Где прячутся человечки?

Юрий Полисский. Портрет четы Арнольфини – Днепр: изд-во «Свідлер А.Л.», 2022. 
170 cтр. УДК 821.161.1 ББК 84(4 Рос) П50

Их называли «шестидесятниками», и за этим словом стояло очень многое. Рожденные в 30-е годы прошлого столетия, они детьми прошли через войну и послевоенные лишения, впитав в себя стойкое неприятие фашизма, искреннюю любовь к Родине, а также всё лучшее, что могло подарить время. Образованные, ироничные, спортивные, остроумные, уверенные в могучей правоте своей страны, но, вместе с тем, замечающие ошибки и просчеты, стремящиеся по мере сил исправить их, добиваться справедливости каждый на своем месте… Это было одно из лучших поколений, воспитанных той эпохой. После него вера в идеалы стала угасать, на смену ей шли равнодушие, цинизм, разочарование лицемерием и двуличием власти. 

«Шестидесятники» уходят в никуда. Прощай, романтика, наивные надежды.
Уже не будет жизнь такой, как прежде, где цвета крови знамя и звезда.
Страна без края, словно целина, и дружба бескорыстная до гроба.
Надрыв Высоцкого и рядом – трубка Кобы… И старости внезапной тишина.
И, всё ж, судьба, как музыка была, как песни, что назло врагам поются.
Они уходят. Может быть, вернутся. Как совесть в наши мысли и дела…

Они уходят. Но пока ещё не ушли. И потому вдвойне ценны и интересны воспоминания и рассказы о времени, давшем название плеяде прагматичных романтиков, когда казалось, что светлое будущее – вот оно, за близким поворотом, а человек человеку – друг, товарищ и брат. Когда всё ещё развивалось, пусть и не стремительными темпами, а слово «застой» (так же, как и «отстой») не выходило за рамки словаря и к действительности имело отношение только теоретическое. И наоборот, строки марша энтузиастов «в буднях великих строек, в весёлом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных» при определенной доле скепсиса воспринимались вполне практически и реалистично.

 

О времени и о себе рассказывает в своей книге «Портрет четы Арнольфини» яркий представитель поколения физиков и лириков Юрий Полисский, вобравший в себя столько талантов, что даже на их перечисление необходимо и время и пространство. Тем не менее, пусть не полный список достоинств и регалий обозначим: известный ученый в отрасли автоматизации производственных процессов, академик, изобретатель, шахматист, КВН-щик, поэт, прозаик, лауреат нескольких литературных премий, победитель конкурсов и фестивалей… И просто замечательный, сердечный, дружелюбный, обаятельный человек – это всё о нём.

И книга получилась такая же, как автор – яркая, искренняя, стильная. С вкраплениями научной (и не очень) фантастики, с математическими формулами (всё-таки, ученый писал) и весёлыми выводами. Романтичная (поэт не может не писать о любви), трогательная (а иначе о детстве и не расскажешь)… Книга, в которой много личного, но в этих, казалось бы, не рассчитанных на широкий круг читателей рассказах – отражение времени, эхо эпохи, оставившей в памяти добрый свет, который не меркнет до сих пор. Вот, как автор пишет о времени своей молодости:
«Второе десятилетие второй половины прошлого века… Спор физиков с лириками, повальное увлечение поэзией, полет Юрия Гагарина, молодежные кафе с уже не запрещенной джазовой музыкой, предвкушение приближающегося коммунизма – прекрасная смесь реальной жизни с красивыми иллюзиями на высокой волне массового романтизма».
Массовому романтизму предшествовало время всеобщих горестей и потрясений – война. И вот оттуда детское воспоминание о неотъемлемой примете военного быта – чёрной тарелке радио, в которой, как считал ребенок, прятались маленькие говорящие человечки. И, на первый взгляд, детский вопрос: «Как они туда попадают?» – не так прост. Он сродни вечной задаче поиска своих путей к достижению поставленной цели. Ответ ищет каждый сам для себя, причём, делает это всю жизнь. И не факт, что находит. Хотя, теоретически всё ясно – нужно очень стараться, приложить максимум знаний и умений… И еще должно произойти некое волшебство (имя ему – талант). Как этого добиться – не подскажет никто. Но если оно произойдет, то и человечки в радиотарелке заговорят, и способности реализуются по максимуму, а мечта исполнится. 

Судя по книге, таланты Юрия Полисского смогли запустить колесо судьбы в нужном направлении, и потому речи незримых человечков материализовались по многим направлениям. Не только научным, но и литературным. Поразительно актуально (и отчасти зловеще) звучит рассказ о знаменитых офортах Франсиско Гойи «Капричос», в которых великий художник запечатлел эпизоды вечной борьбы Добра со Злом. В том, что она действительно вечная, убеждаемся и мы, отмечая провидческую силу гения художника и таланта писателя. 
«Человеческие пороки и духовное уродство плодят нечисть. Тёмной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут, кривляются, однако с наступлением утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой облик, оборачиваясь внешне добропорядочными людьми. Здесь чудовищно безобразные старые сводни развращают юных неопытных девиц, а коварные прелестницы жестоко обманывают своих кавалеров, старость берёт верх над юностью, глупость и невежество над умом, а распутство над добродетелью»

Тень Шекспира, пролетев над нашим краем, не заметила ни Гамлета, ни Лира,
Но увидела, что страсти роковые разрушительны, как сотни лет назад.
Правят те же персонажи – Зло и Жадность. И жестокое Коварство над Любовью
Издевается, как прежде. И убийца торжествует. И никто не виноват…

Всё же, виноваты в том, что происходит в мире, все мы. Об этом тоже говорится в книге, и спорить с этим бесполезно. «Мы все в ответе…» – это не пафосное утверждение, просто констатация факта, а он прозаичен и незыблем – всё повторяется. И каждый виток спирали по которой идет человечество, в чем-то наследует все былые достоинства и недостатки, открывая заново радости и печали войны и мира. 
«…До тех пор, пока будет замкнут связующий контур, ты неуязвим. Но теперь и боль этой страны будет проходить через твоё сердце, не давая ему успокоиться. И, если так же, как тысячелетия назад, вы снова, разрушая связи, начнёте ссориться друг с другом и так же бездарно потеряете свою страну, ты тоже будешь за всё в ответе»
От печали до радости, как поется в песне, всего лишь дыханье. Особенно, когда дыхание наполнено любовью. О любви речь идет в большинстве рассказов, даже в тех, события которых разворачиваются на других планетах. Ведь для любви нет границ ни на Земле, ни в космическом пространстве. И, обсуждая теорию вероятности, герои попутно выводят формулу «божественности объекта». 
«…Ах, Билл, что такое теория вероятности? Это всего лишь хрупкая модель мужского представления о самом загадочном и прекрасном создании Вселенной. У тебя – это каскады «навороченных» формул, за которыми теряется божественность объекта моделирования. А моя модель выглядит так: 
Каждая Женщина – это событие, вечная тайна и счастье открытия, 
лето и осень, зима и весна. Женщина миру в награду дана…
Женщина на любой планете есть Женщина. И здесь всякая теория бессильна…»

Воистину, свет женщины ярче любой теории, что и подтверждает теория из другого рассказа, в котором свет сравнивается с блеском, так же ослепляющим. Но не согревающим. Увы, спутать их легко. И столь же легко разочароваться. 
«Вот, смотрите. Перед вами два внешне одинаковых кольца с камнями. Один камень холодный, в нём пустота. Но имеет привораживающий блеск. Другой – тёплый, он излучает свет… Так что выбираете? Я указал на кольцо с привораживающим блеском, но консультант вовремя уберёг меня от ошибки. – И впредь, молодой человек, свет не путайте с блеском».
Хороший совет. Важный в жизни и любви, дома и на работе, во времена войны и мира. И, кстати, в чтении тоже. Свет рассказов Юрия Полисского неяркий, но теплый. Он искренний и душевный. Как сам автор, в котором этот свет поселился в далекие 60-е. Из них и вышло то самое поколение с негаснущим и честным сиянием доброты и надежды, которых сегодня так не хватает.

5
1
Средняя оценка: 2.83333
Проголосовало: 174