На Украине заменили шефа главной газовой кормушки

Главы «Нафтогаза» меняются – многомиллиардные коррупционные доходы для власти остаются. А пока «слуги народа» из партии Зеленского набивают себе карманы, народ безмолвствует, как и раньше, готовясь к холоду в своих жилищах.

В первый день ноября украинский Кабмин на своём заседании снял прежнего главу «Нафтогаза» Юрия Витренко. Вскоре на его место был назначен занимавший до этого пост министра общин и территорий Алексей Чернышёв. Для последнего размен министерского портфеля на кресло шефа крупной госкомпании понижением отнюдь не является. Во всяком случае, если учитывать куцые денежные потоки в прежней вотчине Чернышёва, существующие больше лишь в виртуальной реальности киевской пропаганды, согласно которым Киев якобы оказывает некую реальную помощь местным общинам, влачащих жалкое существование и могущих рассчитывать лишь на собственные нищенские доходы.
А вот государственная компания «Нафтогаз» – дело совсем другое. Её бюджет, уступая разве что военным расходам, составляет сотни миллиардов гривен. Но, в отличие от бюджета военного, который почти на 100% пополняется за счёт западных кредитов, главная нефтегазовая структура сама даёт неплохую возможность получать немалые деньги, а также возможность их растаскивать в интересах засевших в киевских кабинетах чиновников. Ещё в прошлом году эта тёплая компания слуг народа осмелилась на то, на что не осмеливались прежние прозападные украинские власти, волевым решением Кабмина уволить весь Наблюдательный совет «Нафтогаза» и самостоятельно назначить его руководителем Юрия Витренко. Который, в отличие от предшественника, Андрея Коболева, ориентировался больше не на западных партнёров, а на новую обойму высших чиновников. После этого контроль над самой доходной украинской госкорпорацией практически полностью перешёл к киевским политикам.
По этому поводу влиятельное киевское издание «Зеркало недели», являющееся неофициальным рупором посольства США, не постеснялось написать правду относительно национальных особенностей украинской незалежности и как их понимают в Вашингтоне и на Западе в целом: 

«Наши партнёры хотят, чтобы деньги, которые они выделяют для Украины, хоть как-то контролировались. Непублично партнёры дали понять, что никакого “дуже великого будівництва” (очень большой стройки) они не потерпят: гранты, кредиты и инвестиции пойдут в компании, работающие по понятным всем правилам. Для контроля над государственными деньгами и придумали на Западе наблюдательные советы, которые не пропускают крупные платежи по команде сверху, контролируют руководителей и их закупки, утверждают стратегии и отсекают от работы лыжных инструкторов под видом инвесторов… Вспомните о “Нафтогазе”. Ещё в прошлом году у него был наблюдательный совет с независимыми иностранцами. Тогда у компании были и газ, и деньги на его покупку. Прошлым летом корпоративную реформу крупнейшего налогоплательщика в государстве поломали, и уже сегодня компания в дефолте и просит денег из мизерного бюджета, обескровленного войной. И дело не в Коболеве или Витренко, эти два парня, в конце концов, похожи и образованием, и миллионами на счетах. Дело в том, кто присматривал за их работой…»

Что ж, более чем наглядный пример истинного значения последних строк украинского гимна «панувати в своей хате не дадим никому!» Притом, что до лета 2020 года главой Наблюдательного Совета «Нафтогаза» была англичанка, исполнительным директором – голландец, да и остальные «независимые иностранцы» составляли в данном Совете решающее большинство. Недаром после фактической ликвидации сего органа с осуждением решения украинского правительства солидарно выступили все послы ведущих европейских стран.
Впрочем, кроме осуждения, никаких серьёзных неприятностей режим Зеленского от Запада не получил. За исключением, пожалуй, того, что резко стал пробуксовывать механизм предоставления западных кредитов Украине на закупку так называемого европейского газа – того же российского, но стыдливо именуемого киевскими политиками реверсным. Этот газ якобы вначале поступает в Европу по проходящим через Украину газопроводам, а потом якобы поступает обратно для украинских потребителей. Почему дважды «якобы»? Да потому, что такой сложный путь российское голубое топливо проходит только в голове киевских чиновников.
На самом деле этот газ вскоре после пересечения государственной границы отправляется украинским потребителям. Но на него исправно накручивается надбавка за его прокачку по всей Украине до Словакии и плата за посреднические услуги западным газотрейдерам. В итоге эту надбавку оплачивает украинский бюджет и, конечно же, рядовые потребители. 
«Честно заработанные» таким образом деньги делятся между киевскими коррупционерами и их западными партнёрами, покрывающими это откровенное воровство. Об этой схеме даже на Украине не знает только ленивый (в СМИ и на ток-шоу эта тема всплывает уже несколько лет), но дальше пустых сотрясений воздуха дело не идёт. 
В прошлом году, например, такого газа было закуплено на Западе свыше 6 миллиардов кубометров. В этом году теперь уже бывший глава «Нафтогаза» Витренко сетовал, что надо было бы докупить хотя бы ещё 4 миллиарда, да никак кредитов западные партнёры не дают, а украинский бюджет для этого слишком тощий.
Понятно, что в незалежном бюджете лишних 180 миллиардов гривен (именно столько стоят 4 млрд. кубов газа) не может быть по определению, поскольку бюджет на две трети состоит из западных дотаций. А дотации эти целевые и предназначены для того, чтобы украинское пушечное мясо могло наносить максимальный ущерб России, а вовсе не для улучшения жизни каких-то там местных жителей.

К тому же западных партнёров, по меткому выражению героя советской кинокомедии, «терзают смутные сомнения». Ну, правда, в прошлом году общее потребление газа на Украине составило 26 млрд. кубометров, из которых около 20 млрд. состояло из газа собственной украинской добычи. А в этом году, получается, потребление упало всего-то на 2 миллиарда кубов? Это притом, что промышленность «лежит», падение ВВП, только по официальной статистике, составило за октябрь уже 40% в сравнении с прошлым годом. Одна только выплавка стали, одно из самых энергоёмких производств, снизилась втрое. А голубого топлива в Киеве намерены использовать всего-то на считанные проценты меньше, чем в году прошлом?!
Конечно, западные политики и финансисты тоже не дураки и понимают, что их банально дурят, пользуясь, в том числе и тем, что деятельность Наблюдательного Совета Нафтогаза во главе с их агентами-полпредами практически парализована.
Тем более что, даже по официальным данным, на октябрь в украинские газохранилища уже успели закачать свыше 14 млрд. кубометров. Как указывают аналитики, это почти столько же, сколько там было в предыдущие зимы, куда более энергопотребляющие благодаря ещё худо-бедно работавшей промышленности. В то время, как только на нужды населения поступило 8,6 млрд. куб. м газа, ещё 6,3 млрд. куб. м. использовали коммунальщики.
В общем, Запад, как не спешил, так и не спешит выполнять киевские запросы на газовые кредиты. Не помогают даже душераздирающие прогнозы и от Витренко, и от Кличко об угрозе проведения зимы при температуре в 17-18 градусов, а то и о превращении украинских городов в ледяные муравейники.
Во-первых, в самой Европе с температурой обогрева квартир перспективы немногим лучше. Во-вторых, в отличие от электрической инфраструктуры, инфраструктура газовая российским ракетным ударам ещё ни разу не подвергалась. Так что, даже если незалежная вдруг погрузится в блэкаут с остановкой отопительных водонасосов, жители всё равно смогут согреваться теплом хотя бы от включённых газовых конфорок. Всё лучше перспективы «буржуек».

Так что газа на бытовые и отопительные нужды на Украине уже сейчас вполне достаточно. Только вот если весь его пустить на эти цели по льготным ценам, откуда тогда «гешефт» возьмётся?
Газ собственной выработки, по заявлению одного из уволенных членов Набсовета Нафтогаза Отто Ватерландера, обходится корпорации всего в 1 гривну за кубометр.
Что ничуть не мешает продавать газ населению по 8 гривен за кубометр, а бюджетным организациям в два с лишним раза дороже, ссылаясь на организационные, рентные, исследовательские и прочие очень важные расходы.
А ещё голубое топливо можно в любой момент перегнать на Запад, где его оторвут с руками. Российского газа через украинскую ГТС поступает всего около 40 млрд. кубов в год при общей пропускной способности не менее 100 млрд. кубометров в год. Так что дополнительные транзитные мощности есть, было бы что отправлять.
Но откуда взять газ для продажи на Запад, если значительную его часть пустить для обогрева украинских жилищ? Вот и заливаются соловьями незалежные политики и чиновники, призывая сограждан запасаться тёплыми одеялами, не без оснований надеясь списать собственную жадность и желание сверхприбылей на последствия «российской агрессии» да, может, ещё и на отставленного Юрия Витренко – дескать, упустил, не накопил, не предусмотрел. Никаких других рациональных мотивов замены, по сути, шила на мыло, проследить просто невозможно.

5
1
Средняя оценка: 2.96667
Проголосовало: 180