Почему лужи обижаются
Почему лужи обижаются
ПОЧЕМУ ЛУЖИ ОБИЖАЮТСЯ?
Огромная лужа перегородила весь двор.
– Пропусти, – просят прохожие.
– Плыви, ныряй, – смеется лужа. – Брызну. Не зевай! Пусть всегда идут дожди… Ты, прохожий, проходи.
– Упрямая лужа, – ворчат прохожие.
– Весёлая лужа! – отвечают им голуби с воробьями. – Хочешь – пей. Хочешь – купайся.
– Ура! – вторят Артём с Олей. – Лужа.
И запускают в луже кораблики.
Любопытное солнце выглядывает из-за тучи. Слушает, как одни лужу ругают, другие хвалят.
– В детстве бегали по лужам, а теперь вам дождь не нужен? – удивляется солнышко. – Эх, вы! Взрослые. Суровые, серьёзные. Забыли, как в лужах кораблики пускали. И под дождём танцевали. С солнечными зайчиками играли. Дружили со всеми – ветром, мотыльками, цветами, даже лужами. А лужи всё помнят. Вот и обижаются. Поэтому и не пропускают. Ждут, а вдруг призадумаетесь, всё вспомните и станете, как прежде – веселыми, беззаботными, озорными!
КЛАД
В субботу отправились мы на дачу. Привезли с собой семена, луковицы для посадки.
– Это что? – спрашивает Артём.
– Землю вскопаем и клад спрячем, – отвечаю.
Обрадовались они. Давай помогать. Достали мы лопаты, тяпки, набрали в ведёрко воду из колонки. У Артёма с Олей свои лопатки с ведёрками. Подходящего веса и размера.
Старается детвора. Пыхтят. Помогают.
К обеду всё вскопали, посадили, полили.
– А дальше? – спрашивают дружно.
– Надо подождать.
– Долго?
– Солнышко землю согреет. Дождик польёт. А тогда увидите, что будет!
– Ладно, – соглашаются.
– А клад для кого? – уточняет сын.
– Для нас.
– Это хорошо, – кивает он.
– Хорошо, – подтверждает Оля и прибавляет: – Интересно посмотреть на этот клад.
– Всему своё время, – говорю я.
… А к лету клад из земли вылез. Цветы, лук, укроп, петрушка, чеснок, мята. Вот все обрадовались!
ХВОСТИКИ
Июль. Жара нестерпимая. Эх, лето! Ждёшь тебя, ждёшь. А ты как озадачишь погодой! Понятно, почему из городской духоты сбегают все в лес или к морю. Не только загорать и купаться. Скорей уж спасаться!
Городской парк словно оазис! Высоченные деревья, которым больше, чем за пятьдесят, спасают от жары. И не только тенью и прохладой. Просто радуют взгляд. Шумят листвой. Птички, белки скачут с ветки на ветку. Одни распевают звонко. Другие щёлкают орешки.
Неподалёку пруд. Какие восхитительные блики на воде! Сверкают, переливаются, манят окунуться в воду. Утки так и делают. Плавают солидными пароходиками. Издают свои: кря-кря-кря! Ныряют. Выныривают. Хо-ро-шо!
А на огромной сосне огненные всполохи. Затеяли две белки детские горелки! Ух, как скачут огненными кольцами вверх и вниз. Но кольцами не горячими, а пушистыми!
Толпа собралась. Кто на смартфон снимает. Кто ахает и в ладоши хлопает. А белкам не до публики с её восторгами. Привыкли!
Артём с Олей хлопают в ладоши:
– Белки, белки играют в горелки!
– Хвостики рыжие так и мелькают, – пританцовывает Оля. – Ух!
А белки по стволу вжи-и-их…
И умчались по траве подальше от любопытных глаз. Ну и мы отправились дальше. Вдруг чего интересного углядим?
Пока гуляли, стихи сочиняли. Вот, что вышло:
Ах, какие всполохи
На солнечной полянке!
Рыженькие хвостики
Играют в догонялки.
– И как назовём стишок? – интересуюсь у них.
– «Хвостики»! – отвечают дружно.
ЁЖИКИ
Артём с Олей нашли ёжиков и восторженно вопят на весь парк:
– Ёжики!
– Ежата! Зелёненькие, с колючками…
На зов сбегаются ребятишки с детской площадки. Собирают в пригоршни. Айкают!
Артём с Олей бегут ко мне, поделиться радостью! У каждого по ёжику.
– Смотри, какие чудесные!
– Здорово! – отвечаю им.
– Можно поиграть с ними?
Я киваю. Сын с племянницей убегают строить для ёжиков домик в листве. Я присаживаюсь на скамейку. И тут слышу, как на детской площадке девчушка пяти лет подбегает к матери, тараторя:
– Ёжики! Ёжики…
Женщина отрывается от мобильного телефона. Смотрит на дочь в недоумении.
– Что?
– Ёжики, – поясняет ребёнок чуть тише.
Малышка пытается познакомить маму с новыми друзьями, на что та недовольно ворчит:
– Зачем тебе столько каштанов? Брось…
«Хорошо с детьми. Они выдумщики. Они умеют удивляться, – подумала я. Вздохнула: – А взрослые? Взрослые скептики».
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Ясное субботнее утро и заливистое птичье пенье звали к приключеньям! И мы решили отправиться в зоопарк.
– Ура! – запрыгали от радости Артём с Олей. – Скорей!
И помчались собираться.
– А что надеть? – кричит Оля из комнаты.
– Вот девчонки! – отвечает Артём. – А что ты всегда надеваешь?
– В гости я наряжаюсь, – сообщает Оля. – На улицу в удобном.
– Мама, как одеваться?
– В парадно-выходной или буднично? – задумалась я. – Смотря, как вы относитесь к нашему сегодняшнему походу.
– Мы к зверушкам в гости? Тогда надо нарядиться, – кричит Оля из комнаты.
– Я пойду, в чём удобно, – заявляет Артём.
Вскоре все были готовы. И мы отправились в зоопарк. Пешком. Мы любим гулять неторопливо, с пользой. Всё рассмотреть. Поговорить обо всём, что увидели, кого повстречали. В этот раз всю дорогу ребятишки обсуждали, сколько интересного их ждёт.
И вот мы пришли. Очередь в кассу – ого-го какая!
Подпрыгивают от нетерпения не только Артём с Олей, но и другие маленькие посетители:
– Когда же дадут билеты?
– Скорей бы внутрь!
– Что там?
– Как там?
Родители шикают, но усмехаются. Им понятно нетерпение детворы.
Мне тоже приходится сдерживать азарт и любопытство сына с племянницей. Хотя самой хочется оказаться в удивительном мире животных. И понаблюдать за ним вживую, а не с экрана телевизора, как было в моём детстве. Или с экрана компьютера, как делает сын с племянницей, у которых одна из любимых программ «Планета животных»!
– В зоомагазине, где попугаи, хомячки, рыбки, тоже весело, – шепчет Оля,
вертя головой во все стороны. – Но тут такое! Смотрите…
СТРАУС
– Ну и птица! – изумлённо замирает на ходу Артём.
– На балерину похожа, – внимательно разглядывает диковинное создание Оля. – Перья пышные, как пачка. Ноги дли-и-и-нные.
– Какие крылья! – Артём указывает на вольер, где важно расхаживает длинноногая и длинношеяя птица. – И как она с такими крыльями летает?
– Это страус, – поясняю любознательной детворе. – Он не летает. Не умеет.
– А как тогда он спасается от опасности? – хором спрашивают Артём с Олей.
– Бегает быстро.
– Ого!
– У него и шея длинная, – уточняет Оля.
– Это для того, чтобы видеть далеко.
– Ноги и шея такие, чтобы хищников заметить? – догадывается Артём.
– Правильно.
– Раз птица, то несёт яйца? – рассуждает Артём.
– Откладывает.
– Огроменные? – подхватывает Оля.
– Да. Одно яйцо страуса, как двадцать четыре куриных.
– Наверное, птенчики у страуса забавные? – умиляется Оля. – Вот бы поглядеть, какие они пушистые…
– Пух у страусят колючий, – говорю я. – Как у ёжика!
– Шутишь?
– Нет.
– Ха! – растерянно произносит Артём. – А что страусы едят?
– Страусы всеядны. Они питаются тем, что найдут на земле.
– Травой? Цветами? – Оля принялась оглядываться по сторонам. – Чем бы его покормить?
– Насекомыми, ящерицами, грызунами, – перечислила я.
– Ой! – Оля замерла на месте. – Пусть их лучше смотритель кормит.
– Идём дальше? – предложила я.
Детвора оживляется.
– Навестим слонов? – просит Оля.
И мы направляемся искать слонов. А по дороге ребятишки продолжают засыпать меня вопросами. Очень уж удивил их страус и его семейство.
– А кого страус может победить?
– Многих хищников.
– Как?
– Сильным ударом ноги с твёрдым когтем страус может ранить даже льва.
– Какая боевая птичка! – восхищается Артём.
– А знаете, как страус купается? – усмехнулась я.
– Как?
– Под дождём? – пробует угадать Оля.
– Страусы катаются в песке и пыли.
– Ну и купание!
– Какие смешные эти страусы.
СЛОН
А вот и слоны! Дети ахают. Хлопают в ладоши. Долго разглядывают величественных животных. Те не обращают никакого внимания на шумную толпу.
Насмотревшись и натолкавшись, Артём с Олей возвращаются ко мне.
– Какие популярные эти африканские слоны? – разводит руками сын.
– Пришлось на цыпочки вставать, чтоб разглядеть, – жалуется племянница и показывает, как тянулась она вверх, чтобы рассмотреть величественных животных.
– А почему все так хотят на слонов поглядеть?
– Сами как думаете?
– Слоны такие большие, – отвечает Оля. – Как гора! Поэтому?
– Хобот у них, – разводит Артём руки в стороны. – Во какой!
– Уши ого-го-го! – торопится ответить племянница. – Они ими обмахиваются. Как веерами!
– А хвостик у слона маленький, – хмыкает сын.
– Это вы так рассмотреть не успели? Ладно, расскажу вам о слонах, что знаю.
– Давай!
– Слоны родня мамонтам…
– Которые вымерли?
– Им.
– Только те мохнатые были, – вздыхает Оля. – Я в мультике видела про мамонтёнка.
– Ага. Он маму искал, а нашёл слонов! – обрадовался Артём.
– Слоны не любят одиночества, – поясняю им. – И очень грустят без родни.
– Как и мы? – даже подпрыгивает от неожиданного открытия Артём. – Как и люди?
– Да. Слоны огорчаются, если что-то не ладится. Радуются, когда всё хорошо. При встрече слоны здороваются!
– Как?
– Они обвиваются хоботами.
– Обнимаются?
– Да.
– Ух, ты!
– А ещё слоны улыбчивые животные.
– Да? – широко раскрывает глаза сын.
– Они улыбаются слонятам? – вскрикивает Оля. – Своим деткам! А те улыбаются родителям. В ответ.
– Какие слоны умные! – восхищается Артём.
– Да. У слонов прекрасная память. И вот, что удивительно! Взрослые слоны спят стоя, а слонята могут отдыхать, лёжа на боку. И плавают слоны отлично! Для общения друг с другом слоны используют разные звуки, жесты и позы.
– Круто!
– Класс! А ещё?
– Хобот очень важен для слона. Им слон ловко срывает листья с деревьев, собирает траву, поднимает брёвна и ветки. Некоторые слоны даже рисуют хоботом картины.
– Слон-художник? – изумляется Артём. – Во дела!
… Пока мы разговаривали о слонах, не заметили, как пришли туда, где шумно плескался бегемот! А с противоположной стороны настороженно следил за всеми хитрый крокодил.
– Куда пойдём? Направо? Налево? – взглянула я на любознательных ребят.
Тёма с Олей заметались.
– Куда?
– Туда?
– Нет. Туда!
– Направо куда? – растерянно уточнила Оля.
– У слонов спроси, – пошутил Артём. – Они ведь умные.
– Слоны, как и люди, бывают правшами и левшами, – усмехнулась я. – Так куда? К бегемотам?
– Давай, – согласились они.
– Что ж, свернём направо и понаблюдаем…
ПОНИ, ЁЖИК И ЖИРАФ
И мы поспешили дальше по присыпанной песочком дорожке. Мимо бежала нарядная пони. Маленькая расчудесная лошадка катала малыша. Тот вцепился в её гриву. Улыбался и погонял:
– Но-о-о, лошадка! Но-о-о-о.
– Трпрррру, – осаживала пони стройная подтянутая девушка в синем комбинезоне и кепке. – Спешить не надо.
Девушке важна безопасность. Она следит, чтоб наездник не упал. Вот и придерживает пони.
Артём с Олей провожают маленькую лошадку взглядом.
– Ёжику никто на шею не сядет, – задумчиво говорит Оля. – Да?
– Зато у жирафа сколько может поместиться! – указывает на вольер с жирафами Артём.
Они довольно переглядываются и хором просят:
– Давай сначала к жирафу заглянем?
И мы спешим навестить это уникальное животное…
– Почему жираф уни… Как ты сказала? – Артём выжидающе поглядывает на меня.
– Уникальный, – подсказывает Оля. – Да?
– Потому, что на жирафа никто не похож.
ВСЁ БЕРЕЧЬ И ВСЕХ ЗАЩИЩАТЬ
…Вот и завершилось наше удивительное приключение в зоопарке.
Артём с Олей идут молча.
– Понравилось? – спрашиваю у них.
– Очень! – отвечают одна восторженно, второй серьёзно.
– О чём тогда задумались?
– Сколько вокруг удивительного? – тихо бормочет Оля. – И сколько всего надо знать!
– Знать и защищать! – неожиданно громко произносит Артём.
– И беречь, – прибавляет Оля.
– Молодцы! По мороженому?
– Ура-а-а!
… Уже возле самого дома Оля просит:
– А мы туда ещё сходим?
– Непременно.
– А на кого надо учиться, чтобы всё беречь и всех защищать? – выпаливает Артём.
– Хороший вопрос, – я внимательно смотрю на них. Затем решаюсь: – А сами, как думаете?
– Надо просто много учиться, – сразу отвечает Оля. – И тогда легко выбрать, кем быть. Так?
– Правильно.
– Надо быть добрым, смелым, – перечисляет Артём. – И сильным.
– И внимательным, – улыбаюсь я. – Чтобы замечать, сколько рядом чудес.
Они дружно переглядываются.
– Эх, хорошо погуляли! – улыбается Оля.
– Хорошо, – соглашается Артём.
Художник : М.М. Остхейзен.