Николай Бурляев: «Российскую культуру будем развивать на основе традиционных духовно-нравственных ценностей»
Николай Бурляев: «Российскую культуру будем развивать на основе традиционных духовно-нравственных ценностей»
21 ноября 2022 года на расширенном заседании комитета Госдумы по развитию гражданского общества было объявлено, что в России появилось движение «Культурный фронт России».
Инициатор проекта, ставший председателем движения, народный артист России Николай Бурляев, первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, депутат партии «Справедливая Россия – За правду». Он заявил, что «во времена мобилизации наших воинов для решительной схватки с мировым нацизмом и сатанизмом, необходима мобилизация и сплочение деятелей культуры и искусства». И пояснил, что создание общественного внепартийного движения «Культурный фронт России» необходимо «для синергии творческих работников со всем обществом, педагогами, учёными, армией, основными религиозными конфессиями». Членами организации станут артисты, писатели, художники и музыканты.
На пресс-конференции, посвящённой этому событию, Н.П. Бурляев пояснил, почему именно сейчас реализуется проект.
«Нашему обществу, – сказал он, – нужно было дозреть до понимания того, что нужно сплачивать деятелей культуры, пропагандирующих наши культурные ценности. Это враньё, что уехало много артистов, уехали считанные единицы, и это не утрата для нашей культуры, а её очищение».
Н.П. Бурляев рассказал, что учредителями «Культурного фронта России» стали творческие Союзы – писателей России (90 отделений), художников (100), кинематографистов.
Отделения «Культурного фронта России» будут открыты во всех регионах страны.
В числе сопредседателей – Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский, Юрий Башмет, Владимир Крупин, Пётр Толстой, Захар Прилепин, Николай Иванов и другие деятели культуры.
Среди тех, кто вошёл в состав Центрального штаба, Карен Шахназаров, Алексей Рыбников, Эдуард Артемьев, Виктор Захарченко, Президент Академии наук Чеченской республики Джамбулат Умаров, худрук Луганского театра на Оборонной Михаил Голубович, солист Донецкой филармонии Франсуа Модеме, военкор Семён Пегов, первый лауреат награды за выдающийся вклад в тележурналистику.
Важнейшим документом «Фронта» станет Кодекс чести деятелей культуры, который вместе с уставными документами находится в стадии разработки. «Культура и искусство – основа духовного совершенствования человека, национальной безопасности государства. Мы, создатели произведений искусства, осознаем глубочайшее их воздействие на человека, уровень доверия искусству зрителей и свою ответственность перед обществом. Мы признаём, что культура и искусство могут быть как полезными, так и вредными», – зачитал Н.П. Бурляев выдержку из преамбулы Кодекса. Создатели документа чётко сформулировали разницу между искусством и развлечением. Указали, к примеру, что «искусство» направлено на усовершенствование человека, а «развлечение» понижает духовный и нравственный уровень народа, развращает людей.
Кодекс представят публике после того, как движение будет официально оформлено. Кроме того, в документе прописали отношение к религии, национальному достоинству, представлению о жестокости и пороках.
«Движение «Культурный фронт России» принципиально внепартийное, – сказал Н.П. Бурляев, – и 21 ноября на расширенное заседание комитета по гражданскому обществу пришли руководители всех фракций Госдумы. У нас в активе три зампредседателя Госдумы и восемь депутатов, председатели или зампредседателей комитетов – по развитию гражданского общества, по культуре, просвещению, по вопросам семьи, женщин и детей. Это облегчает решение вопросов на законодательном уровне. Мы не можем жить дальше в антикультурном пространстве, будем развивать российскую культуру на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».
Депутат планирует добиваться повышения финансирования на культуру в 2023 году – трёх процентов от ВВП вместо заявленных в бюджете 0.6.
«Культурный фронт», конечно, отчасти преемник «Золотого Витязя»: Н.П. Бурляев 31 год собирал деятелей культуры в разных сферах – в кино, театре, литературе, музыке, живописи, добиваясь перемены вектора направленности антидуховной жизни, и наконец всё произошло. Магистральное направление – проведение «мощной линии добра».
Во «Фронт» уже со всей России идут просьбы-заявки помочь продвинуть тот или иной проект, фонды, поддерживающие культуру, и Минкультуры за всем уследить не могут.
Н.П. Бурляев надеется, что, собрав сотни экспертов, «Фронт» станет той экспертной базой, которая будет регулировать деятельность Минкультуры. «Знаю это министерство с 1959 года, – говорит Николай Петрович, – к сожалению, за 30 лет его превратили в министерство развлечений. Я не против Гайдая и фильмов типа «Холопа», отдыхать людям надо, но создайте департамент по развлечениям, а минкультуры должно заниматься вопросами культуры, просвещения, литературы, а то у нас литература – в министерстве цифры. Профессии писатель вообще не существует, и строки такой нет в бюджете, а ещё Гоголь говорил, что культура на передовой битвы за душу человека. Не призываю к политической цензуре, но общественный контроль должен быть, и я инициатор законопроекта о создании общественных советов при ТВ, кино, театрах».
Артист и депутат поделился впечатлениями о том, как, попав в 15 лет в Театр имени Моссовета, бывал на худсоветах, которые вёл Юрий Завадский, где выступали Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, они что-то советовали, и это было полезно для коллег.
А в современном Минкультуры половина общественного совета – блогеры и интернет-портальщики, реальных специалистов почему-то вывели из советов. Эксперты в минцифры – те же либералы, и, по словам Н.П. Бурляева, дело тех, кто создаёт в 2022-м году «Культурный фронт» – «представить миру новую цивилизационную модель разумного государства».
Взаимоотношения «Фронта» с Министерством культуры пока только складываются. Министр Ольга Любимова приходила в Госдуму вскоре после того, как ушла с наших экранов Америка, и они обсудили с Н.П. Бурляевым коллекцию из более, чем ста сценариев, отмеченных на конкурсах «Золотого Витязя» за 30 лет. Поговорили и о том, что неплохо бы оцифровать в хорошем качестве шедевры, которых много в нашем кино.
«Мне трудно видеть падение киноискусства, – сказал Н.П. Бурляев, – все ударились в рынок, а культура и рынок несовместимы. Рынок делает деньги, такого рода искусство Иван Ильин называл «доходным промыслом». За 30 лет мы собрали в «Золотом Витязе» 9 тысяч фильмов, и каждый год прибавляем ещё по 200. В своё время я предлагал каналу «Культура» программу из 4 тысяч фильмов на несколько лет, но из этого ничего не вышло. Попытаемся показать эти фильмы сейчас».
Надежда на Минкультуры у Н.П. Бурляева большая, неслучайно он предложил пост министра культуры подкрепить статусом зампредседателя правительства РФ.
Депутат отметил изменения на ТВ, хорошую работу канала «Россия 1», правда, посоветовал искать новые формы и сделал акцент на общественном контроле. 30 лет ТВ понижало уровень народа, воспитало новое поколение, которое воюет не благодаря, а вопреки тому, что видели по ТВ, опираясь на свой генетический код.
При этом депутат не преминул напомнить, что Указ президента о культурной политике, который вышел в 2014 году, Владимир Мединский назвал «конституцией для чиновников Минкультуры», вот только выполняют они её очень плохо.
Поделился Николай Петрович и своим мнением об актуальном искусстве. Сказал, что видел разные выставки в Гостином дворе и рад, что время чёрных квадратов, треугольников и параллелепипедов заканчивается. И напрасно чиновники активно пиарят «современное искусство», по словам художника Крамского, такого понятия не существует, искусство – оно или есть, или его нет.
«А чиновники строят здания для галерей современной живописи, – сказал Н.П. Бурляев, – чтобы обманывать зрителей, как обманывали меня ещё в 1960-х: посмотри, Кандинский, Малевич, Модильяни, Ван Гог… А я смотрел и думал – «Или я чего-то не понимаю, или нас ведут не туда». Буквально вчера по ТВ показывали авангард в центре Москвы, и я вспомнил, что говорил о таком искусстве Тарковский – «Это ложь».
На пресс-конференции «Культурного фронта» обсудили и самые актуальные вопросы, например, то, что на передовую артисты ездят пока по желанию, а не системно, как во время Великой Отечественной. Тогда на фронт ехали лучшие артисты театра и кино, оркестры, музыканты. Но пока государство занимается важным делом, иные проявляют инициативу, как, например, Никита Михалков, организовавший свой фонд помощи коллегам, которым порой не на что лечиться, похоронить родственника-артиста или поставить ему памятник. Мэр Собянин прибавил пенсию народным и заслуженным артистам – москвичам, Н.П. Бурляев намерен поставить этот вопрос перед своим комитетом в отношении всех «заслуженных» россиян.
Итак, движение создано, в ближайшее время будут формироваться отделения по России, в том числе, в Донецке, Луганске, Херсоне и Запорожье. Действительно, пришло время служить духовному возрождению России: «Цель «Культурного фронта России» – содействие исцелению от тотального духовного инфицирования нашего народа», – говорит Н.П. Бурляев.
Создание экспертной базы – одна из главных задач, давать советы государству и министерствам – дело непростое. К религиям в «Культурном фронте» относятся лояльно: в России не погибла ни одна традиционная религия. «Любовью и единением спасемся», – заповедь Сергия Радонежского у Н.П. Бурляева всегда наготове.
Участники пресс-конференции призвали «Культурный фронт» защитить собственность художников Москвы, которых власти часто выгоняют из мастерских, заняться московскими беспризорниками по системе Макаренко и заставить чиновников сдавать тест на культуру.
Под занавес артист прочёл стихотворение Николая Языкова, друга Пушкина, «К не нашим» 1844 года, которое заканчивается строками:
…Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!
Увы, «не наши» 1844 года – настоящие двойники не наших 2022-го. Борьба продолжается…
Художник: В. Нестеренко.