Под звездой Николая Данилевского

К 200-летию русского гения

Нынешний год стал уверенным шагом возвращения на просторы Русского мира выдающегося ученого-естествоиспытателя, социолога, культуролога, философа, геополитика, одного из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолога панславянизма, «отца русской политической мысли».

Интерес к Данилевскому всколыхнула не только знаменательная дата – 200-летие со дня рождения, но и события, ставшие векторными в истории России и всего мира. И это стало не просто поводом вспомнить гениального соотечественника, верой и правдой служившего Отечеству на разных поприщах, но и обратиться к его бессмертным трудам, многое объясняющим, дающим не только надежду, но и уверенность, что Россия выполнит своё высокое предназначение миродержавной цивилизации – спасёт мир от катастрофы и осуществит мечтание всего человечества о жизни в 
согласии и созидании. 

Николай Яковлевич Данилевский

В Крыму Николая Яковлевича Данилевского считают земляком, поэтому уходящий год стал Годом Данилевского. 
«Основание у нас для этого серьёзное – считает председатель Комитета Госсовета РК по культуре и вопросам охраны культурного наследия Николай Волков. – Именно в Крыму был написан его основной труд «Россия и Европа», и с нашим полуостровом связана разносторонняя деятельность русского гения. У обладавшего даром предвидения Данилевского находим ответы на злободневные вопросы современности: что делать в условиях нарастающего глобального политического кризиса? как жить России с Европой на одном Евразийском материке? “Россия и Европа” стала нашей настольной книгой. О ней идёт речь не только на научно-практических конференциях в Симферополе и Ливадии, но и на встречах со студентами и школьниками, читателями в библиотеках, где в доступной для всех форме доносятся пророческие мысли Николая Данилевского до каждого. Уверен, что изучать его труды надо с самого раннего возраста. Они просветляют ум, воспитывают патриотизм в самом высоком, исконном смысле этого понятия».

Выставка трудов Данилевского

Чтобы книга «Россия и Европа» стала доступной для всех жителей полуострова, её переиздали и презентовали на научно-практической конференции «Н. Я. Данилевский – русский гений». В пленарном и секционных заседаниях приняли участие учёные, аспиранты и студенты, старшеклассники, представители широкой общественности. Была официально обнародована точная дата рождения Николая Яковлевича – 16 декабря 1822 года, а не 10 декабря, как считалось до недавнего времени. Основание – запись в «Деле по рапорту Орловского депутатского собрания о дворянстве рода Данилевских».
Красной нитью через все доклады прошла мысль о необходимости всколыхнуть повышенное внимание к выдающейся личности и бессмертным трудам глубокого философа и яркого публициста. 
«Пришло время оценить во всей полноте большой практический вклад подвижника Данилевского в те области науки, которыми он занимался – от философии до биологии и финансов и даже до богословия, – считает кандидат филологических наук, доцент Таврической академии Крымского федерального университета им. В. Вернадского Сергей Киселёв. – Мысли Данилевского глубоко национальны, а самое главное – призывают к укреплению русского духа. Духа национального мировосприятия и национального понимания процессов, которые сегодня происходят в мире».

Николай Волков (справа) и Сергей Киселёв на конференции с Симферополе

По сути, именно Крым стал местом, откуда началось возвращение Данилевского. Предвзято истолкованный авторитетным философом Владимиром Соловьёвым труд «Россия и Европа» оказался под запретом, а имя автора упоминалось разве что специалистами.
По этой причине долгое время никто не интересовался точным местом захоронения философа, скоропостижно скончавшегося от сердечного приступа во время научной поездки в Тифлисе 7 ноября 1885 года. После революции крымскую усадьбу, где было погребено перевезённое вдовой тело учёного, разграбили и сожгли дотла. В советские времена на территории разбили пионерский лагерь. Не подозревая о некрополе, место его закатали в бетон и устроили здесь костровую площадку. 
В середине девяностых годов прошлого века молодые учёные Таврического национального университета, среди которых был
Сергей Киселёв, занялись поиском семейного некрополя, и в 1996 году нашли место упокоения Данилевского, его супруги (внучатой племянницы святителя земли Русской Игнатия Брянчанинова) и ещё восьми членов семьи.
По выходным энтузиасты сбивали отбойными молотками бетонное покрытие. В мае 1997 года работу завершили, тогда же установили точно такой же православный деревянный крест, какой был при захоронении. В декабре 2007 года по инициативе Русской общины Крыма, не без препятствия по стороны украинских чиновников, установили памятник, средства на который выделили потомки учёного Валентина Яковлевна Данилевская-Данильченко, Татьяна Николаевна Вьюшкина и Ольга Николаевна Данилевская. На открытие памятника приехала дочь Татьяны Николаевны Ольга Николаевна, живущая в США, но не теряющая связи с родиной и родовым гнездом. 
Но ещё до этого, в 1994-м, провели первую научную конференцию по творчеству Данилевского в получившем статус музея Ливадийском дворце. Следующая, более представительная, состоялась в 2002 году, а с 2007-го конференции проходят ежегодно – в программе Международного фестиваля «Великое Русское слово» в июне и в рамках Ливадийского форума в декабре.

В этом году на декабрьской международной конференции «Русский мир: место и роль в формирующемся новом миропорядке» принята резолюция, в одном из пунктов которой предлагается увековечить память Н. Я. Данилевского в названиях улиц населённых пунктов, учреждений культуры, науки и образования Республики Крым и города Севастополя. Общественная палата Крыма инициировала присвоение его имени республиканской универсальной научной библиотеке.
Научные чтения прошли в Севастопольском Институте биологии южных морей, где говорили о вкладе учёного и в общественные науки, и в ихтиологию, о его исследованиях по теории эволюции и критики теории Дарвина. Была презентована книга учёного-ихтиолога Анны Арсеньевны Майоровой-Даниленко «История моей жизни для моих детей», существенно дополняющая биографические сведения о роде Данилевских. 
При поддержке Госсовета, Совета министров и Министерства культуры республики Государственная телерадиокомпания «Крым» сняла документальный фильм о Николае Данилевском.
Широко отметили память юбиляра на Орловщине, где он родился. В Орле открыта мемориальная доска и состоялась Международная научно-практическая конференция «Запад – Восток: Н.Я. Данилевский и сохранение культурной идентичности России», а в городском парке культуры и отдыха райцентра Ливны установлен бюст в честь земляка. 

Бюст Данилевского на Орловщине

Классику российской геополитики посвятили выставку его книг в областной библиотеке Вологды – края, где Данилевский был три года в ссылке по делу петрашевцев, где он написал книгу «Климат Вологодской губернии». 
В научно-практической конференции в Московском институте наследия приняла участие правнучка Н.Я. Данилевского Ольга Николаевна Данилевская. Она привлекла внимание к 16 сохранившимся объектам, связанным с жизнью и творчеством Николая Яковлевича, среди которых – фамильный некрополь семьи Данилевских в Крыму, отметив: «Признание философских идей Николая Яковлевича в речи президента России Владимира Путина в дискуссионном клубе “Валдай” даёт надежду на то, что бывшее имение философа в Мшатке (ныне посёлок Санаторный) под Ялтой получит статус объекта культурного наследия федерального значения и там будет создан музей».

Правнучка Данилевского Ольга Николаевна на могиле в Мшатке. Июль 2015 года

Центробанк выпустил с портретом Данилевского денежный знак в серии «Выдающиеся личности России». 
Значение Николая Данилевского для Русского мира неоспоримо. Мы видим подтверждение каждой его глубокой мысли в период новых испытаний для нашей страны.
Из полуторавекового далёка доносится: «…Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему…»
Он предупреждал нас и о затяжной болезни подражания Западу, которое мы наблюдали многие годы. А исцелить от неё, по мнению Николая Данилевского, способна лишь «целебная сила исторических событий, поднимающая дух нашего общества». Время таких исторических событий, как видим, настало.
А разве это не сермяжная правда дней наших: «Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России. Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идёт о защите русской народности…»? 

Не случайно современники Николая Данилевского называли его «Россию и Европу» «Всеславянской Библией». К Форосскому имению Абильбах в Мшатке, где родился этот труд, были обращены мысли просвещённой России, которая вслед за Фёдором Достоевским, признававшимся: «Жду его статьи как голодный хлеба...», ловила каждое его слово. Так же ловим его слова и мы, убеждаясь, что глубокие пророческие высказывания давних лет о взаимоотношениях России и Европы сбываются в сложное время формирования новой системы международных отношений и подсказывают, как действовать России при открытом противостоянии Запада. 

В Мшатке, у Данилевского

У Данилевского находим и объяснение упорству, с которым Запад отказывается признавать Крым российским: «Овладения морскими берегами или даже одним только Крымом было бы достаточно, чтобы нанести России существеннейший вред, парализировать её силы». 
Полтора века назад философ писал: «Всякое преуспеяние России, всякое развитие её внутренних сил, увеличение её благоденствия и могущества есть общественное бедствие, несчастье для всего человечества». Это подтвердило то, как воспринят прорыв России после безвременья девяностых в экономике и военном деле. Именно за успехи на нашу страну с новой силой ополчились и Америка, и Европа, весь так называемый «цивилизованный мир», отказывающийся признавать русскую цивилизацию. А Данилевский, кстати, утверждал, что нет единой цивилизации, а значит, абсурдно 
говорить о неком «цивилизованном мире». Он говорил о наличии многих цивилизаций, каждая из которых представляет культурно-историческое общество, конкурирующие в своём желании выжить. Каждая из них – творец своей истории. В Европейской цивилизации Данилевский отмечал две творческие силы – политика и культура. Русская цивилизация, по его мнению, отличается от всех остальных тем, что она питается четырьмя творческими модусами: религия, культура, политика и нравственность. И это сочетание делает её уникальной. 

Судя по нынешним событиям, пришла, наконец-то, пора поднять слова Николая Данилевского на щит: «Борьба с Западом – единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий». 
У него находим мы и объяснение вынужденно происходящему: «…В сущности, обстоятельства, в которых находилась Малороссия во времена Хмельницкого и западные славяне теперь – весьма сходны. Народный энтузиазм, благоприятное стечение обстоятельств, гений предводителя, выдвинутого вперёд народным движением, может быть, и могут доставить им независимость, как при Хмельницком, но сохранение её, а главное, сохранение общего славянского характера жизни и культуры невозможно без тесного взаимного соединения с Россией». 
Данилевский был уверен и передал нам эту уверенность: «Удел России – удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять, не угнетать, как всем представителям силы, жившим доселе на нашей земле: Македонии, Риму, арабам, монголам, государствам германо-романского мира, а – освобождать и восстановлять; и в этом дивном, едва ли не единственном совпадении нравственных побуждений и обязанностей с политическою выгодою и необходимостью нельзя не видеть залога исполнения её великих судеб, если только мир наш не жалкое сцепление случайностей, а отражение высшего разума, правды и благости». 
Словно сегодня сказано гениальным учёным: «…Враждебность Европы слишком очевидна, она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных её интересах».
Всю книгу «Россия и Европа» можно разобрать на цитаты, иллюстрирующие события, участники и свидетели которых – мы с вами. Они дадут всем такое ясное, чёткое представление о происходящем, что не может быть ни малейшего сомнения в праведности избранного Россией трудного пути к достижению благородных целей.

5
1
Средняя оценка: 2.9375
Проголосовало: 112