлюбленной, нежно обвит. 
Пусть нас встретит опять хлебосольная родина 
В золотых заповедниках нашей любви… 

В продолжении стихотворения реальность жизни и природы органично сливается с художественным образом, и этот переход происходит практически незаметно для читательского восприятия, только впоследствии обнаруживая себя и оставляя чувство открытия. В этом русле и развивается поэтический сюжет книги: художественная идея неразрывно связана с жизнью, и эта взаимосвязанность даёт стихотворным текстам внутреннее наполнение, живой импульс и возможность ответного душевного движения со стороны читателя. 

Пусть нас никогда не покинет любовь 
Даже в минуты ожесточенья. 
Пусть будет сердце приютом прощенья 
В непредсказуемости любой. 

Пусть нас никогда не покинет любовь 
Даже в минуты глухого бессилья. 
Утешь меня словом, родная Россия, 
И Чашу священную мне приготовь… 

В этом стихотворении («Пусть нас никогда не покинет любовь …») ярко и убедительно проявляется всеобъемлющий, онтологически значимый смысл, который придаётся поэтом своему чувству. Любовь к конкретному человеку и любовь к России – две ипостаси одного чувства, единого душевного горения, распространяющего свой свет и тепло на всё, что рядом и вокруг, на всё, что дорого сердцу. И символическая Чаша, о которой просит автор Россию, обретает глубокий символический смысл, угадать который предоставлена возможность чуткому и умному читателю. 
Глубокая и искренняя любовь к Родине в стихах Елены Пиетиляйнен выражена прежде всего в строгой и последовательной приверженности русской классической традиции. Её патриотическое чувство имеет сдержанный, не декларативный характер, но каждый, читающий стихотворение «Русь», почувствует глубокую сопричастность автора ко всем земным и духовным вехам становления родной страны, русского народа. 

Утром сонные осины 
Ветви моют в облаках. 
В детстве Русь меня носила 
На берёзовых руках. 
Убаюкивала ветром, 
Песней самою простой, 
Обливала лунным светом, 
Как колодезной водой… 

Обратим внимание, как отчётливо проступает здесь есенинская образность, обозначая традицию и её ключевые знаки: «…сонные осины / Ветви моют в облаках…»; «…Русь меня носила / На берёзовых руках…»; «обливала лунным светом» и т.д. 

…И, орган грозы настроив, 
Тишину-покой поправ, 
Укрепляла дух настоем 
Из огня и росных трав…

Обратим внимание на то, как, казалось бы, стилистически чуждое в данном контексте слово «орган» органически встраивается в конструкцию строфы, порождая новые художественные впечатления и оттенки восприятия, обогащая традиционный образ грозы; изящная аллитерация делает строку более содержательной в фонетическом отношении. 

…А когда душа приникла 
В тихой горечи к полям, 
Угощала земляникой 
Солнечных своих полян. 
И устраивались силы, 
Восставал бунтарский нрав! 
Но лицом в подол России 
Из душистых тёплых трав 
Я в отчаянье безмерном 
Упаду ещё не раз, 
Сохранив святую веру 
В Бога. В Родину. И в нас. 

Жизнеутверждающий пафос концовки стихотворения плавно подготавливается и осуществляется всем предыдущим развитием лирического сюжета, в котором равное значение имеют ритм, образность, звукопись и художественная идея в целом. Стихотворения является прекрасным образцов патриотической лирики; при этом в нём «патриотическая» и «лирическая» составляющие равноправны и равнозначны. Любовь к России здесь органично укладывается в концепцию книги, сформулированную в названии «Заповедник любви». 
Выразительной стороной поэзии Елены Пиетиляйнен являются лирические размышления о жизни. При этом она не впадает в оценочные суждения и в риторику, а, как и подобает истинному поэту, стойкому в главном и общем, но рефлектирующему в частном и личном, просто выражает те мысли и чувства, которые у неё на душе, и сохраняет веру в то, что всё будет хорошо… 

Я о жизни судить не берусь – 
Зелье горькое кажется в сладость. 
Наизнанку бы вывернуть грусть – 
Облачиться в линялую радость. 
Что кочевников гонит в путь – 
Ненасытность бездомной волей 
Или бегство от нежных пут 
Очага и воскресных застолий? 
Убивают и слово, и взгляд – 
Рана не истекает кровью. 
И смертельный змеиный яд 
Возвращает больным здоровье. 
Я о жизни судить не берусь – 
Может быть, и совсем другою 
Я, уйдя, навсегда вернусь, 
Чтоб остаться своей строкою… 

В этом и других подобных стихотворениях ярко и убедительно проявляется философское начало поэзии Елены Пиетиляйнен. Стояние перед бездной жизни осмысляется поэтом не в порыве экзистенциального отчаяния, а в форме бытийного равновесия, основанного на глубоком религиозном чувстве. И, конечно же, на сознании принадлежности к великому русскому народу (этот момент остаётся за пределами текста данного стихотворения, но внятно обозначен в других стихотворениях книги). Внутреннее равновесие лирической героини Елены Пиетиляйнен характеризует её как личность, исполненную душевной силы и готовности противостоять жизненным невзгодам, опираясь на незыблемые духовно-нравственные основы. 

Берёз изысканная вязь 
Дрожит на полинявшем небе. 
Росу смакует гибкий стебель, 
И в нём – земли и неба связь. 

Так и во мне – творенье Божьем – 
Земная соль и звёздный блеск. 
А солнышко по светлым пожням 
Закатится в угрюмый лес… 

Следует сказать о том, что поэт Елене Пиетиляйнен живёт в городе Петрозаводске – столице Республики Карелия. Естественно, что и тема родного города отражена в её книге (стихотворение «Петрозаводск»). 

Карельской ночи тёплый белый воск 
Оплавился от пламени рассвета. 
Обласканный онежским синим ветром, 
Меня прижал к себе Петрозаводск. 
Мне Пушкинская улица – сестра, 
И рифмы здесь снуют, как пешеходы. 
С листвой на землю опадают годы –
И их сжигают осенью в кострах. 
Но к городу любимому прильнув, 
Почувствую себя я защищённой, 
Врагов простившей, ими же – прощённой, 
И в будущее смело загляну. 
У пасмурных, частенько хмурых вод, 
По-северному скромный и неброский, 
Живёт и дышит мой Петрозаводск, 
А я живу – дышу в Петрозаводске. 

Приведённые цитаты дают представление о том, что Елена Пиетиляйнен раскрывает тему, заданную в названии книги, масштабно, талантливо, нетривиально. Чувство любви она осмысляет в его всеобъемлющем значении, и поэтому её стихи заставляют возвращаться к ним ещё и ещё раз – чтобы почувствовать красоту и музыкальность русского стиха, оценить ясность и чистоту поэтической мысли, увидеть духовный образ талантливого поэта, воплощающего и развивающего нашу национальную русскую традицию. В своих стихах она всесторонне раскрывает внутренний мир своей лирической героини, и, разумеется, значительное место в книге занимает любовь в её наиболее общем, личностном понимании – как любовь женщины к мужчине. Но главным пафосом книги, её духовным стержнем и воодушевлением, является любовь к России. 

И когда кровоточит бессильем 
Безысходность душевных ран, 
Своё сердце наполню Россией, 
Как молитвою – Божий храм. 

Буду слушать проникновенно 
Колокольный воскресший звон. 
В реках – как в полнокровных венах – 
Отголоском играет он. 

Многоглавый набожный Суздаль 
Подпоясан каймой реки 
И смирением мудрым обуздан 
Даже времени вопреки. 

Мерно дышит волною синей 
Левитановский тихий Плёс. 
Упиваюсь тобой, Россия, 
И болею тобой до слёз. 

Книга удивительно цельная, дающая полноценное представление об авторе, обо всех гранях его дарования. Мы рассмотрели лишь несколько стихотворений из первого раздела – «Пусть нас никогда не покинет любовь». Остальные два раздела – «И верится – ты нужен и любим…» и «Никогда не бывает поздно» развивают лирический сюжет книги в его полноте и многообразии. Остаётся пожелать Елене Евгеньевне новых творческих успехов и новых книг, столь же талантливых и столь же значительных для современного российского литературного процесса. 

5
1
Средняя оценка: 3.0297
Проголосовало: 202