Антонина Иванихина: медсестра в «Молодой гвардии»

В «Молодую гвардию» Антонина Александровна Иванихина попала, успев пройти и огонь, и воду. Она оказалась в плену, но сумела сбежать и вернуться в Краснодон. После чего присоединилась к партизанскому движению. 

Антонина родилась 15 апреля 1923 года в посёлке Первомайка. Происходила из большой рабочей семьи – родители воспитывали восьмерых детей. Мать Ольга Дмитриевна занималась домашним хозяйством, а отец Александр Иванович трудился на шахте № 1-бис. Жили Иванихины скромно, как и все остальные. Но на детях это никак не сказывалось. 
Антонина училась в местной школе № 6, любила поэзию и концерты. Ни одно мероприятие дома знаний не обходилось без неё. В 1939 году девушка вступила в комсомол, стала думать о выборе профессии. В те годы подавляющее большинство мальчишек и девчонок грезило небом. В Советском Союзе произошёл настоящий лётный бум, ребята хотели стать лётчиками. Антонину, конечно, привлекала воздушная романтика, и она зачитывалась газетными статьями, в которых рассказывалось о подвигах Чкалова и других пилотов. Однако ей по душе была более приземлённая, но очень нужная профессия – Иванихина мечтала стать врачом. Но получить высшее образование Антонина не могла. И поэтому после окончания семи классов она поступила на курсы медсестёр. Отучившись, летом 1940 года, Иванихина начала работать в городской больнице города Краснодона. 
Весной 1941 года Антонина сменила место жительства. Она перебралась в город Надворная, что в западной части УССР. Здесь девушка стала работать в хирургическом отделении местной больницы. А 22 июня началась Великая Отечественная война… И в первые же дни противостояния Антонину призвали в армию, и она ушла на фронт. Иванихина была медсестрой и почти всё время находилась на передовой. Девушка оказывала помощь раненым бойцам на месте или же выносила их с поля боя. 
Сначала война для Советского Союза складывалась тяжело. Немцы давили и быстро продвигались на восток. Красная армия вынуждена была отступать. Не миновала эта участь и подразделение, в котором числилась Иванихина. С боями красноармейцы постепенно отошли до Киевской области. Здесь начались ожесточённые сражения. И так получилось, что подразделение Антонины оказалось в окружении. Шансов на спасение практически не было. И тогда Иванихина с другими медсёстрами решили спрятаться в хлебах. В 1941 году они выросли очень высокими, густыми… Однако немцев провести не удалось. Оккупанты подожгли поля. Девушки попытались спастись бегством. 
По дороге они обнаружили большое количество разбитой техники. А в одной из машин нашли одежду и смогли переодеться в гражданскую одежду. Затем добрались до села Терновка. Медсёстры думали, что этот населённый пункт был ещё не захвачен фашистами. Но девушки ошиблись. Антонину и её боевых подруг арестовали. После чего вместе с другими пленниками определили в фильтрационный лагерь, расположенный рядом с селом Звенигородка. Немцы переоборудовали под лагерь здания бывшего хлебозавода. По периметру он был обнесён плетнем и колючей проволокой, а охраняли его полицейские. В том лагере держали исключительно женщин. 
Под Звенигородкой Антонина пробыла недолго. Её перевели в фильтрационный лагерь, находящийся в Белой Церкви. Там условия содержания и отношение надзирателей были гораздо хуже. Особенно тяжело приходилось партийным коммунистам и евреям. Их немцы просто отправляли в подвал, расположенный в самом центре лагеря. Их практически не кормили и не давали воды. Соответственно, участь тех несчастных была предопределена… 

*** 

Однако Антонина не могла с этим смириться. Каждый день к лагерю приходили жители близлежащих сёл и деревень, которые приносили еду заключённым. Они перебрасывали её через забор в надежде, что людям достанется хоть что-то. Охранники строго следили за этим и отбирали еду, однако, заключённым всё равно удавалось припрятать несколько кусков хлеба. Свою долю Антонина всегда отдавала узникам подвала. Делала она это ночью, чтобы не заметили часовые. 
Спустя некоторое время стало понятно, что оставаться в фильтрационном лагере очень опасно, а надежду на чудо необходимо оставить. Условия содержания ухудшались, охрана ещё строже относилась к заключённым. Пошли слухи о том, что немцы хотят одну часть узников отправить на принудительные работы в Германии, а другую – казнить. И Антонина вместе с ещё несколькими девушками решила сбежать. На протяжении нескольких дней пленницы следили за часовыми и обсуждали план побега. 
Девушкам повезло. Они сумели сбежать из лагеря. Однако перейти линию фронта им не удалось. Около года Антонина вынуждена была скрываться от фашистов на прифронтовой территории Донбасса. Она пряталась то в одном селе, то в другом. И так медленно, но верно Иванихина приближалась к Краснодону. 
В город Антонина смогла вернуться только осенью 1942 года. Краснодон к тому времени был уже оккупирован фашистами. В городе девушка нашла свою младшую сестру Лилю. И та ей рассказала, что в районе действует подпольная организация «Молодая гвардия». Вскоре Антонина присоединилась к партизанам. На первых парах Иванихина занималась рутинной, но очень опасной работой: собирала оружие, боеприпасы и медикаменты. Оказывала, если требовалось, медицинскую помощь другим молодогвардейцам. Затем стала участвовать в написании и распространении агитационных листовок. И во всём помощь старшей сестре оказывала Лиля. Она тоже, рискуя жизнью, отправлялась на поиски оружия и боеприпасов. И девчонке часто везло. Однажды она принесла домой набитую патронами пулемётную ленту. В другой раз – целую сумку, доверху заполненную боеприпасами. Так, постепенно у молодогвардейцев стал собираться неплохой арсенал. Подпольщики, которые постоянно слушали сводки Совинформбюро, знали, что в войне начал происходить перелом. Волны немецких атак всё-таки разбились о красноармейские скалы. И теперь уже фашисты вынуждены были отступать, уходя с оккупированных земель. 

Молодогвардейцы, зная положение на фронте, решили встретить приближающиеся части Красной армии. И совершить нападение на здание полиции – именно для этого они скрупулёзно собирали оружие и боеприпасы. Подпольщики хотели самостоятельно разобраться с полицейскими. Дело в том, что все они были предателями, которые перешли на сторону оккупантов. И у молодогвардейцев на них была личная обида. 
Изменившаяся ситуация на фронте беспокоила и оккупантов. Понимая, что в случае приближения советских войск в Краснодоне и районе вспыхнет бунт, немцы решили «подстелить соломки». И поэтому началось экстренное формирование списка молодых парней и девушек, которых фашисты хотели отправить на принудительные работы в Германии. Враг решил, что именно они и будут главной действующей силой восстания. Эти списки находились на бирже труда. 
Когда молодогвардейцы узнали о замысле фашистов, то быстро спланировали и провели спецоперацию. В итоге, биржа труда была сожжена. Тем не менее, угроза отправки в Германию всё ещё сохранялась. Молодогвардейцы боролись с этим при помощи агитационных листовок. В них они призывали молодёжь прятаться, брать справки у врачей о непригодном состоянии здоровья или же устраиваться на работу. С последним пунктом помогали директора школ. Они направляли девушек в сельские дома знаний в качестве учителей. Так, например, удалось избежать отправки в стан врага Лиле. Её определили преподавателем немецкого языка в школе села Суходол.
С Антониной ситуация была сложней из-за того, что она совершила побег из лагеря. И когда в Краснодоне начались облавы, ей пришлось прятаться. 
В начале января 1943 года оккупанты всерьёз взялись за молодогвардейцев. Последовали многочисленные аресты. Лилю Иванихину схватили одной из первых. Лидеры партизанского движения уговаривали Антонину сбежать из Краснодона, но она отказалась, заявив: «Лиля и я должны быть вместе». Понимая, что к ним в дом придут с обысками, Иванихина уничтожила агитационные листовки. Затем перепрятала оружие и боеприпасы. Однако меры предосторожности девушку не спасли. 11 января она была арестована. На протяжении пяти дней ей допрашивали, избивали, пытали. Но добиться каких-либо признаний от неё фашистам так и не удалось. 
16 января Антонину и Лилю расстреляли, после чего тела девушек были сброшены в шурф шахты № 5. Вскоре Краснодон был освобождён, советские солдаты узнали о судьбе молодогвардейцев. Их тела были подняты со дна шахты и похоронены в братской могиле на центральной площади города. Там же покоятся и сёстры Иванихины. Девушек, по просьбе родителей, похоронили в вместе, в одном гробу. 

5
1
Средняя оценка: 2.81443
Проголосовало: 97