Создатель легендарной «тридцатьчетверки»

3 декабря – день рождения Михаила Ильича Кошкина, легендарного конструктора, лауреата Государственной премии СССР, Героя социалистического труда, попавшего в список личных врагов Адольфа Гитлера и Германии за создание Т-34, лучшего среднего танка Великой Отечественной войны и, как считают аналитики, сыгравшего ключевую роль в нашей победе над немецко-фашистскими захватчиками. Существует легенда, что из ненависти к танку Т-34 Гитлер назначил вознаграждение за голову конструктора, однако, узнав, что тот уже умер, приказал разбомбить кладбище, на котором Кошкин был похоронен. Могила инженера не сохранилась.

По мнению немецкого генерал-майора Б. Мюллера-Гиллебранда, появление танка Т-34 ознаменовало зарождение так называемой танкобоязни у немецких войск на Восточном фронте. Справочники сообщают, что по рейтингу «Top Ten Tanks», составленному телеканалом Military Channel в 2007 г. на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищённость, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью. 

Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 г. в деревне Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья рабочего Кошкина была многодетной и бедной. В 1905 г. отец, тяжело трудясь на лесоразработческом промысле, надорвался и умер, что вынудило мать заняться батрачеством. Михаил с братом Сергеем учились в церковно-приходской школе и в свободное время пасли свиней, чтоб хоть немного заработать на жизнь.

Дочь М. Кошкина Елизавета Михайловна через много лет рассказывала: «Миша, как старший, чтобы помочь матери, ушел на заработки в Москву, пешком с торбой сухарей за плечами и лаптями наперевес, как тот Ломоносов. Он направлялся к какому-то родственнику матери, она дала ему записку с адресом. Но буквально в первый день, не дойдя до места, он наткнулся на драку, несколько сильных мальчишек избивали одного слабого. Он вмешался, выручил того, кто слабее, но в драке потерял записку. Он остался один без денег и знакомых, но тут его подобрал рабочий Московской кондитерской фабрики. Этот мастер и его жена выходили моего отца и устроили на фабрику». На фабрике подросток проявил усердие и склонность к обучению, быстро прошел путь от подсобника до мастера цеха.

В 1917 г., при Керенском, незадолго до октябрьских судьбоносных событий, Кошкин был призван на службу в армию. Оттуда – вошел в ряды 58-го пехотного полка Красной Армии и был отправлен на Западный фронт, а по получении ранения – на лечение в Москву, где и демобилизован. 

15 апреля 1918 г. Михаил добровольно поступил в Московский железнодорожный отряд Красной Армии, в составе которого воевал под Царицыном. В следующем году был переведен в 3-й железнодорожный батальон на должность заместителя командира военного подразделения по политическому руководству, участвовал во взятии Архангельска, в боях против английских интервентов. 

По дороге на Польский фронт заболел, перенес «все три формы тифа», но выкарабкался.
По выздоровлении был восстановлен в свой батальон и участвовал в боях на Южном фронте против войск Врангеля. 

После окончания Гражданской войны политрук Кошкин был направлен в Коммунистический университет им. Свердлова, где проучился с 1921 по 1924 гг. и где ему доводилось слушать лекции лично Ленина, Сталина и Орджоникидзе. В те годы Кошкин сблизился с известным военачальником РККА Михаилом Тухачевским, расстрелянным затем в 1937 г., известно также о его контактах с высопоставленными советскими государственными деятелями Кировым и Орджоникидзе.

Далее Кошкин был направлен в Вятку (ныне Киров) на кондитерскую фабрику, где вскоре вышел в директора, сделав фабрику одним из самых прибыльных и процветающих предприятий в городе. Сохранился фрагмент протокола заседания комитета фабрики, где рассматривается просьба коллектива задержать М. Кошкина на должности директора, дабы он подготовил достойного преемника.

В Вятке Кошкин повстречался со своей будущей женой. Дочь Елизавета о том периоде рассказывала: «Я родилась в Вятке, в келье Трифонового монастыря, где мы и жили. Там же отец организовал курсы ликбеза, учился сам и учил других. Он окончил всего лишь два класса церковно-приходской школы и всю жизнь писал с ошибками, но был при этом человеком знания. Кстати, на эти же курсы он отправил мою няньку, а потом способствовал ее поступлению в медицинский институт. Он всегда заботился о людях. Еще один яркий пример: будучи начальником фабрики в день выдачи зарплаты он собирал у себя в кабинете жен своих сотрудников с детьми. Детей угощал конфетами, а зарплату выдавал на руки женам, чтобы вятские мужики не пропили все деньги».

С 1925 по 1929 г. Кошкин поднялся и по партийной карьерной лестнице – от должности заведующего агитационно-пропагандистским отделом райкома до губернского комитета. В 1929 г. Кошкина, по требованию Кирова, в счет «партийной тысячи» направили учиться в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы».

Эта кафедра подготовила много квалифицированных специалистов для будущего танкостроения: помимо М. И. Кошкина, конструктора Т-34, ею были выпущены С. П. Изотов, конструктор газотурбинного двигателя танка Т-80, а также Н. Ф. Шашмурин, создатель танков ИС-2, ИС-7, Пт-76, БТР-50 п.

Практика М. Кошкина проходила на известном Горьковском автозаводе, а во время преддипломной подготовки Кошкина направили в конструкторский отдел Ленинградского завода № 185, где впервые доверили заниматься проектировкой экспериментальных танковых образцов. В документальной повести «Сотворение брони» Я. Резник писал: «Не раз, указывая на Кошкина, Сергей Миронович (Киров – М. С.) советовал: нагружайте его хорошенько, не бойтесь поручать сложную работу. Удивительно башковитый и цельный мужик. Этому по плечу большие дела, этот себя покажет». На этом заводе Кошкин остался и после окончания института в 1934 г., заняв должность заместителя начальника конструкторского бюро. Под его началом были созданы танки Т-46-5 и Т-29.

В 1936 г. Михаил был назначен начальником конструкторского бюро завода № 183 в Харькове. В момент прибытия нового начальника КБ на заводе в производстве уже были танки БТ-5 и БТ-7 и имелись собственные разработки танков Т-12 и Т-24. Кошкин влился в коллектив, быстро заслужив уважение трудолюбием и принципиальностью. За год работы М. Кошкин, вместе с помощниками Н. Кучеренко и А. Морозовым, осуществили модернизацию танка БТ-7, установив на нем двигатель В-2, тем самым был создан первый в мире танк с дизельным двигателем.

Памятник М. Кошкину возле завода им. Малышева. Харьков

В сентябре 1937 г. Автобронетанковое управление РККА поставило задачу разработать новый маневренный колесно-гусеничный танк. В кратчайшие сроки под руководством Кошкина КБ разработало новый танк А-20. В процессе долгих конструкторских дискуссий от колесного хода, который плохо проявил себя в бою, полностью отказались, сделав боевую машину чисто гусеничной. Так появился новый танк, получивший индекс А-32.

На рассмотрение И. Сталину тогда было представлено два проекта. Глава государства незамедлительно велел изготовить оба и сравнить их по результатам испытаний. В 1939 г. экспериментальные образцы танков А-20 и А-32 были готовы и для испытаний предоставлены.

М. Кошкин с коллегами на испытаниях танка, будущего Т-34

«Когда он работал над своей “тридцатьчетверкой”, то дневал и ночевал на заводе – все его силы, мысли, время были поглощены новым танком, – писала Е. Кошкина. – Мы, дочери, редко видели его дома. Просыпаемся – папы уже нет, засыпаем – он еще не пришел. А когда выдавался свободный вечерок и отец принимался лепить пельмени, он непременно брал меня в помощницы. А маме, пытавшейся нам помочь, говорил: “Не надо, Верочка, мы уж с Лизой сами как-нибудь. Все будет в полном порядке”. Исключительно нетребовательный в быту, в отношении к собственным нуждам, он был напорист, принципиален и требователен в работе. Не терпел разгильдяйства, халатности. Это был человек одержимый. Он ничего не делал вполсердца, вполсилы».

За короткие сроки, с учетом требованием комитета, были изготовлены два экземпляра танка на базе А-32, с броней 45 мм и пушкой 76 мм. Эта модель, успешно проявившая себе в испытаниях, и получила название Т-34. 

Памятник Т-34 в Харькове

17 марта 1940 г. танки были показаны руководству страны и получили одобрение. Сталин назвал Т-34 «новой ласточкой». 

В апреле, возвращаясь в Харьков своим ходом, один из танков упал в воду. Кошкин лично участвовал в спасении машины и сильно простудился. Однако, невзирая на болезнь и госпитализацию, участвовал в окончательной доработке конструкций и налаживании серийного производства. Недуг стремительно прогрессировал, пришлось удалить отказавшее легкое. Усилия врачей оказались тщетными – 26 сентября 1940 г. М. И. Кошкин скончался. 

Вспомним величайшее в истории танковое сражение, в котором ключевую роль сыграли «тридцатьчетверки». Оно состоялось в ходе Курской битвы, 12 июля 1943 г., близ села Прелестное, у поселка Прохоровка. В нем участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон. К исходу дня немецкая танковая группировка, состоявшая из лучших дивизий вермахта «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Райх», «Мертвая голова», были разбиты и отступили. На поле остались догорать 400 машин. (Курская битва длилась 50 дней, завершившись освобождением Харькова. В ней помимо тяжелых людских потерь враг потерял около 1500 танков и штурмовых орудий. Повернуть ход войны в свою пользу ему не удалось. Но и наши атакующие потери, в частности, в бронетанковой технике были велики. Они составили более 6 тысяч танков и СУ.)

Танк Т-34 на Курской дуге. 1943 г.

Следует привести и несколько свидетельств об удивительной боевой машине Т-34. Начать с того, что сами сотрудники КБ Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где разрабатывался в течение трех предвоенных лет новый танк, шутили так: «Броня толста, как шматок украинского сала».

 Танк Т-34 возле Звонницы на Прохоровском поле. Май 2010 г.

А. А. Морозов, один из создателей Т-34, преемник М. И. Кошкина на посту главного конструктора в своих воспоминаниях размышлял: «В чем же сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и маневренность… Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой броней, либо с хорошей пушкой, либо обладавшие высокой маневренностью. Однако танк лишь только тогда хорош, когда в нем соединяются эти качества. Удачно же сочетать в одной машине мощное вооружение и бронирование с хорошей маневренностью до нас никому не удавалось». 

Советские воины на Т-34 – на фоне Бранденбургских ворот. Берлин, 1945 г.

С 1940 по 1944 гг. семью советскими заводами (сначала в Харькове, до оккупации, затем в Сталинграде, до 1942-го, а также в Горьком, Нижнем Тагиле, Челябинске и Свердловске) было выпущено 35 467 танков Т-34. Абсолютным рекордсменом в производстве «тридцатьчетверок» стал Нижний Тагил – 15 013 машин.

На фото из Пермского края мы видим «тридцатьчетверку», установленную в Кунугре, где в 1943 г. на территории Уральского округа был сформирован 30-й Уральский добровольческий танковый корпус в составе трех танковых бригад. 

Урал Кунгур

Наследие великого конструктора сложно недооценить – Т-34 стал одним из символов победы. 
Е. Кошкина рассказывала в одном из интервью: «Танков Т-34 на пьедесталах стоит сто сорок два – это где-то написано. В России, США, в Израиле… А потом я еще встречала цифру, что их сейчас более четырехсот. Мне больше всего нравится в Париже, у входа в Дом инвалидов – там музей всех времен и народов. Т-34 поставлен по просьбе Жака Ширака… Нет, еще де Голля! И когда привезли эту машину, там выстроились по одну сторону наши солдаты, по другую французские, и как ты думаешь, когда танк шел к зданию, чтобы войти на пьедестал, что играли? Ну, сначала “Марсельезу”, конечно, а потом “Утро красит нежным светом стены древнего Кремля”! Я в этот музей, в Париж все собираюсь поехать, ни за что не помру, пока не съезжу!»

Памятник танку Т-34, а фактически М. И. Кошкину, установлен на Ярославском шоссе недалеко от г. Переславль-Залесский, у поворота на село Брынчаги, где родился выдающийся конструктор. 

На постаменте танк Т-34-85. Ярославское шоссе близ Переславля-Залесского

Символично, что в 2014 г. несколько танков сошли со своих мемориальных постаментов в Донбассе, чтобы в составе подразделений ополчения пойти в бой против укронацистов.

5
1
Средняя оценка: 2.74112
Проголосовало: 197