Степан Сафонов: «Здесь моя Родина…»

Когда Краснодон оказался в оккупации, Степан примкнул к «Молодой гвардии». Ему удалось избежать ареста в роковом для молодогвардейцев январе 1943 года, но дожить до победы парень всё-таки не сумел. 

Степан Сафонов родился 19 декабря 1926 года в городе Каменске, что в Ростовской области. Происходил он из обычной семьи. Уже с детства Стёпе пришлось бороться за своё будущее. У мальчика были серьёзные проблемы со здоровьем, и он постоянно болел. В остальном же его детство не отличалось от детства остальных советских детей. Маленький Стёпа очень любил стихи и песни. Особенно ему нравилась «Широка страна моя родная». Ещё до школы он научился читать и писать. 
В 1934 году Степан пошёл в первый класс. Но уже через год семейство Сафоновых перебралось на новое место жительства. Они обосновались в посёлке Сорокино (с 1938 года – город Краснодон). Стёпа продолжил обучение в школе №1 имени Горького. 
Степан Владимирович Сафонов, отец Стёпы, вспоминал: «По натуре Стёпа был серьёзным мальчиком. Даже в детстве уличные игры его мало интересовали. В свободное время он отдавался чтению книг, особенно о героях гражданской войны». 
Будучи подростком, у мальчишки появилось ещё несколько серьёзных увлечений помимо книг. Он по-настоящему влюбился в кинематограф. А его любимым фильмом стала лента про Чапаева. Её Стёпа смотрел несколько раз. Вообще, он старался не пропустить ни одного сеанса. И мечтал, что однажды сам или срежиссирует какую-нибудь картину, или же снимется в главной роли. 
Ещё Стёпа очень любил радио. Каждое утро у него начиналось одинаково – он включал приёмник и слушал передачи. А вечером, перед сном, слушал новостные сводки. Когда Стёпа стал чуть постарше, он уже самостоятельно пытался собрать радиоприёмник. Но знаний не хватало, поэтому довести до ума технику у него так и не получилось. 
Зато Степан хорошо проявил себя в качестве фотографа. Фотоаппарат мальчишке подарил председатель Краснодонского поселкового совета. В свободное время Стёпа уходил в лес и фотографировал. Иногда брал с собой фотоаппарат на рыбалку. К рыбной ловле его пристрастил отец, который часто составлял сыну компанию. А ещё Стёпа мечтал приобрести ружьё, научиться стрелять и стать охотником. 

Поскольку Стёпа был увлекающимся мальчишкой, с учёбой дела у него обстояли неважно. Сафонову было скучно сидеть в школе, когда его окружало столько всего интересного. Но родители, зная увлекающуюся черту характера Стёпы, внимательно следили за его успеваемостью. И мальчишке приходилось стараться. Отличником он, конечно, не был, но учился хорошо. 
Как и подавляющее большинство советских детей в конце 1930-х годов Степан мечтал стать лётчиком. Конечно, ему по-прежнему очень нравилось кино, но именно небо стало его настоящей любовью. И Степан мечтал, что после окончания школы сумеет стать пилотом. Но этому не суждено было осуществиться. 
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В то время его отец Степан Владимирович из-за работы вынужден был покинуть Краснодон. И связь с семьёй поддерживалась благодаря письмам. Из них он и узнал, что сын всё свободное время проводил на краснодонском аэродроме, общаясь с лётчиками. За летние месяцы Степану удалось лишь несколько раз приехать к отцу в гости. 
Осенью тревожные мысли и настроения поселились не только в самом Краснодоне, но и во всём районе. Люди понимали, что фронт неумолимо приближается, Красная армия отступает. И народ со страхом ждал того момента, когда в город войдут оккупанты. Этого боялись все: и взрослые, и дети. Своими тревожными мыслями Стёпа поделился с отцом. Степан Владимирович, конечно, пытался как-то успокоить сына. Однако они оба понимали, что оккупация неизбежна. 
В начале 1942 года Степан Владимирович ушёл на войну. Сын его проводил и больше они не виделись. О всех героических и драматических событиях в жизни Стёпы, отец узнал позже. После того, как Краснодон был освобождён. Сам же Степан Владимирович отправился на Сталинградский фронт. А в июле 1942 года он потерял связь с семьёй – противник вошёл в Краснодон.

*** 

Когда город заняли немцы, Стёпа решил, что будет бороться с оккупантами. Он узнал, что в Краснодоне и районе он не один такой. Многие парни и девушки ушли в подполье, чтобы начать борьбу. И все они объединились в организацию «Молодая гвардия». К ней и примкнул Сафонов, оказавшись в группе Сергея Тюленина. 
Поначалу, как и все молодогвардейцы, Стёпа начал проводить агитационную работу с населением. Это было очень важным делом, поскольку люди сильно боялись и многие считали, что немцы теперь навсегда останутся хозяевами их жизни. Появились и коллаборанты. Одни оправдывали своё предательство желанием покончить с ненавистной советской властью. Другие же просто мечтали о власти и деньгах. Были и те, которые всеми правдами и неправдами хотел сохранить свою шкуру. 
С первых дней оккупации началось запугивание населения. Сначала коллаборанты разобрались с партийными большевиками, затем с евреями. Потом за решётку отправлялись те, кто высказывал своё недовольство новой властью. Кроме этого, «для профилактики» арестовывались и ни в чём не повинные люди. Цель была одна – запугать. И это работало. 
Именно со страхом и пытались бороться молодогвардейцы. Они, несмотря на юный возраст, понимали, что людям необходимо дать надежду. Надежду на спасение. И в такой непростой ситуации очень кстати пришлось увлечение Стёпы радио. При помощи более старших молодогвардейцев он сумел собрать радиоприёмник. И по ночам ребята тайно слушали сводки Совинформбюро. А потом писали агитационные листовки и распространяли их. 
Когда молодогвардейцы немного «оперились» и набрались опыта, они перешли к более сложным и опасным делам. Ребята подрывали вражеские машины, собирали оружие и боеприпасы, уничтожали склады с продовольствием, предназначенным для отправки в Германию. 

Приближалась 25-я годовщина Октября. И молодогвардейцы захотели обязательно отпраздновать такое знаменательное событие. На всеобщем собрании группа Серёжи Тюленина решила, что установит красный флаг над школой №4. А Стёпе поручили ответственное задание – заминировать древко, устроив оккупантам «сюрприз». 
Молодогвардеец Радий Юркин вспоминал: «В долгожданную ночь, накануне праздника, мы отправились выполнять задание. Шёл дождь. Погода была отвратительная, но на душе легко и радостно. Вот и школа. В здание мы вошли через чёрный ход. Поднялись на площадку верхнего этажа, откуда узенькая лесенка вела к тяжёлой, кованой железом двери чердака. Серёжа Тюленин первым поднялся по шаткой скрипучей лестнице, за ним с гранатами наготове мы, осмотрелись и сразу же принялись за работу. Степа Сафонов и Сережа через слуховое окно залезли на скользкую крышу. Дадышев встал у слухового окна, всматриваясь и прислушиваясь, не подбирается ли кто к нам. Я прикрепил полотнище знамени к трубе. Всё готово. Старший минёр Степр, как мы его потом прозвали, заявил, что мины заложены. Моросит осенний дождь, дует свирепый ветер, наше знамя гордо реет в воздухе, а внизу на чердаке лежат противотанковые мины, прикреплённые к древку знамени».
Утром весь город всполошился. Полицейские оцепили школу, не подпуская к ней людей. Они хотели, как можно быстрее снять красное знамя, но не получилось. На разминирование древка ушло много времени. 
В начале января 1943 года Краснодон накрыла волна арестов. Все молодогвардейцы оказались под ударом. И Серёжа Тюленин посоветовал бойцам своей группы как можно скорее покинуть город. Сафонов ушёл вместе с Юркиным. Причём им удалось взять с собой автомат. Выбравшись из города они какое-то время просидели в овраге. А затем отправились к реке Донец. На этом пути молодогвардейцев разошлись, вместе идти было слишком опасно. 

Через некоторое время Стёпа встретил советское танковое подразделение, которое медленно продвигалось к его родному городу – Каменск-Шахтинский. Сафонов попросил зачислить его в отряд. Командиру он откровенно сказал: «Это моя Родина, я здесь всё знаю». И парень стал красноармейцем. 
Бои за Каменск были тяжёлыми, изнуряющими. Степан старался ни в чём не уступать своим фронтовым товарищам. Ему в силу возраста приходилось нелегко, но он не подавал виду. В одном из кровопролитный январских сражений отряд, в котором находился Степан, пробирался к городскому вокзалу, где засели гитлеровцы. Этот бой стал для Степана и многих его боевых товарищей последним. Сафонов погиб, сражённый вражеской пулей. 
Только через месяц Красная армия смогла полностью освободить город. Советские солдаты подошли к разрушенному вокзалу и обнаружили тела, погибших товарищей. Среди них был и Степан Сафонов. Их всех похоронили в братской могиле на Рыгинском кладбище города. А на могиле поставили обелиск с надписью: «Здесь похоронены воины Советской Армии и член подпольной организации «Молодая гвардия» Степан Сафонов, павшие в бою за освобождение Каменска от немецко-фашистских захватчиков». Позже останки Степана были перезахоронены в могиле на площади Труда. 
Только в мае 1943 года Степан Владимирович узнал о трагедии. Он вспоминал: «5 мая 1943 года я получил страшную весть «сын погиб». В тот момент состояние было ужасное. Я дрожал, волосы становились дыбом, и я не мог воздержаться, чтоб не заплакать. Потянулись тяжёлые мрачные дни, а ещё тяжелее бесконечно длинные кошмарные ночи».
Степан Сафонов посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-степени. Награды за сына получила его мать в Краснодоне. 

5
1
Средняя оценка: 2.7803
Проголосовало: 132