Дания: маленький расист

Дания – одно из государств с наиболее русофобской политикой. Видя в России конкурента на Балтике, Копенгаген поддерживал ичкерийских исламистов во время чеченских войн. С началом киевской агрессии против Донбасса в 2014 г. из Дании примчался террорист Иса Мунаев, принявшись рекрутировать на войну против русских осевших в Европе ичкерийцев.

В общей стратегии НАТО Дания вместе с остальными скандинавскими странами отвечает за северный фланг альянса. Её задача – работать на укрепление «санитарного кордона» на пути России из Балтики в Северную Атлантику, омывающую берега Великобритании и США. История Великобритании и США – это история самого расизма. Неудивительно, что Дания тоже погрязла в расистских предрассудках. 

Мунаева на Донбассе убили. С началом ВС РФ спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины Данию накрыла новая волна русофобии. Обвиняя Москву в агрессивной политике и порабощении народов, Копенгаген забыл о некрасивой истории собственного колониализма. 

Мы привыкли считать колониалистами и расистами британцев, французов, испанцев, португальцев, немцев, бельгийцев, голландцев, поделивших мир на грабительские уделы в XVII-XIX вв. Датчане были не лучше, жертвами датского колониализма пали Исландия и Гренландия. Прочтите «Исландский колокол» Халлдура Лакснесса (1902-1998), чтобы узнать о колониальных практиках, применяемых датчанами к исландцам. «Исландские девушки теряют невинность после седьмых родов», «В древние времена все знатные люди Исландии занимались тем, что убивали друг друга, пока не остались одни пьяницы и варвары» – приводит Лакснесс унизительные высказывания датчан об исландском народе. 

«Датчане считают, что от исландцев дурно пахнет и поэтому почти невозможно находиться с ними под одной кровлей», боятся «чтобы с исландца на лошадь не переползли вши и другие насекомые» – описывает автор отношение датчан к исландцам. 

Другой притесняемой группой населения были гренландские эскимосы. Колониальное наследие даёт о себе знать до сих пор. Населённый эскимосами городок Тасиилак – «мировая столица самоубийц». Здесь проживают чуть больше 2 тыс. жителей, уровень самоубийств в городе – 400 случаев на 100 тыс. 

Кривая самоубийств растёт с 1970 г., и в семь раз превышает таковой показатель в США, одного из неблагополучных государств мира по суицидам. В среднем в мире уровень самоубийств 16 чел. на 100 тыс., но в Гренландии он 82 чел. на 100 тыс. 10% эскимосских мужчин в возрасте 18-29 лет совершали как минимум одну попытку свести счёты с жизнью. Эскимосы говорят, что они чувствуют себя разъединёнными с родной культурой и ощущают болезненную ломку сознания, когда встраиваются в современную жизнь. 

Датские власти ввели программу по предотвращению суицидов, но толку мало. Порочные и оскорбительные практики датского расизма, с которыми пришлось столкнуться многим поколениям гренландцев, до сих пор заставляют их лезть в петлю.

Кто-то скажет: у малых северных народов России тоже достаточно высок уровень самоубийств, и они тоже оторваны от родной культуры. Ответим: все северные народы в силу генетических, культурных и социальных причин в той или иной степени подвержены риску самоубийств. У многих народов в старину существовали традиции ритуального самоубийства, психологические отголоски этого сказываются и сегодня. 

Но в России никогда не ставили народы Севера в положение расово неполноценных. Что в Российской империи, что в Советском Союзе, что в Российской Федерации жители Москвы, Якутска и Анадыря абсолютно равны в правах и обязанностях. В датском королевстве было наоборот. Не только эскимосов, но и генетически близких себе исландцев датчане ставили ниже себя и вводили в государстве механизмы унижения этих народов. Исландцам, например, крайне сложно было занять высокие посты в Дании, хотя одиночные случаи происходили. 

Эскимосы же вовсе прозябали на социальной обочине. Сохранением их культуры, языка и обычаев Копенгаген занялся только тогда, когда сохранять было уже особо нечего. В школах Чукотки, Таймыра, Ямала местных учеников прямо-таки призывают помнить родные языки. Так было всегда. В Дании так не было. Все языки, кроме датского, подавлялись. 

Гренландия стала датской в 1721 г., но частью Дании была объявлена в 1953 г. Дания 232 года грабила эскимосов, пока не решила принять их в свой состав. Не от большой милости, а от боязни, что Гренландия «уплывёт» в руки другого государства.

Сегодня гренландские эскимосы экономически обеспечены лучше, чем жители российского Крайнего Севера, поскольку Европейский Союз, куда входит Дания, является богатым объединением. Но это не удерживает гренландцев от петли. Причина самоубийств – в глубокой психологической травме, полученной от общения с датскими колонизаторами.

 

Художник: Р. Кент.

5
1
Средняя оценка: 3.15217
Проголосовало: 138