Врет как свидетель, или «Мертвые души»-2

Саша Кругосветов. Полет саранчи. — М.: АСТ, 2023. — 960 с. — (Городская проза).

Новая книга Саши Кругосветова «Полёт саранчи» — это два в одном, поскольку состоит из пары вставленных в повествование романов. В первом речь о бизнесмене и политике Борисе Березовском, и это на удивление художественная проза, а не очередная биография опального олигарха.

А вторая история — как раз нон-фикшн, поскольку речь о «демонах революции» и русских авантюристах начала прошлого века — Троцком, Азефе, Парвусе.
Все вместе, как оказывается — сравнительные жизнеописания. Почему именно этих персонажей? «Отчаянные игроки, в каждом можно усмотреть перекличку с характером и жизнью нашего современника — поясняет автор насчет Березовского. — Все очень похоже начинали, шумели, блистали и как под копирку бесславно закончили свои шумные и блистательные карьеры. Кроме того, как убедимся, наш герой взял всего понемногу от своих предшественников. Консерватор до перестройки, после — реформатор, и уже в девяностые «стал пламенным борцом новой революции, бескомпромиссностью и отвагой напоминая Троцкого, изобретательностью, ловкостью и хваткостью барыги — Парвуса, гибкостью и двуличностью, расчетливостью и коварством, сервильностью в кремлевских приемных — Азефа».
Таким образом, перед читателем — параллельно «революционным» событиям — проходит история ЛогоВАЗа, эпоха жесткого первоначального накопления капитала в стране и ее действующие полукриминальные лица. И главный герой этой истории — Сергей Турчин, которого, по сюжету, уже в наше время приглашают на радио поговорить о Березовском. Именно от его имени ведется повествования, поскольку возглавлял питерский филиал ЛогоВАЗА, как и автор романа, работая бок о бок с Березовским. Мысленно отвечая на вопросы, герой романа «проживает» всю свою жизнь. Первые совместные предприятия, первые компьютеры, которыми занимался ленинградский ученый Турчин, честные академики, мечтающие о советском Городе Солнца, талантливые проходимцы и барыги, а также те, кого вскоре все увидели на высших государственных постах: Сахаров, Ельцин, Попов, Старовойтова, Травкин, Собчак…

Гангстерские войны и культовые места Петербурга, закулисные игры и частная жизнь политиков — пестрый калейдоскоп событий подтвержден в романе документальным коллажем фактов из прессы того времени. «Автор, конечно, не может точно свидетельствовать обо всех этих поистине революционных событиях в жизни Санкт-Петербурга (как, впрочем, и Сергей Турчин), — уточняют в романе, — но о многих из них он знает не понаслышке и рассказывает достоверно, так что читатель может с полным основанием сказать: врет как свидетель».
В предисловии автор рассказывает, как колебался с названием книги — «Мертвые души-2», «Живые трупы», «Манкурты Золотых храмов», «Недолгий век зомби», но в итоге назвал ее «Полёт саранчи». И в дальнейшем, конечно, становится понятно, почему именно так. Ну, а поначалу все взлетали приблизительно одинаково. «Театральный режиссер Владимир Гусинский в кооперативе Металл лудил металлические изделия всех видов: от ручных браслетов до гаражей. Инженер-конструктор Михаил Фридман в кооперативе Курьер зарабатывал на мытье окон. Бывший комсомольский вожак Михаил Ходорковский впаривал молодежи варенки и поддельный коньяк. Товаровед Александр Смоленский, судимый когда-то за хищения социалистической собственности, создал кооператив Москва-3. А студент Роман Абрамович спекулировал зубной пастой и конфетами, играя на разности цен столицы и родной Ухты».
Иногда все это похоже на детектив, иногда — на приключенческий роман и даже боевик, когда, например, местный криминальный авторитет присылает гонца посмотреть на новую питерскую фирму, торгующую иномарками. И параллельно — история становления самого Березовского, ставшего пионером российской версии капитализма, начавшего с ЛогоВАЗа. С одной стороны, в его стратегии, принесшей неслыханное богатство, помогли личные связи с руководством российского автогиганта. А с другой, сработала карманная финансовая система, имеющая статус международной и настроенная на выкачивание всех денег из этого предприятия.

По мнению автора, приводящего цитаты многих людей, знавших Березовского, его герой особо не был ни ученым, ни коммерсантом, он был, как говорится, «нужным человеком». Доставал все, что угодно. Дефицитные автомобильные запчасти, постельное белье, билеты на спектакль Театра на Таганке, продуктовые заказы для ветеранов из Елисеевского магазина, книги Юлиана Семенова, подписку на библиотеку современной фантастики. Словом, нужный человек своего времени, выросший до политика и олигарха. «Нет сомнений, он считал себя Казановой, Калиостро, пророком и сверхчеловеком в одном лице, — отмечает автор. — Нет, не просто считал. В нем действительно дремал яростный и неукротимый характер, просто этого тогда еще никто не знал. До поры до времени не знал. Он и сам не понимал до конца своих возможностей и будущей судьбы».

5
1
Средняя оценка: 2.896
Проголосовало: 125