«Есть ещё надежда на возвращение к свету»

Притчи

 Шейх Неджмеддин Кубра и собака

Однажды к великому шейху Неджмеддину Кубра обратился один простолюдин.
– О, достопочтенный шейх, нет в мире равных вам по святости, вы одарены не только знанием божественных законов, но и умением читать сердца людей и понимать язык птиц и зверей. Мой пёс много лет верно служил мне, а теперь весь исчах, целыми днями лежит, не ест, не пьёт. Аксакалы посоветовали обратиться к вам. Невозможно без слёз видеть его страдания, помогите, пожалуйста, спасите моего пса.
– На всё воля Всевышнего, – ответил шейх, – но мне надо видеть его.
– О, Аллах, пойдёмте, пойдёмте со мной, – воскликнул обрадованный человек.
Когда они вошли в дом, лежавшая у порога собака, жалобно заскулила и поползла к ногам шейха.
Неджмеддин Кубра положил свою руку на голову пса, закрыл глаза и долго так сидел, вслушиваясь в его дыхание. Затем произнёс:
– Милейший, дело охотничьей собаки, а твоя собака именно такая, мчаться в степи, преследуя дичь, а ты выводил её на собачьи бои. Как преданный друг она всегда побеждала, чтобы не подвести хозяина, но при этом очень страдала, битва с не подобными себе, унижала и оскорбляла её достоинство. Вот истинная причина болезни.
– Что же мне делать? – спросил погрустневший человек. – Я с малых лет работаю, рубил дрова, месил глину, сторожил купеческие караваны. До сих пор меня так и кличут «подай, принеси, унеси». Как-то на базаре ко мне подошёл дервиш и подарил щенка. Я сам недоедал, но его досыта кормил. Со временем щенок превратился в крупного пса. Я и мои дети очень привязались к нему, полюбили. Он стал членом нашей семьи. Но как прокормить всех?! Вот вопрос.
Однажды добрые люди посоветовали: можно хорошо заработать на собачьих боях. Толпы зевак собираются, чтобы поглазеть на них. Каюсь, мне следовало хорошенько подумать, прежде чем соглашаться. Да, мой пёс побеждал, и благодаря этому моя семья не умерла от голода, но я и предвидеть не мог, что такое может случиться с ним. Если бы я понимал, что преданный мне душой и телом пёс так будет страдать, я и близко не подошёл бы к этим боям.
– Сочувствую тебе, – сказал великий шейх. – А ты вспомни, что сказал дервиш, вручая щенка?
– Честно говоря, я не вслушивался в его слова, да и невозможно было что-то понять. Помню лишь слово «воин», да именно это слово. Но к чему он это сказал, я не помню.
– Правильно, он, наверное, сказал, что у этого щенка хорошо развиты бойцовские качества, и в будущем он может стать хорошим воином, охотником, защитником. А ты использовал его, стравливая с местной собачьей сворой.
– Что делать, как излечить его?!
– Люди, люди, когда вам хорошо, вы не думаете о правильности ваших поступков, но приходит час расплаты за содеянное, и вы в смятении. Я не судья и могу посоветовать одно – дайте псу вашему покой. А о дальнейшем пусть подскажет вам ваша совесть.
Человек должен знать время всякой вещи, цену всякой вещи и с должным совершенством соблюдать своевременное и уместное предназначение всякой вещи, – сказал мудрейший Неджмеддин Кубра.

 

Ореховое дерево

Жил-был один мусульманин. Он был очень беден. От отца ему остались саманный домишко да старенький ослик. Но с его лица никогда не сходила улыбка, казалось, что он всегда и всем доволен. 
Жители аула, где он жил со своей семьей, за кроткий нрав называли его простофилей. Он не обижался, был приветлив, доброжелателен, мягок.
День его начинался задолго до восхода солнца, когда ещё не рассвело, но уже тают остатки ночи и начинает брезжить слабый свет. 
После утреннего омовения и молитвы он садился на своего верного ишачка и отправлялся собирать хворост. То, что получал от продажи, едва хватало на хлеб. Но они с женой не унывали, были благодарны за крышу над головой, да и за то малое, что даёт Бог.
Однажды к нему на базаре подошёл каландар (странствующий дервиш) и попросил дать в долг вязанку дров.
– Простите меня, я в долг не могу дать, но вам, святому человеку, не смею отказать, – с улыбкой сказал мусульманин и дал ему хорошую вязанку дров.
– Ты, я вижу, добрый человек, – сказал каландар и, вынув из котомки два-три орешка, вручил мусульманину со словами: 
– Прими это в благодарность от меня.
Вечером, придя домой, мусульманин рассказал жене о встрече с каландаром. 
– Что это за плоды?! — удивилась жена, никогда прежде не видавшая орехов. Затем предложила:
– Давай закопаем их в песок возле дома.
 Шли дни за днями. Лето сменилось осенью, затем пришла зима, наступила весна.
Однажды корпедже, так называли ласково самого маленького сынишку, вбежал в дом с криком:
– Посмотрите, там что-то выросло!
Жена и дети выбежали во двор и увидели нежный росток. На радостях стали обниматься и благодарить Всевышнего.
На шум явился сосед. 
– Что у вас произошло? Неужели ваш отец нашёл клад в поле? – спросил он у детей.
– Да, настоящее сокровище, – ответили они хором. – Вот, поглядите, незнакомые плоды проросли в нашей земле.
– Ну и что здесь такого? – пожал плечами сосед. – Странные люди. Подумаешь, выросло что-то!
Прошли годы. Росток превратился в мощное ореховое дерево. Сидя в его тени, мусульманин мечтал о том времени, когда внуки будут играть под раскидистыми ветвями и вспоминать историю происхождения дерева.
Человеческая жизнь скоротечна. В один из дней, совершив свою утреннюю молитву, ушёл из жизни мусульманин.
Дерево в этот год заплодоносило, одарив щедрым урожаем орехов. На вырученные деньги от продажи сыграли свадьбу старшему сыну, на которой почётным гостем был каландар.

 

Сосед

В одном селении жили два друга, неразлучные с детства. Женившись, дома поставили рядом, их жёны были родными сёстрами. 
С годами они настолько стали ближе, что односельчане стали называть их братьями. Прекрасны были их отношения, и никто не догадывался, как один из них втайне завидовал другому. И дом друга казался богаче, и жена красавица и умелица, и дети пригожие, и дело в их руках спорится. И люди прислушивались не к его словам, а друга. Одним словом, жизнь для него потеряла всяческую привлекательность.
Но всё тайное когда-то становится явным. И вроде ничего такого не произошло, просто друг посадил возле дома кусты роз. И однажды ранней весной они расцвели. Ароматное дыхание цветов взбудоражило не только пчёл. Это было той последней каплей, которая переполнила чашу зависти соседа. Он явился, спокойный с виду, но голос его дрожал от едва сдерживаемого негодования. Он сам от себя не ожидал такой реакции. 
– К чему ты посадил эти колючие кусты, невозможно пройти, не поцарапавшись, если тебе так нравятся колючки, посадил бы ежевику, она хоть даст сладкие ягоды, – кричал он.
– Брат, – отвечал сосед, – как я рад твоему приходу, вкуси красоту цветов глазами и сердцем! Когда мы поженились, жена сказала, что мечтает о маленьком домике с розами, вот, наконец, я исполнил её мечту. Домик построили и цветы посадили. А ежевики много кругом. Ты чем-то недоволен? Тебе не нравятся розы? 
– Вот что скажу я тебе, ты просто подкаблучник! 
– Брат, прошу тебя, успокойся, хочешь, возле твоего дома посадим цветы!
– Ещё чего?! Ни за что!
У него потемнело в глазах, вдруг почудилось, будто розы вонзили в его сердце свой острый шип. Он вернулся домой сам не свой. Жена заварила зелёный чай. Но ничто его теперь не радовало. Свету белого не хотелось видеть. К вечеру ему стало так плохо, что жена вызвала местного фельдшера. Он измерил давление, сделал укол и ушёл, пообещав, что состояние нормализуется.
Но ему становилось всё хуже.
За душой завистника явился ангел, и первое, что произнёс умирающий, были слова:
– Почему такая несправедливость?! Ты, наверное, ошибся. Тебе нужен не я, а мой сосед.
– Ошибки не может быть, и я скажу тебе, почему. Мы не видим людей, мы видим их души. Они отражают их дела и помыслы. Душа твоего соседа сияет добротой, чистотой, любовью. Он снискал уважение и на небе, как на земле. А ты потратил свою жизнь, потворствуя чувству собственной значимости и превосходства, чернота поглотила твоё сердце, твой ум, – отвечал ему ангел. – Тебе всего мало было. Ты жаждал быть выше всех. Ну что ж, твоё желание исполнилось.
– И, конечно, место соседа будет среди избранных.
– Да, ты неисправим, даже теперь у врат небесных продолжаешь завидовать, – произнёс с сожалением ангел.
– О, нет, нет, я всё понимаю, поверьте, я искренне раскаиваюсь! Дайте мне, прошу вас, хоть один малюсенький шанс, вы увидите, что я использую его на добрые дела и мысли. Возьму пример со своего друга.
Вероятно, вселенский посланец поверил в искренность его слов. Человек открыл глаза и, увидев плачущих жену, соседей, детей, улыбнулся и сказал:
– Слава Всевышнему, я постараюсь оправдать Его награду, теперь будет всё по-иному. Друг, дай мне руку и прости меня. Жена, может, мы тоже посадим розы в своём дворе?
Жаждущий света, идёт на свет, идёт к свету, а не приказывает свету прийти на его зов и озарить его жизнь. Знайте, что все несчастья происходят от незнания этого. И очень редко даётся шанс прийти в эту жизнь вторично. А, если и случается такое чудо, значит, есть ещё надежда на возвращение к свету.

 

Художник: Melissa Helene.

5
1
Средняя оценка: 3.13095
Проголосовало: 84