Нина Минаева: «Бейте врага на фронте, а мы будем бить в тылу»

В середине февраля 1943 года советская армия освободила Краснодон. Это был самый желанный подарок для Нины на её девятнадцатилетие. Однако партизанка не встретила красноармейцев. Фашисты казнили её за месяц до их прихода. 

На центральной площади Краснодона расположена братская могила. В ней захоронены партизаны «Молодой гвардии». За каждой фамилией – история, полная героизма и драмы, мужества и трагедии. Краснодонская молодёжь бросила вызов фашистам-оккупантам, за что и поплатилась жизнью. В списке, среди имён и фамилий, есть Нина Минаева. А под ними – скрыта история советской девушки, чья жизнь оборвалась в восемнадцать лет. 
Нина Петровна Минаева родилась 2 февраля 1924 года в небольшом селе Столпчево, что в Орловской области. Когда ей было всего шесть лет, всё семейство перебралось в Горловку Донецкой области. Однако на новом месте Минаевы прожили лишь пару лет. После чего обосновались в посёлке Первомайка Краснодонского района. 
Семь классов Нина окончила в Первомайской школе №6. А затем начала учиться в доме знаний №4 имени Ворошилова. Девушка не отличалась какими-то особыми талантами, но компенсировала это трудолюбием и отдачей. Главные трудности у Нины были с точными науками, особенно с математикой. Но она старалась не отставать от одноклассников и много занималась дополнительно. Зато с гуманитарными предметами у неё не было проблем. Особенно Нина любила литературу. 
На летних каникулах перед девятым классом учитель задал список литературы, которую необходимо прочесть. И в сентябре выяснилось, что все книги прочитал только один ученик – Нина Минаева. Её любимыми писателями были Лев Толстой, Максим Горький, Виктор Гюго и Вальтер Скот. Нина знала наизусть много стихотворений Пушкина, Некрасова. Во время школьных праздников она читала произведения со сцены. Тогда-то учителя разглядели в Нине один талант – актёрский. И предложили заглянуть в театральный кружок. Просто посмотреть на занятия и на других ребят. Нина согласилась. И влюбилась в школьный театр. Особенно ей нравились постановки по пьесам Чехова и Островского. Девушка очень ответственно подходила к своим ролям, стараясь проживать жизни персонажей. И этим, конечно, подкупала преподавателей. В ней был талант. И все, кто видел Нину на сцене, пророчили ей блестящее театральное будущее. В какой-то момент Минаева даже стала помогать преподавателям вести театральный кружок. Если она видела, что кто-то из юных актёров не справлялся с ролью, она изучала персонаж, а потом подсказывала что и как нужно делать. 

Однажды в театральном кружке, когда Минаева училась в десятом классе, решили поставить спектакль по докладу Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина «Коммунистическая мораль, коммунистическая нравственность». Ей запала в душу роль болгарина Георгия Димитрова, который в 1933 году стал участником Лейпцигского процесса. Девушку сильно впечатлило то, как Димитров храбро держался перед фашистами и из главного обвиняемого ловко стал обвинителем. И суд его оправдал. И после разбора доклада Нина сказала своему другу Борису Клыго: «Если бы мне пришлось выступать перед фашистским судом, я постаралась бы поступить как Димитров. Правда я маленькая сошка, и, конечно, не смогла бы сделать всего того, что сделал он, но ведь и спрос то с меня был бы не тот. Я никак не могу согласиться, что вот нельзя доказать чего-нибудь». 
Нина входила в состав школьной агитационной бригады. А компанию ей составляли друзья – Люба Шевцова и Сергей Тюленин. Вместе они выступали на школьных мероприятиях, выезжали к шахтёрам и работникам подшефного колхоза. Они рассказывали людям о партийных планах, целях и задачах, а также о том, что уже удалось сделать. 
Жизнь Нины ничем не отличалась от жизни миллионов её сверстников. Она вступила в комсомол, много училась и занималась общественной деятельностью. Кроме этого, девушка старалась во всём помогать матери Наталье Фёдоровне, особенно в воспитании младших братьев. Дело в том, что отца давно не стало, и Наталья Фёдоровна одна обеспечивала большую семью. 
Летом 1941 года Нина окончила девять классов. Она хотела было уехать в другой город, чтобы поступить в медицинский институт. Несмотря на большой актёрский талант, Минаева решила, что больше пользы принесет, если станет врачом. Однако мечту пришлось отодвинуть на второй план. Наталья Фёдоровна, конечно, отпускала дочь, но Нина решила остаться. Она понимала, что матери будет очень тяжело одной. 
А уже 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война… 

 

*** 

Нина узнала, что в городской больнице Краснодона были открыты курсы медсестёр. Война способствовала осуществлению мечты девушки. Нина успешно окончила курсы, начала трудиться в поликлинике. С каждым днём количество раненых солдат, которых привозили с фронта увеличивалось. И настроение горожан становилось всё тревожнее. Новостные сводки тоже не радовали. Люди знали, что оккупанты стремительно рвутся на восток, захватывая всё новые территории. 
Однажды через Первомайку проходили отступающие части Красной армии. На какое-то время солдаты остановились в посёлке, чтобы отдохнуть и пополнить запасы. В доме Минаевых появился постоялец – капитан Иван Григорьевич Дубченко, являвшийся одним из командиров. Он сильно переживал из-за происходящего, но старался подбодрить людей. Однако суровой правды не скрывал, предупредил, что оккупация не за горами. Капитан предложил некоторым девушкам эвакуироваться, не дожидаясь прихода врага. Кто-то согласился, но многие отказались. Отказом ответила и Нина: «Уехать я не могу. Одно скажу. До свидания! Бейте врага на фронте, а мы будем бить в тылу. После войны встретимся и подытожим нашу работу». 
Несколько дней Дубченко провёл в доме Минаевых. Оказалось, что он был врачом по образованию и хорошо знал латынь. Когда выяснилось, что Нина тоже мечтала стать медиком, Иван Григорьевич начал с ней заниматься. В первую очередь, обучал латинскому языку, знакомил с тем, как правильно выписывать рецепты. 
Перед уходом Иван Григорьевич ещё раз предложил Нине эвакуацию, но она отказалась. И красноармейцы ушли, оставив город на растерзание приближающимся фашистам… 
В июле Краснодон и близлежащие населённые пункты были оккупированы. Немцы вели себя по-хозяйски. Сначала они взялись за евреев, потом добрались до партийных коммунистов. Никто не мог чувствовать себя в безопасности. К тому же, у немцев нашлись пособники – предатели из местных, которые стали полицейскими. 
Осенью Нина оказалась в списках молодых людей, которых должны были отправить в Германию на принудительные работы. Спастись можно было двумя способами: либо предоставить медицинскую справку о непригодности, либо официально устроиться на работу. Первый вариант отпадал сразу. И поэтому она устроилась приёмщицей на молокозавод. 
Вскоре Нина узнала, что по всему Краснодонскому району действует подпольная партизанская организация «Молодая гвардия». А в первых рядах – её старый знакомый Сергей Тюленин. И девушка присоединилась к подпольщикам. Сначала она выполняла мелкие, но очень опасные задания. Например, распространение агитационных листовок. У Нины было преимущество – её официальный рабочий день начинался рано утром, ещё до рассвета. И поэтому она спокойно шла по тёмным улицам, не боясь полицейских патрулей. Если её останавливали, она демонстрировала необходимый документ и шла дальше. Патрульных это устаивало, и они не занимались обыском. А Нина расклеивала листовки по пути на работу. 

Ближе к зиме Минаева стала преподавать немецкий язык у младшеклассников в школе посёлка Верхняя Краснянка. Параллельно она добывала оружие, боеприпасы и медикаменты для молодогвардейцев, вела агитационную работу среди населения. Матери и братьям она не говорила, что ушла в партизаны. Боялась, что это может им навредить. 
Зимой в Первомайке на некоторое время обосновались румынские солдаты, которые возвращались из-под Сталинграда. Молодогвардейцы, слушавшие сводки Совинформбюро, знали, что захватчиков удалось остановить у города на Волге. Шли ожесточённые бои, но чаша весов качнулась в сторону Красной армии. Оккупанты начали массово отступать. Понимая, что совсем скоро Красная армия дойдёт до Краснодонского района, юные партизаны решили встретить советских солдат. Они захотели взорвать отделение полиции и ликвидировать полицейских. 
Однако их грандиозным планам не суждено было осуществиться. В начале января 1943 года по всему району начались массовые аресты молодогвардейцев. Руководители групп собрали экстренное заседание, чтобы рассказать о трудной обстановке, а затем рекомендовали уходить. Но партизаны не послушались, почти все они остались на своих местах. Осталась и Нина. Она не могла бросить мать и братьев. 
11 января Минаеву арестовали. К тому времени уже большинство партизан находились за решёткой. Нину допрашивали, избивали, пытали, снова допрашивали. Но она молчала. Молчали и остальные заключённые. А ночью 16 января её казнили, сбросив в шурф шахты №5.  
В середине февраля город и район были освобождены Красной армией. Солдаты подняли тела молодогвардейцев из шахты и похоронили юных героев в братской могиле на центральной площади города. Посмертно Нина Петровна Минаева была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-степени. 
…Когда красноармейцы вошли в камеру, где ждала казни Нина, они увидели на стене рисунок – сердце, пронзённое стрелой, а внутри – фамилии девушек-партизанок. Рядом находилась надпись. В ней говорилось, что они знали о предстоящей казни, а закончили послание призывом: «Смерть немецким оккупантам!»

5
1
Средняя оценка: 2.96992
Проголосовало: 133