Анатолий Лопухов: выживший молодогвардеец
Анатолий Лопухов: выживший молодогвардеец
В январе 1943 года в Краснодоне начались массовые аресты молодогвардейцев. Анатолий Лопухов стал одним из немногих подпольщиков, которому удалось сбежать из оккупированного города.
Анатолий Лопухов родился 17 апреля 1926 года в небольшом шахтёрском посёлке Лотиково на Донбассе. Однако вскоре всё семейство перебралось в посёлок Сорокино (с 1938 года город Краснодон). Мать Полина Дмитриевна работала учителем в одной из местных школ, а отец Владимир (отчество неизвестно) трудился на шахте. Когда Толик подрос, стал учиться в доме знаний № 1 имени Горького. Поскольку Лопухов был прилежным учеником, его выбрали председателем ученического комитета.
Как и все советские дети того времени, Толик много читал, занимался в разных кружках, мечтал стать лётчиком. Всё свободное время он посвящал своей младшей сестре Люсе.
В 1941 году Анатолий окончил «семилетку» и продолжил учёбу в школе. Полным ходом шла Великая Отечественная война. И ближе к лету 1942 года над Донбассом нависла угроза оккупации. Сначала люди нерешительно перешёптывались, делясь друг с другом своими страхами. А потом разговоры о скором приходе фашистов стали всё громче и громче. Не прибавляли оптимизма и отступающие советские части. И рядовые, и офицеры, проходящие через Краснодон, говорили, что оккупации избежать не удастся. Они рассказывали о критическом положении на фронте, советуя людям эвакуироваться. Однако практически все жители города и района остались. Они надеялись на чудо, до последнего верили, что Красная армия всё-таки сумеет переломить страшную ситуацию. И в начале лета мирным жителям стало казаться, что их мечты сбылись. Советским войскам не только удалось остановить продвижение фашистов по Донбассу, но и начать контрнаступление. Однако радость была преждевременной. Успехи Красной армии оказались мимолётными. И уже в июле немцы вновь перешли в наступление.
Семейство Лопуховых не стало эвакуироваться. Да и многие жители Краснодона, которые попытались уйти, вернулись обратно. Фашисты продвигались очень быстро, перекрыв для мирных жителей все пути отступления. Вскоре в Краснодоне появились фашисты. Рано утром 20 июля в город вошла вражеская техника. Затем подошла и пехота. Так началась новая, трагическая глава жизни города.
Оккупанты с первого дня вели себя в Краснодоне как полноправные хозяева. Они быстро набрали отряды полицейских, собрав их из местных жителей – предателей. Затем при помощи коллаборантов фашисты стали уничтожать негодных. Первым делом – партийных коммунистов и евреев. Всех остальных людей они держали в страхе, угрожая тюрьмой и расстрелом за малейшую провинность.
Однако несмотря на запугивание, далеко не все жители Краснодона и района смирились с оккупацией. Едва ли не в каждом населённом пункте появились подпольные ячейки сопротивления. А к осени 1942 года они переросли в одну мощную организацию – «Молодую гвардию».
Стал молодогвардейцем и Анатолий Лопухов. Он, как и его соратники, занимался сбором оружия, боеприпасов и медикаментов. Кроме этого, парень участвовал в создании агитационных листовок, в которых партизаны призывали людей не верить оккупантам и не сотрудничать с ними. Толик не только составлял тексты «агиток», но и занимался их распространением. И это было очень опасным занятием. Если бы полицейские его поймали, то дело могло закончиться смертной казнью. Но молодогвардейцы не боялись сурового наказания. Не боялся и Анатолий.
Лопухов вспоминал: «Бывало, что в день, я распространял по 120-130 листовок по улице Садовой, около клуба, остальные – на базаре. Ходил по толкучке и всовывал в карманы».
Молодогвардейцы понимали, что распространение агитационных листовок – важная работа с населением. Народ был измучен и запуган. Вначале оккупации людям казалось, что их дни сочтены. И единственной возможностью спастись являлось сотрудничество с врагом. Подпольщики всеми силами старались переубедить народ. Парни и девушки по ночам слушали сводки Совинформбюро, в которых рассказывалось о положении на фронте. А затем составляли тексты листовок. И уже к зиме 1942 года стало понятно – фронт выравнивается. Красной армии всё-таки удалось остановить немцев. Да, бои за Сталинград всё ещё шли, но уже мало кто сомневался, что город устоит. А значит, скоро начнётся освобождение оккупированных фашистами территорий.
***
Активизировались и молодогвардейцы. Они совершили несколько успешных диверсий: подрывали вражеские машины, совершали налёты на склады с боеприпасами, сожгли биржу труда, освободили советских военнопленных. Кроме этого, подпольщики уничтожали скирды хлеба, которые немцы хотели отправить в Германию.
Чтобы отвести подозрение, Анатолий официально устроился на работу в местный клуб имени Ленина. А компанию ему составили Иван Туркенич и Василий Гуков. И в клубе подпольщики проводили заседания штаба «Молодой гвардии». Там же ребята иногда слушали новости по радио, а потом составляли агитационные листовки. Причем сначала партизаны писали тексты от руки, а потом организовали свою маленькую подпольную типографию.
И по-прежнему молодогвардейцы тратили много времени на поиски оружия и боеприпасов. Анатолий вспоминал: «Около здания бывшего горсовета стояла румынская машина. Мы сразу доложили об этом Туркеничу. Он предложил проверить. Полезли мы с Сережей Тюлениным. Я нащупал один карабин, потом нашли ещё 6 карабинов и 850 патронов. Эти трофеи мы перенесли на склад оружия. Только мы отошли от машины, как вышли два немца, подошли к машине, ничего не заметив, сели и уехали».
Успехи вскружили головы молодогвардейцев. Они перестали бояться того, что полицейские смогут выйти на их след. Полная уверенность в своих силах у партизан появилась после спецоперации, приуроченной к годовщине Октябрьской революции. В нескольких местах города ребята вывесили красные полотна. На жителей города это произвело мощное впечатление. А полицейские, несмотря на старание, так и не смогли поймать подпольщиков. Это был настоящий успех, в первую очередь, психологический. Мирные жители Краснодона окончательно убедились в том, что есть некая сила, которая готова бросить вызов оккупантам.
В самом конце 1942 года в войне произошёл перелом. И через Краснодон стали проходить отступающие части противника. Это были и немецкие солдаты, и румынские. Жители города затаились, как будто боясь сглазить грядущее наступление Красной армии. Не боялись только молодогвардейцы. Они захотели торжественно встретить своих и в качестве «подарка» атаковать задние полиции. Однако их планам не суждено было осуществиться.
Полицейские-предатели решили жестоко отомстить подпольщикам. На них началась охота. И уже в январе 1943 года последовали массовые аресты. Анатолий прекрасно понимал, что оставаться в городе очень опасно. Да и руководители партизанских групп советовали как можно быстрее покинуть Краснодон или же где-нибудь надёжно спрятаться.
Лопухову повезло. Он сумел незаметно для полицейский выбраться из города. На протяжении длительного времени Анатолий скрывался в шахтёрских посёлках и заброшенных шахтах от оккупантов. И постепенно добрался до деревни Александровка, что рядом с Ворошиловградом. Здесь Лопухов сумел перейти линию фронта и отыскал советских солдат. После чего добровольно вступил в ряды Красной армии. Так началась новая глава жизни вчерашнего подпольщика.
С боями Анатолий прошёл территорию сначала Донбасса, а потом УССР. Осенью того же 1943 года получил ранение, попал в госпиталь. А после выздоровления получил небольшой отпуск и приехал в Краснодон. Тогда-то он и узнал о трагической судьбе своих товарищей, которые решили остаться в городе. Лопухов побывал на братской могиле молодогвардейцев, после чего вернулся на фронт.
В сентябре 1944 года Лопухов начал учёбу в Ленинградском училище зенитной артиллерии. А затем встал во главе взвода артиллеристов. Параллельно Анатолий занимал ещё должность начальника политотдела.
Анатолию Владимировичу повезло. Он сумел пройти всю войну и вернуться домой. Вступил в коммунистическую партию, окончил военно-политическую академию, несколько раз становился депутатом городских и областных Советов депутатов трудящихся. По долгу службы Лопухову довелось жить в разных городах Советского Союза. И везде он вёл масштабную общественную работу, много рассказывал о «Молодой гвардии». Более того, Анатолий Владимирович занимался созданием музея в Краснодоне, посвящённого подпольщикам. И некоторое время был его директором.
За участие в Великой Отечественной войне Анатолий Владимирович получил орден Красной Звезды, медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени и «За отвагу». Не стало бывшего молодогвардейца в октябре 1990 года.